То, что комната является важнейшим компонентом аудиосистемы, мы констатировали не раз. Более того, на нашем сайте вы найдёте несколько публикаций с описанием конкретных примеров акустической обработки. В них речь идёт о помещениях, предназначенных исключительно для прослушивания музыки и не слишком подходящих для повседневной жизни. Сегодня же мы познакомимся с уникальным проектом, в котором системы класса High End встроены в заранее подготовленное жилое пространство.
ЖИЗНЬ ВНУТРИ ХАЙ-ЭНДА
Московская инсталляционная компания TOPHIEND решила пойти другим путём — не загружать комнаты средстваими акустической обработки, а сделать пространство комфортным для прослушивания музыки другими способами. Квартира, в которой мы находимся, расположена в элитном комплексе недалеко от Белорусского вокзала. И интерьером она совершенно не похожа на жилище продвинутого аудиофила, хотя таковым, как позже выяснилось, является в полной мере.
О том, как без вмешательства в интерьерный дизайн удалось подготовить помещение для интеграции аудиоистемы ультимативного уровня, рассказывает Валентин Проворов, менеджер компании TOPHIEND, принимавший активное участие в реализации проекта.
— Валентин, я правильно понимаю, что вы приобрели квартиру на нулевой стадии, а затем, используя многолетний опыт в инсталляционной сфере, превратили её в пространство для комфортного прослушивания музыки?
Мы реализуем аудиосистему в том окружении, в котором она должна существовать, если говорить о технике действительно высокого класса. Hi-Fi и High End начального уровня можно расположить и в обычных условиях, но чтобы почувствовать, за что мы платим при покупке дорогих систем, необходимо реализовать целый комплекс инженерно-технических мероприятий, соответствующих современной High End инсталляции. Прежде всего это замена вводных силовых линий на более мощные, подготовка щитовой с соответствующей автоматикой, прокладка выделенных линий на зоны прослушивания, сетевые решения Ethernet, позволяющих передавать данные, необходимые для прослушивания файлов высокого разрешения и качественного стриминга. А также — вибро- и шуморазвязки, позволяющие изолировать эти помещения от внешних факторов. Всё, чтобы система могла раскрыться по максимуму.
С другой стороны, чтобы слушатель мог оценить уровень системы, подружиться с ней, ему самому требуются условия, позволяющие это сделать. Нужно не просто поставить в комнате стойку случайным образом, а вписать технику в комфортное жизненное пространство. Нынешний объект — демонстрация не только самой системы, но и того жизненного пространства, которое может её окружать.
Есть и ещё одна причина, почему мы не стали делать обычную акустическую обработку, хотя это наша основная специальность. Разумеется, мы рассчитывали этот проект, было даже несколько вариантов под эти помещения. Все они улучшали акустический результат на 5 — 10%, но при этом пришлось бы принести в жертву дизайн, который вы видите. Решили пожертвовать этими процентами, но сохранить домашний интерьер. В конце концов, дизайн хай-энд техники тоже разрабатывается под жилые интерьеры.
— Проценты процентами, но без обработки проблемы с басом неизбежны.
Как раз наоборот. При всех мерах, принятых нами для шумо- и виброизоляции помещения получилась одна большая бас-ловушка. Ничего не гудит, и мы даже пытались вернуть бас.
— С помощью сабвуфера?
Это очень интересная и важная тема, которую можно обсуждать бесконечно. В домашнем театре два встроенных сабвуфера, с задержками и фазовыми настройками, выставленными в ресивере. Но в стерео мы их не используем потому, что точно согласовать основную акустику с басом по времени невозможно. Получится компромисс, который улучшит отдачу на НЧ, но фазо-частотная характеристика будет безвозвратно испорчена. Мы же представляем в России системы YG Acoustics, у которых фазовые отклонения не превышают ±5 градусов и не видим смысла этот параметр ухудшать.
— Я вижу здесь две озвученные зоны…
На самом деле полноценных зон прослушивания три. Первая — высоко специализированная комната с высоким уровнем аудиокомфорта, хотя, как уже говорилось, без специальных средства акустической обработки. Это абсолютно жилая комната в современной отделке, сделанная известным итальянским архитектурным бюро Architetture Arno. Технические средства, тем не менее, там есть — прежде всего, хорошая вибро- и шумоизоляция, и в это были вложены значительные средства. Проект разработан совместно с британским институтом Филипа Ньюэлла, а с российской стороны подрядчиком выступила известная компания Acoustic Group, которая занимается строительством студий и т.п.
Сначала делалась основная силовая стяжка, затем укладывались эластомеры в виде крупной сетки, затем следующая заливка, и получился пол, полностью виброразвязанный от здания. На плавающем основании установлены оконные блоки с бронированными стёклами, чтобы исключить вибрации. Многослойные звукоизолирующие стены — на той же платформе.
Ещё две зоны — гостиная, совмещённая с кухней, и комната отдыха, в которой пока системы нет, но также предусмотрены все инженерные системы для размещения любой стереосистемы с таким же комфортом, как в остальных помещениях.
Но есть и четвёртая зона, это домашний кинотеатр, совмещённый с основной комнатой прослушивания. Но всё оборудование, относящееся к ДК, имеет независимую подводящую инфраструктуру. Это полноценный комплект Dolby Atmos 5.4.2 со скрытой акустикой, поскольку в данном проекте театральная тема абсолютно факультативная. И хотя мы на стали строить систему ультимативного уровня, чтобы не вторгаться в жилое пространство, качество картинки достаточно высокое. Под встроенную акустику делались специальные каркасы и бетонные основания, поэтому через фронтальные АС вполне можно и музыку слушать. Так что у нас тут три рума, четыре зоны.
Да, и вот что ещё важно при разработке пространства для прослушивания: отказавшись от акустической обработки, мы сильно вложились в организацию бесшумного пространства. Одна из составляющих — климатические условия: вентиляции, кондиционирование и отопление. В обычных квартирах всё это, как правило, сильно шумит, гремит и т.д. Здесь это исключено. Все системы спроектированы чрезвычайно сложно и дорого: там где нужно два воздуховода, у нас шесть. С огромным запасом, с расчётами по уровню шума, который кратно ниже всех норм. Система клапанов автоматически перенаправляет свежий воздух в те комнаты, где больше всего людей.
— Распределительный щит питания, как в этой квартире, не часто увидишь. Почему так сложно?
Существует масса концепций организации питания для систем высокого класса. Мы, исходя из более чем 20-летнего опыта, пришли к выводу, что ни регенерация, ни фильтрация, ни трансформаторная развязка не требуется, если в силовой сети нет серьёзных проблем. Гораздо эффективнее правильная организация щитового пространства, качество линий, подводящих напряжение от общедомового ввода в квартиру, и грамотная разводка внутри объекта.
Здесь особые меры не потребовались, т.к. мы заранее провели экспертизу всех систем на объекте, включая качество воздуха, воды и электропитания, так что покупатель может быть уверен, что приобретёт высокоэкологичный объект.
Конечно, если вы живёте за городом в частном доме, обязательно должны быть элементы безопасности стереосистемы, стабилизация напряжения и т.д. Но на объектах с современными инженерными системами, как правило, этого не требуется.
Достаточно выбрать наименее зашумлённую фазу, на которой нет блоков питания диммеров, иных импульсных источников и размещаете на ней свое оборудование.
По щитам — использование немагнитных блоков предохранителей и самих предохранителей, затем секция аудиофильских УЗО от немецкой компании Doepke. Дальше — рубильники, управляющие каждой зоной. Схема простая, но эффективная. Стоимость внушительная, но учитывая уровень проекта, вполне оправданная.
Немаловажный вопрос — локальная сеть для передачи данных. На всех наших объектах она делается медной витой парой 6-й категории, но здесь она в качестве резерва, все основные 10-гигабитные лини оптоволоконные. Корневой свитч — с оптическими портами, и на все четыре зоны разведено оптоволокно для полной гальванической развязки потребителей.
Кроме этого, организован бесшовный Wi-Fi с качественными свитчами Ubiquiti, точками доступа и оптическими развязками. Ethernet подведён сербскими кабелями WAY Cables.
— Валентин, несколько слов о вашей компании и брендах, которые она представляет в России.
Компания TOPHIEND родилась в результате объединения инженерно-технического коллектива, который в течение 20 лет работал в сфере частных и коммерческих инсталляций. Озвучивали дома, особняки, большие кинотеатральные и концертные залы. В последствии было решено реализовать идеи, накопленные за время работы. То, что вы видите в этой квартире — первое направление компании.
Второе обусловлено пониманием того, что без дистрибьюции хорошей техники двигаться дальше в области High End инсталляций сложно. Мы провели исследование рынка, в т.ч. и на зарубежных форумах, чтобы узнать, какие бренды реально интересны аудиофилам. В результате у нас сейчас стабильно 12 — 14 брендов, в России они не очень известны, но в Америке и Азии весьма популярны. Главная, конечно, компания YG Acoustics, выпускающая наиболее технологически продвинутые акустические системы в мире. Они купили английский институт Cambridge Acoustics с парком суперкомпьютеров и теперь делают расчёты корпусов, головок и фильтров, в т.ч. и для других производителей.
Тут же встал вопрос об усилении, и специалисты из YG сами посоветовали обратить внимание на Block Audio, компанию из Чехии, которая поставляет в Северную Америку технику ультимативного класса. Мы стали дистрибьюторами и этого бренда. Всё сделано настолько качественно, что ни отнять, ни прибавить. Lessloss, компания из Литвы, выпускает цифровую технику — конверторы и разные улучшатели звука, начиная от кондиционеров звукового поля до файрволов, которые включаются в разрыв слаботочных линий и улучшают звучание. Есть у нас и кабели, упомянутые выше WAY Cables.
— Видел у вас в стойке усилитель Tierra Олега Шаманкова, который я слушал на выставке «Российский Hi-End». Он у вас случайно?
А это как раз наше третье направление –производство собственной техники. Мы исследовали акустику и усилители, разработанные российскими специалистами, тестировали их в своих трактах. Выяснилось, что при своей стоимости они вполне могут составить конкуренцию импортным образцам. Вот и решили выкупать некоторые российские разработки и доводить их до мелкосерийного производства и при этом достичь уровня часовых мануфактур — выпускать техники немного, но такого качества, чтобы её можно было передавать по наследству.
Комментарии [1]
Арам
Очень интересное интервью. Спасибо! Оказывается, на стадии ремонта можно даже пол «развязать» в квартире. Не знал об этом.