Аркадий КОРОТОВ, Николай ЕФРЕМОВ
САЛОН НЕВИДИМЫХ ИДЕЙ
Кто из профессионалов, работающих в индустрии AV-развлечений, не мечтает о собственной студии? Такой, чтобы заказчик сел в кресло, нажал кнопку «Кино» и забыл про всё на свете. Наверняка среди инсталляторов, специализирующихся на проектировании систем высокого уровня, таких найдётся немало. Что ж, одно дело просто хотеть, и совсем другое — добиваться результата.
Акустическая обработка в студии проведена по высшему разряду. Каждый элемент интерьера работает на достижение нужного результата
Впрочем, всему свое время. Например, директор ростовской студии «Эффект Моцарта» Ростислав Романычев к пониманию, как увлечь клиента высококачественным звуком и изображением, тоже пришёл не сразу. Сначала пришлось многое испытывать на себе: экспериментировать с оборудованием различных производителей, беседовать с разработчиками АС и AV-компонентов, побывать во многих известных студиях звукозаписи.
В итоге Ростислав пришёл к выводу, что мелочей в процессе проектирования быть не должно. И пусть помещение его 7-канальной студии не такое большое, как настоящий кинозал, зато условия максимально приближены, с одной стороны, к голливудским студиям, а с другой — эмоциональной атмосфере настоящего театра. Размещение акустики и AV-компонентов, естественно, скрытое. Всё спрятано в ниши, на виду только видеопроектор, и такое решение полностью оправданно. Во-первых, ничто не отвлекает зрителя от просмотра, во-вторых, не нарушается дизайнерская идея. И наконец, главное — даёт возможность сделать качественную акустическую обработку помещения. Конечно, ради этого частью полезного пространства пришлось пожертвовать, но качество звучания при проектировании ставилось превыше всего.
Парадный вход в студию «Эффект Моцарта»
Достаточно большая длина (8 м) студии навела на мысль организовать вторую стереозону прослушивания. Здесь пригодился профессиональный опыт Ростислава в сфере car audio, ведь для достижения качественного звука в ограниченном пространстве автомобильного салона приходится учитывать каждый сантиметр. Здесь та же ситуация. Фронтальная стена, кроме организованных в ней «посадочных» мест для акустических систем и сабвуфера, выполняет ещё несколько функций. В ней установлен резонатор Гельмгольца для поглощения избыточных басов, а также полки для AV-компонентов и дисков. Всё задумано так, что любой кабель легко поменять, не вынимая аппарат — для этого достаточно выдвинуть на себя часть фронтальной стены, которая сделана в виде потайной двери, и войти в аппаратную. Особых усилий для этого не потребуется — надежный механизм отодвигает массивную секцию легко и непринуждённо. Возможно, в будущем привод имеет смысл механизировать, тем более что с электричеством Ростислав «на ты». Взять хотя бы организацию плавной регулировки света в студии, изменение цвета подсветки, управление всеми компонентами и IP-камерами видеонаблюдения с помощью iPad.
Однако вернёмся к звуку, а точнее, к выбору акустических систем. Исходя из накопленного опыта, приобретённого в поездках на фабрики производителей акустики и при многочисленных прослушиваниях, в качестве фронтальных громкоговорителей и колонки центрального канала были выбраны встраиваемые системы Triad Gold InWall 6 из второй сверху линейки после Platinum. В боковые стены спрятали Gold InWall 4 и такую же пару врезали в потолок для реализации тыловых эффектов.
Басовый канал отдан на откуп сабвуферу Procella Audio P15, как одной из лучших инновационных разработок в данной области. Остальное оборудование выбиралось не менее скрупулёзно из каталога разных производителей. Например, новейший театральный предусилитель/процессор ADA Cinema Rhapsody Mach IV B, помимо качественного декодирования аудиоформатов высокого разрешения, имеет богатый арсенал цифровых и аналоговых входов/выходов. Для расширения архитектуры предусмотрены сетевые порты Ethernet LAN и ADA Bus, а также два триггерных входа. Усилитель мощности тоже непростой — 7-канальный Krell S-1500.
Чтобы раскрыть высокий потенциал акустики и усилителей, в систему включили источники соответствующего класса — BD-проигрыватель OPPO BDP-93 с поддержкой 3D и спутниковый HD-ресивер Intek HD-S10VAOP. Достойное качество видео поддерживается HD-проектором JVC DLA-X9B, который создаёт на 120-дюймовом звукопрозрачном моторизованном экране Screen Research Supreme 2 естественное, контрастное и в меру яркое изображение.
Для начала мы с Ростиславом посмотрели фрагмент из фильма «Край». Оторваться от экрана просто невозможно — замысел звукорежиссёра, эмоциональный накал действия и трёхмерная звуковая картина, — всё это передавалось с потрясающим реализмом. В какой-то момент даже показалось, что паровоз на полном ходу действительно въедет в нашу студию. Можно предположить, насколько сильные впечатления испытали бы от подобного эффекта зрители на заре кинематографа, с какой скоростью они вскочили бы со своих мест. Многие посетители отмечают, что в студии они открывают уже виденные фильмы вновь.
От музыкальных саундтреков впечатления тоже очень сильные. Известный концерт Пола Маккартни я смотрел, будто в первый раз — полное ощущение сопричастности к происходящему. Здесь сказывается точность звуковых настроек, которые сначала делались на слух, а затем были перепроверены профессиональным измерительным оборудованием. Калибровка изображения проводилась с помощью специального программного обеспечения. Так что работа была проделана колоссальная, но и результат налицо.
Оборудование
- Видеопроектор JVC DLA-X9B
- Проекционный экран Screen Research Supreme 2 In-ceiling slot 120”
- BD-проигрыватель OPPO BDP-93
- Спутниковый HD-ресивер Intek HD-S10VAOP
- AV-процессор ADA Cinema Rhapsody Mach IV B
- Усилитель мощности Krell S-1500
- Акустические системы:
- — фронтальные и центральный канал Triad Gold InWall/6
- — боковые и тыловые Triad Gold InWall/4
- — сабвуфер Procella Audio P15
- Кабельная продукция Atlona
- Система управления: iPad (ПО iRidium mobile)
Тыловые громкоговорители встроены в потолок
На потолке между двумя светодиодными лампами установлена панель, улучшающая звучание на высоких частотах
Двухъярусный кронштейн позволяет установить как минимум три видеопроектора
Комфорт для слушателей и продуманная система управления — важная составляющая любого развлекательного комплекса
Колонка центрального канала Triad Gold InWall/6 для экономии места расположена вертикально
Видеосигнал от AV-процессора к проектору передается по HDMI-кабелю
В нише установлены BD-проигрыватель OPPO BDP-93 и спутниковый HD-ресивер Intek HD-S10VAOP
Выключить свет, опустить экран и начать смотреть кино можно с помощью одной виртуальной кнопки. Удобное кресло принимает несколько положений спинки и подставки для ног
Акустика подключена к 7-канальному усилителю мощности Krell S-1500
Экран Screen Research Supreme 2 занимает всю фронтальную стену, а после сеанса автоматически убирается в потолок
Настройка звука в студии проводилась с помощью профессионального оборудования и программного обеспечения
Боковые каналы (Triad Gold InWall/4) встроены в акустически подготовленные ниши
TRIAD — СЕРЬЁЗНАЯ АКУСТИКА ДЛЯ СЕРЬЁЗНЫХ КЛИЕНТОВ
Компания Triad была основана в 1982 году Ларри Пекстоном (Larry Paxton), который и поныне остаётся её президентом. Офис и производство находятся в Портленде, втором по количеству населения городе штата Орегон.
В ассортименте Triad самая разная акустика, как обычная, корпусная, так и предназначенная для скрытой установки в стенах и потолке. Вся она изготавливается под конкретный заказ, причём индивидуально не только подбирается отделка, но могут быть пересчитаны и размеры корпуса под конкретное посадочное место. О серьёзности подхода говорит тот факт, что большую часть клиентов составляют дилеры и крупные инсталляторы, входящие в ассоциацию CEDIA.
Для отделки достаточно прислать на фабрику кусочек шпона, обивки мебели или обоев, под которые нужно подобрать цвет акустики или её грилей. Грили компания какое-то время получала из Китая, но сейчас они снова производятся в США, что позволило повысить качество и организовать индивидуальный подход к каждому изделию.
Все проекты просчитываются на компьютерах с использованием трёхмерной графики. Акустика Triad настолько уникальна, что для неё разрабатываются не только корпуса и кроссоверы, но и сами драйверы. После этого создаётся опытный образец, который проходит многочисленные испытания в безэховой камере. Для элитных линеек подбираются пары АС с одинаковыми характеристиками, в основном для озвучивания фронтальных каналов.
Для усиления жёсткости корпуса имеют массу внутренних перегородок и стяжек, да и сами стенки иногда состоят из нескольких заготовок. У моделей серии LCR Platinum, например, передняя панель состоит из нескольких листов MDF со слоями демпфирующей мастики. Кроссоверы собираются из лучших комплектующих, которые можно купить за деньги. Драйверы — это либо серийные модели верхних линеек известнейших европейских производителей (Scan-Speak, Seas и т.д.), либо изготовленные ими же по спецификациям Triad.
Все акустические системы выпускаются в четырёх конструктивных вариантах: InRoom (для установки в открытом пространстве); OnWall (для настенного крепления); InWall (встраиваемая в стену) и InCeiling (встраиваемая в потолок). Каждый из них проектируется отдельно для получения максимально возможного качества звучания.