Такой бескомпромиссный подход при создании усилителей редко встретишь даже в самом высоком ценовом сегменте High End Audio. Американский оконечник — четырёхблочный, с раздельными шасси не только для самих каналов, но и внешних блоков питания. При этом выходные каскады однотактные, на советских прямонакальных триодах ГМ70 — именно для них создаются самые лучшие условия работы из всех возможных.
Чтобы не нарушать концепцию, слушаем усилитель со столь же уникальной акустикой.
КОМПОЗИЦИЯ В ЧЕТЫРЁХ ЧАСТЯХ
Прямонакальный триод в однотактном выходном каскаде не просто классика High Audio — с таких усилителей начиналась история звуковоспроизведения. В наше время такая схемотехника считается анахронизмом, представляющим интерес лишь для узкого круга меломанов со специфическими музыкальными вкусами. На самом же деле DHT усилители (Direct Heated Triode) с точки зрения звуковой сигнатуры, обусловленной линейностью выходного каскада с коротким спектром искажений — лучшее из всего, что было придумано человечеством для воспроизведения музыки. Да, определённая жанровость DHT имеет место, но, как показало наше нынешнее прослушивание, её можно свести к минимуму за счёт грамотной схемотехники и правильной организации питания.
Эталон ватта
Напомню, что Владимир Ламм (известный читателям советского журнала «Радио» как Владимир Шушурин) — наш бывший соотечественник, уехавший в США и основавший там в 1989 году компанию Lamm Industries. Мы неоднократно встречались с ним в Москве на хай-файных выставках, и в Лас-Вегасе на CES, и он как-то сказал: «Я бы никогда в жизни не стал заниматься лампами — усилители на них страшно дорогие и громоздкие, но если пытаться получить такой же звук от транзисторов, получится ещё дороже». Компромиссов Владимир в своих усилителях не признавал.
Lamm ML3 Signature, пожалуй самая амбициозная разработка мастера. Стерео усилитель мощности состоит из четырёх блоков по 36 кг каждый. Обвязку, необходимую для идеальной работы ламп, компактнее сделать было просто невозможно. Входной каскад построен на двойном триоде 12AX7/ECC83 с высоким усилением, затем сигнал разгоняется четырьмя двойными триодами 6Н30П-ДР — они обеспечивают амплитуду порядка 100 В, необходимую для раскачки выходного триода ГМ70. Эта лампа работает в «чистом» классе А1 (без захода в сеточные токи) на линейном участке характеристики при анодном напряжении 1200 В. Каждый моноблок выдаёт до 32 Вт мощности вне зависимости от сопротивления нагрузки — оптимальное согласование с ней достигается благодаря отводам вторичной обмотки выходного трансформатора для колонок с импедансом 4, 8 и 16 Ом. Огромный выходник, намотанный по индивидуальному заказу на EI сердечнике, установлен на шасси через виброразвязывающие втулки. Именно на него и дроссель анодного питания (под кожухами в задней части шасси) приходится львиная доля всей массы моноблока.
ГМ70 работает в «чистом» классе А1 (без захода в сеточные токи) на линейном участке характеристики при анодном напряжении 1200 В.
Характерная особенность: Владимир не признавал общей обратной связи и старался не применять её в своих усилителях. Тем не менее, в ML3 есть два тумблера, которые вводят в выходной каскад ООС глубиной 1,2 и 2,4 дБ. Как шутил сам разработчик, они предназначены для того, чтобы вы могли сами услышать, как обратная связь ухудшает звук. На самом деле при введении ООС уменьшается выходное сопротивление усилителя, что может оказаться полезным для демпфирования малочувствительной акустики с тяжёлыми НЧ-диффузорами. Также предусмотрена подстройка анодного тока выходной лампы с контролем по прибору, который идёт в комплекте.
Сигнал на вход моноблока подаётся либо по RCA, либо по псевдобалансному XLR, в котором третий контакт соединён с «землёй». В однотактном усилителе балансное подключение пришлось бы организовывать либо с помощью входного трансформатора, либо дополнительного лампового каскада. С перемычкой в разъёме можно подключить предусилитель с балансным выходом без лишних деталей на пути сигнала.
При введении ООС уменьшается выходное сопротивление усилителя, что может оказаться полезным для демпфирования малочувствительной акустики с тяжёлыми НЧ-диффузорами.
Элементная база в усилителе — тщательно отобранная в ходе контрольных прослушиваний. Это металлопленочные резисторы Dale и Caddock военного грейда, электролитические конденсаторы Cornell-Dubilier и United Chemi-Con, пленочные — Electrocube, Elcon и Roederstein. Разъемы — позолоченные Neutrik и Furutech.
Каждый моноблок питается от собственного внешнего источника ML3-PS, имеющего сравнимые габариты и массу. Высокое напряжение выпрямляется шестью кенотронами 12AX3 и сглаживается несколькими дросселями. Для питания анодов и накалов используются раздельные трансформаторы, включая и один с особой намоткой для нагрева катода ГМ70.
ML3-PS подключается к моноблоку многожильным кабелем с круглым резьбовым разъёмом.
Музыка как материальная субстанция
Как всегда, перед началом прослушивания знакомимся с системой. Источник в этот раз очень серьёзный — медиасервер/сетевой проигрыватель Aurender W20SE с цифроаналоговым конвертором dCS Vivaldi Apex, который использовался и в качестве предусилителя. У акустических систем Blumenhofer Genuin FS1 SE чувствительность 97 дБ, 16-дюймовые бумажный басовик и твитер в деревянном рупоре. Кабели — Kubala Sosna и Cammino.
С Lamm ML3 Signature невольно расслабляешься с первых же минут прослушивания: в их характере есть всё, что только может пожелать аудиофил и меломан в одном лице.
Мне неоднократно доводилось слушать однотактники на ГМ70, в т.ч. и очень дорогие, и при всех достоинствах класса А часто бывало ощущение, что в звуке чего-то не хватает. Иногда баса, иногда общей динамики, а иногда и того, и другого. С Lamm ML3 Signature невольно расслабляешься с первых же минут прослушивания: в их характере есть всё, что только может пожелать аудиофил и меломан в одном лице. И прежде всего, лёгкость и прозрачность звучания с потрясающей пластичностью. Именно за слитность даже очень сложной музыки однотактникам и прощают все недостатки, но в нашем случае и прощать-то было не за что — упомянутая пластика сопровождалась глубочайшим басом и совершенно не ламповой резкостью удара в нижнем регистре. Усилитель контролирует огромные диффузоры, но при этом у них достаточно свободы, чтобы удар не получался сухим и безжизненным; после мгновенной атаки слышен отклик помещения, в котором записывался трек. Приятно поразила и та лёгкость, с которой звуковое давление взлетало от едва слышимых нот до реального удара по ушам. Столь быстрая реакция полезна и для правильной передачи микроконтрастов — гитарный аккорд отзывается на прикосновение медиатора богатым созвучием вибраций, которые постепенно растворяются в воздухе. Именно так и происходит при живом исполнении.
Третий концерт Рахманинова для ф-но с оркестром — потрясающая своим правдоподобием картина с настоящим оркестровым размахом. Редкая гармония между солирующим инструментом и струнным аккомпанементом, музыка буквально льётся, смысловые акценты и ритмическая структура произведения чрезвычайно точны. Каждая музыкальная фраза абсолютно самодостаточна, но тут же усиливается мощной поддержкой оркестра. Остаётся лишь удивляться столь прочной эмоциональной связи солиста с огромным слаженным коллективом. Рояль абсолютно натурален — и атака каждой ноты в аккорде, и характерный отклик гигантской деки, особенно в нижней октаве…
Каким образом поток невесомых электронов в вакууме может совершать такую работу, для меня настоящая загадка.
Но моноблоки играючи проходят и более суровые испытания. Такие записи, как «Кармен-Сюита» в исполнении на ударных инструментах при демонстрации ламповых усилителей обычно не ставят — легко получить смазанную динамику и/или искажения на пиках. ML3 Signature выдаёт сложнейшую звуковую структуру без малейших затруднений — с чётким разделением ударов по силе и тональности, с точным ритмическим паттерном и такой динамикой, что отдельные удары сотрясали массивное кресло-реклайнер. Каким образом поток невесомых электронов в вакууме может совершать такую работу, для меня настоящая загадка.
В этом и заключается, на мой взгляд, преимущество прямонакальных триодов — линейность и короткий шлейф гармоник с доминированием благозвучной второй составляющей дают ощущение абсолютной правдивости тембров с правильным соотношением тихих и громких звуков. На любой громкости музыка звучит живо, с натуральными динамическими перепадами. Характерная, между прочим, черта усилительного тракта без общей обратной связи, которая снижает нелинейные искажения, но увеличивает фазовые и интермодуляционные. Что мы, собственно, имеем в большинстве транзисторных усилителей.
Правда, с ООС мы моноблоки тоже послушали. С отзывчивыми «Блюменхоферами» это не дало ровным счётом ничего, кроме слегка подсушенного удара и снижения общей «атмосферности» звуковой сцены. Впрочем, не исключаю, что с более тугой акустикой от ОС будет какая-то польза.
В целом же общение с ML3 Signature оказалось очень полезным — удалось понять, какое фантастическое звучание может выдать самая обычная ГМ70 (без графитового или медного анода), если создать ей идеальные условия. И склонен согласиться с разработчиком — добиться подобной музыкальности от транзисторного усилителя вряд ли возможно за сравнимые деньги.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Aurender W20SE
- ЦАП dCS Vivaldi Apex
- Акустические системы Blumenhofer Genuin FS1 Mk III
- Платформы Neo Quattron Reference
- Кабели:
- межблочные Kubala Sosna Imagination
- акустические Cammino SPK 6.1 Ref
- сетевые Kubala Sosna Fascination Power
Lamm ML3 Signature
Производитель: Lamm Industries LLC (США)
Выходная мощность: 32 Вт (16, 8 или 4 Ома) || Лампы: 12AX7/ECC83, 4 х 6N30П-EВ, ГМ70 || Полоса воспроизводимых частот: 8,5 Гц — 32 кГц (0/-3 дБ, 1 Вт, 16 Ом) || КНИ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,3% (1 Вт, 16 Ом)/3% (30 Вт, 4 Ома) || Скорость нарастания выходного напряжения: 5 В/мкс || Отношение сигнал/шум: -92 дБ (А) || Усиление 16, 8, 4 Ома: 28,2, 25,2, 22,2 || Входы: RCA, псевдо балансный XLR || Выходы: 4, 8, 16 Ом || Номинальная чувствительность: 0,85 В || Входное сопротивление: 41 кОм || Демпинг-фактор 16, 8, 4 Ома: 2,58 || Глубина ООС: 0, 1,2, 2,4 дБ || Требования к электропитанию: 100/240 В, 50/60 Гц || Потребляемая мощность: 400 ВА || Габариты усилителя/блока питания: 406 х 517 х 370/660 × 533 × 356 мм || Масса усилителя/блока питания: 35,9/36,4 кг || Цена за пару: $190 000