В странное время живем. Могли ли мы представить еще пару-тройку лет назад вчерашнюю новость о появлении на стриминговых сервисах несуществующей группы? Навряд ли. А тут открываешь телеграм и читаешь:
«Группа The Velvet Sundown появилась две недели назад и уже набрала 300 тысяч слушателей. Её сгенерировала нейросеть: музыку, названия треков, обложки, описания в стиле «Лос-Анджелес 1970-х встречает берлинские рейвы». Не существует ни одного фото с концертов, ни строчки упоминания до нынешнего месяца. И это не просто генеративный эксперимент — это способ стримингов жадно обойтись без артистов. <…> ясно, что мы уже в новой реальности, где музыкантов заменяет имитация, а эмоции — алгоритм».
Пока однозначны на этот счет, впрочем, только сетевые алармисты, но, судя по всему, они скорее правы. Вы только взгляните на картинку слева! Да, мы научились отличать ИИ-генерации от реальных фото несмотря на то, что они становятся все лучше. С музыкой примерно то же самое: сгенерированные треки всегда чем-то отличаются от реальных. Так что, Velvet Sundown, пусть вам промпты и писали неглупые и знающие люди, вы не для меня, как-нибудь обойдёмся.
Тем более что есть и другие примеры.
Буквально в минувшем июне, например, произошло событие, которое более чем стоит внимания. Наш экс-соотечественник, ныне живущий в Австралии и скрывающийся под псевдонимом Art Found, тоже записал ИИ-альбом. «…Замысел родился очень давно, при прослушивании Alan Parsons Project. Идея не исполнять свои песни самому, а использовать сессионных музыкантов и певцов для каждой композиции была взята именно оттуда. Современные технологии позволили заменить сессионных музыкантов и вокалистов генеративными инструментами и записать композиции в точности так, как это задумал автор», — пишет он с земли антиподов.
Судя по описанию, очень серьезно отнесся к воплощению своей идеи. Небесталанный поэт и, судя по всему, профессиональный музыкант, Art Found «написал тексты и задал основные мелодические линии композиций». Остальное сделал ИИ.
«Suno?», — спросил я его, имея в виду самый популярный в искусственно созданной музыке инструмент. «Нет, сложнее», — уклончиво ответил мне собеседник, так что кухня производства осталась секретом.
Несмотря на отчетливые признаки ИИ — некоторые косяки в произношении искусственными вокалистами русских слов (неверные ударения, например) и несколько «неживой» тембр духовых — за масштабной работой (15 треков!) очевидно стоит то, что именуется «величием замысла». То, что автор называет «темами времени, памяти, ностальгии, личной философии…», оборачивается панорамной картиной рефлексии относительно человеческого бытия на рубеже веков. За этими песнями встает отчетливый образ самого Art Found: явно интеллигентного человека средних лет из крупного, но не столичного города, обладающего серьезным жизненным опытом, наслушанного, при этом достаточно самоироничного… Трудно отнести эту музыку к какому-то одному жанру, ясно лишь, что это поп-музыка отечественного происхождения, причем не чересчур усложненная, но отсылающая то к авторской, то к советской эстрадной песне, то к португальскому фаду, то к диско, то к отечественному року конца 1970-х/начала 1980-х, и сквозь все это временами слышатся отголоски босса-новы и еще чего-то с той же стороны земного шарика. Сам Art Found в качестве источников вдохновения называет, среди прочих, Гал Косту, Венсана Делерма, Маризу, Джейкоба Коллиера… Впрочем, послушайте сами.
И напоследок — самая интересная деталь. Наш сегодняшний герой, меломан и ценитель хорошего звука (он регулярно делится итогами своих виниловых розысков), пошел на логическое завершение своего эксперимента, издав свое произведение в виде полноценной виниловой пластинки. Фактически тем самым он вписал свой псевдоним в историю: отпечатав этот частный релиз тиражом всего 100 экземпляров, он сделал его не только первым русскоязычным альбомом, созданным с применением ИИ, изданным на виниле, но и коллекционным артефактом.
Вот вам два примера использования тех самых новейших технологий, которые, судя по всему, очень скоро станут обыденностью. Какой из способов обращения с ним выбирает ваш колумнист, наверное, понятно. Ну, а ваш выбор остается за вами.
Комментарии [9]
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Этой «синтетической» музыки в сети сейчас навалом. Особенно в жанрах коммерческого джаза, блюза, попсы. В нашей «Пятерочке» она фоном играет. Меня от нее тошнит. Слушать такое — то же самое, что жевать муляжи фруктов.
Andre
Полностью солидарен. К чему публиковать статью о мусоре, когда тех же шедевров прошлого — слушать-не переслушать. Сейчас благодаря Сети лично у меня только в очереди на прослушивание больше двадцати тысяч треков стоит, и все из 80-х-90-х годов прошлого века — боюсь, оставшейся жизни не хватит их все хотя бы по разу прогнать. И плюс к ним чуть ли не каждый день для себя открываешь что-то новое… из прошлого.
Николай ЕФРЕМОВ
Если вы не заметили: статья не о синтезированной музыке, исполненной живыми музыкантами (программистами), а о том, что под руководством человека ИИ уже может создать законченный музыкальный проект, включая и вокальные партии. Это технология гораздо более высокого порядка.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Николай, я называю «синтетической» музыку, которую сгенерировал ИИ. Музыку, исполненную на синтезаторах, я очень люблю — с 1970 г, когда впервые услышал. И к сэмплерам я нормально отношусь, поскольку вся электрооная машинерия — это всего-лишь инструменты, не более того. Поскольку есть живой композитор, а на чем он играет, уже не важно — хоть на ложках или стиральной доске. У музыки, которая сгенерирована ИИ, нет композитора, и в этом ее проблема. У ИИ нет эмоций, хотя он может их имитировать. А музыка — это прежде всего, эмоции. Вот их отсуствие и вызывает у меня отторжение.
Алекс К
Интересно, что если не сказать вам, что музыка синтезирована ИИ, так ведь скорее всего и не отличите от обычной. Мне кажется артисты российской эстрады уже вовсю используют ИИ в своих произведениях, только, в отличие от авторов обсуждаемых альбомов, об этом не сообщают своим слушателям.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Алекс K, не знаю, как вы, а я легко отличаю. К тому же есть чисто формальные признаки: сгенерированные обложки, отсуствие информации о реальных исполнителях, а главное — эмоциональная пустота. И, кстати, посредственное качество звучания — видимо, чтобы полностью имитировать реальную запись, не хватает вычислительных мощностей. Особенно это заметно на вокале — он грязный.
Алекс К
Некоторые утверждают, что слышат разницу при соединении колонок разными кабелями. При этом они видят, какие толще и им они нравятся больше. Вам тут сказали про ИИ и вы сразу же нашли какие то недостатки. А не сказали бы, так, думаю, что и не нашли бы.Только слепой тест даст правдивый ответ. Послушайте какого-нибудь последнего Агутина с Варум. Она в интервью намекала, что ИИ уже прочно вошёл в обиход музыкантов. И скажите, где вживую, а где ИИ. Я вот разницы особой не вижу. Может она и есть, но, думаю, чем дальше тем менее она будет заметна.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Алекс К, я тоже утвержаю, что слышу разницу между разными кабелями. Более того, я потратил около года, чтобы подобрать оптимальные провода для своей системы кабели. Причем выбирал между относительно недорогими — даже они звучали очень по-разному. Если вы не слышите разницу, это значит, что ваша система не чувствительна к кабелям (такое бывает у бюджетной или профессиональной техники), либо у вас проблемы со слухом.
Частичное использование ИИ в работе реальными музыкантами — это одно, а музыка, которая полностью «сочинена» нейросетями — это совершенно другое. Мы сейчас говорим о втором случае. ИИ может выполнять рутинные операции за человека, и в этом нет ничего зазорного. Сейчас многие зарубежные университеты разрешили студентам использовать ИИ при подготовке курсовых и дипломных работ — при условии, что текст ими переработан. Но ИИ не может придумать ничего нового, он не обладает способностью к творчеству. Максимум, на что он способен — это имитация. Мне кажется, вы просто не слышали музыку, которая полностью сгенерирована ИИ.
Andre
И с режущими слух ошибками. Короче, чтобы они там ни мудрили с «технологиями высоких порядков», живого человека компьютер никогда не заменит.