В распоряжении редакции оказались сразу три новейших силовых кабеля Physics Style, созданных по той же эксклюзивной биметаллической технологии, которая применяется и для топовых изделий марки. Образцы идентичны по длине, но отличаются вилками. И это дает нам редкую возможность куда более обстоятельно изучить влияние продвинутых «силовиков» на звучание эталонной системы.
ПОВЕЛИТЕЛИ ЭНЕРГИИ
Бытует мнение, что в проектировании кабелей для питания аудиокомпонентов нет ничего сложного. Но, в отличие от интерконнектов и акустических кабелей, у которых известно, в каком диапазоне электрических и физических параметров работают проводники и изоляторы, к «силовикам» применимы две постоянные величины (частота и напряжение электросети), а все нагрузочные и прочие характеристики, которые должны быть учтены в конструкции кабеля, могут отличаться в сотни раз!
Например, музыкальный источник, отбирающий от электросети ток в несколько десятых или даже сотых ампера и практически не меняющий свое потребление от режимов работы, может оказаться особо восприимчив к наводкам и искажениям синуса в питающей линии. Это значит, что на первый план выходит защищенность подвода питания от помех.
Совсем другой характер потребления у усилителей и ресиверов с оконечниками в классе AB и особенно — у «холодных» B, H, G или D. Необходимый им ток может скачкообразно меняться в широких пределах (достигая в пиках чуть ли не десятка ампер), а в некоторых случаях вообще будет промодулирован аудиосигналом в широкой полосе частот, поэтому на качество звучания прямое влияние могут оказать все LCR-параметры кабеля и его разъемов.
Особый случай — питание усилителей и моноблоков класса А, которые даже без сигнала непрерывно отбирают от электросети ток в десятки ампер. Они создают не только приличную нагрузку, но, как правило, чувствительны и ко всем потерям или отклонениям в линиях питания переменным током — к асимметрии полуволн, сопротивлению на контактах, емкости между проводами фазы, нейтрали, земли…
Слушаем вслепую
Это объясняет, почему в тестах силовых кабелей порой выявляется, что какие-то образцы дают улучшение лишь с источниками, какие-то — с усилителями, а некоторые лишь в комбинации с определенными фильтрами, розетками или другими кабелями питания, что сильно затрудняет и оценку, и подбор.
При этом в тестах межблочников и акустических кабелей мы много раз убеждались, как хорошо работает принцип монобрендовости и односерийности — изготовленные по одинаковым технологиям и инженерной идеологии соединители часто гораздо лучше влияли на звучание системы, чем какая-либо разносортица.
Изготовленные по одинаковым технологиям и инженерной идеологии соединители часто гораздо лучше влияли на звучание системы, чем какая-либо разносортица.
Может, и при подборе силовых кабелей с их противоречиями стоит следовать тому же подходу? Теоретически это, кстати, оправдано — если «силовики» имеют некий универсальный набор высоких параметров под любые компоненты, не вносят собственных ограничений, то правило должно сработать.
Вот это мы сейчас и собираемся проверить на новейших кабелях Physics Style. Чтобы не оказаться предвзятыми, до самого конца эксперимента мы не запрашивали у Александра Рабеева, разработчика этих кабелей, каких-либо технических подробностей и даже близко не представляли стоимость этих образцов. И здесь, по тексту обзора поступим также: сначала изложим все впечатления, которые зафиксировали при прослушиваниях, и лишь затем выдадим подробности о новинках.
Разница сумм
Итак, в нашем распоряжении серьезная и вполне отлаженная аудиосистема с акустикой Wilson Audio, компонентами dCS и Boulder. Первоначально они получали питание по кабелям, которые были как минимум на пару порядков дороже наших испытуемых. «Силовики» Physics Style одинаковы на вид, но на двух установлены вилки Furutech FI-11 с родиевым покрытием контактов, а на третьем — точно такие же, но с позолотой. Далее для краткости их так и будем называть: «родиевый» и «золотой».
Получаем: более отчетливые второй-третий планы, которые стали проявляться даже на электронных композициях; больше основательности и подчеркнутой ритмичности в басе.
Для начала меняем всего один кабель в системе — подаем питание на dCS Vivaldi Upsampler через «родиевый» образец (во всех заменах проверялась фазировка). Получаем:
более отчетливые второй-третий планы, которые стали проявляться даже на электронных композициях; больше основательности и подчеркнутой ритмичности в басе, но с толикой гулкости; более острые ВЧ. На роковых композициях — чуть меньше яркости и чуть больше прохлады, но в ущерб ясности. На классике интереснее: больше глубины и фундаментальности с эффектным расширением переднего края сцены.
Далее тот же dCS Vivaldi Upsampler питаем через «золотой» образец. Передача пространства похожа на вышеописанный вариант, заметна прибавка масштабности, но в остальном — немало отличий. Гудящие басовые составляющие будто сместились в более высокую область и насытили нижнюю середину. На классике стало слышно больше тонких нюансов, фоновых шорохов. На электронике усилилась простая ударная динамика, четче проступила атака, но укоротились послезвучия. На рок-музыке появилась какая-то напряженность в верхней середине.
Добавляем в систему второй кабель Physics Style — «родиевой» версией подаем питание на цифроаналоговый конвертор/пред dCS Vivaldi APEX DAC. И тут же отмечаем важное и интересное изменение: скачком возрастает разрешение по ВЧ, но меньше подчеркиваются цифровые оттенки! Для электронных композиций — это буквально то, что надо, в звучании появилась органичность. Рок-музыка получается более скульптурной и образной в средней части диапазона, хотя не такой драйвовой в басовой части и чуть более «крэшовой» на ВЧ. Больше всего выигрывает классика — возрастает ясность отдельных инструментов, богаче деталировка сцены, возрастает воздушность, реалистичнее подается вся оркестровая динамика и в итоге рождается очень ценное ощущение переноса в концертный зал.
Для некоторых систем с недостаточно твердым почерком и суховатым басом такие изменения могут без весьма полезны.
Если подать питание по «золоту» на ЦАП/пред, а по «родию» на цифровой апсемплер, то синергия вообще другая. На БСО уплотняется нижняя середина, выделяются деки инструментов и на таком фоне весь оркестр звучит уже не так прозрачно-атмосферно. На роковых и электронных композициях отмечаем признаки потепления тонального баланса и утяжеления драйва. Для некоторых систем с недостаточно твердым почерком и суховатым басом такие изменения могут без весьма полезны — никакими упрощениями в пространстве сцене, передаче мелких деталей и динамических контрастов этот вариант не чреват.
Пользуясь вторым «родиевым» образцом, мы также выяснили, как новые Physics Style влияют на звучание моноблоков. Эксперимент ставили на D’Agostino, которые изначально были подключены к питающей сети кабелями за 4000 евро. После замены звучание системы приобрел больше открытости, текстурности и крупных деталей, но все это — ценой некоторого ухудшения пространственного порядка и добавления не самой приятной перчинки на верхах. Однако стоило поставить на питание транспорта-апсемплера Vivaldi «золотой» образец, как снова включилась некая музыкальная синергия, которая приносила в звучание всей системы больше комфорта, чистоты и выразительности.
Вывод: в подборе силовых кабелей высокого класса придерживаться одной идеологии стоит однозначно.
Полосы движения
Ну а теперь, как обещали, собственно, о новинках, которые мы тестировали. Это Physics Style Everest EX-N. Они оценены в 240 тысяч рублей за длину 1,35 м и сделаны на базе модели Everest EX. Главным отличием является разделённая на трое оболочка — она добавляет толщины всей конструкции, сужает выбор подходящих вилок (на заказ, к слову, возможен монтаж более дорогих Furutech FI-50 NCF), зато не снижает гибкости и позволяет практически исключить взаимное влияние проводников.
В кабелях используются токопроводящие группы, собранные из биметаллических полос. В каждом канале фаза (L) и ноль (N) симметричны и имеют сечение по 5,2 кв. мм. В разрезе каждого — 12 слоев особо чистой меди и 24 слоев ультрачистого серебра. Линия заземления выполнена из круглых биметаллических проводников медь/серебро сечением 1,5 кв. мм. Токопроводящие группы имеют сверхнизкую площадь контакта с диэлектриком. При сборке выполняется дополнительная полировка поверхностей проводников и трехкратная двухступенчатая криогенная обработка.
В кабелях используются токопроводящие группы, собранные из биметаллических полос. В каждом канале фаза (L) и ноль (N) симметричны и имеют сечение по 5,2 кв. мм.
У нас не было возможности напрямую в одной системе сравнить новинки с предшественниками Everest EX, но в другом сетапе мы сопоставили новый EX-N Everest Power первого поколения — кабелю, который тестировался в редакции еще пять лет назад и хорошо нам известен.
Тот «Эверест» тоже был недёшев и в нём применялись биметаллы большого сечения, но не в виде лент, а как обычные 19-жильные скрутки. В системе кабель, как правило, давал мощную прибавку детальности и фундаментальности, красиво раскрывали пространство и тембры, но при этом можно было уловить какие-то навязчивые, а порой и агрессивные оттенки на ВЧ. Изделия поколения EX-N обеспечивают передачу верхнего регистра более нейтрально. Какой-то повторяющейся подкраски, которую можно было бы объяснить заменой кабеля питания, не было замечено ни на одном этапе прослушивания.
Комментарий от Александра Рабеева: «Кабели в тесте были совсем новые, хотя существует мнение, что вся конструкция (кабель плюс разъемы) приобретает заданные свойства после 200 ч работы. Хотя я заметил, что и 50 часов достаточно».
СИСТЕМА
- Сетевой ЦАП dCS Vivaldi Upsampler + Vivaldi APEX DAC
- Моноблоки Boulder 2150 Mono Amplifier и D’Agostino Momentum M400
- Акустические системы Wilson Audio Alexia V
- Кабели
- межблочные Kubala/Sosna Sensation
- акустические Crystal Cable Monet
- силовые Cammino Reference и NordOst Valhalla
Редакция благодарит салон Huge Sound за помощь в проведении теста
Комментарии [2]
Иван Мельников
в продолжение…я сам увлекаюсь электроникой…и лично заметил следующий эффект — если в усилителе реально мощный блок питания который может непрерывно поддерживать выходную мощность усилителя полностью в режиме синуса и практически без просадок ( а усилителей с такими блоками питания считанные единицы) то как правило сетевой кабель мало влияет в таких конструкциях на звук. А вот если блок питания слабый то эффект более выраженный чаще бывает от замены кабеля. А вообще все тут методом тыка — включил послушал сравнил — либо слышишь изменения либо нет….а если слышишь изменения и кабель тебе «понравился» то при наличии денег бери его и все….универсальных кабелей к сожалению не существует, как и прямой зависимости типа — чем дороже, тем лучше…
Иван Мельников
Автор извините, но насчет потребления тока от сети вы сильно погорячились….какие такие усилители моноблоки класса А могут потреблять от сети десятки ампер? По канонам класс А с КПД в 20% при выходной мощностью 200-300 ватт (а про более мощные моноблоки класса А я не слышал) предполагает непрерывное потребление мощности из розетки ну никак не десятки ампер. десятки ампер это как минимум 20 ампер например. 20 ампер при напряжении 220 вольт это грубо 4.5 квт мощности. Обычная розетка рассчитана максимум на 16А. Моноблок класса А с выходной мощностью даже 300 ватт это 300*5=1500 ватт, два моноблока это 3000 ватт, но поскольку каждый моноблок подключается одним кабелем то это всего 5А в пике. А у усилителей класса АВ ток потребления и того меньше…нет никаких десятков ампер в принципе. Не то что я считаю что кабели на звук не влияют….влияют но по разному и в одних случаях разница разница слышна в других нет…а поскольку обычно в сетевых кабелях сечение редко меньше 2кв.мм, то насчет возможности выдержать мощность можно вообще не заморачиваться, выдержит мощность….просто нужно подключать кабель и слушать — или слышишь эффект или нет…вот и все.