Имя Скотта Вейланда редко встретишь сегодня на страницах музыкальных журналов (там, где они еще остались), да и сетевые медиа не балуют им меломанов. А ведь еще пару десятилетий назад он был одной из самых харизматичных, хотя и проблемных, звезд мирового рок-н-ролла. Его 30-летняя карьера, в которую вместились легендарная группа альтернативного рока из Сан-Диего Stone Temple Pilots, супергруппа Velvet Revolver и его сольные работы доказывают, что для Скотта всегда главным оставалась музыка, а не бесконечные битвы с алко- и наркозависимостью, увы, закончившиеся преждевременной смертью.
Подростком он увлекался британской новой волной; попав на концерт Black Flag, Скотт самозабвенно бросился в волны американского панка. В 1990-м его тогдашняя группа Mighty Joe Young подписала контракт с Atlantic; через год она сменила название на Stone Temple Pilots. Отсюда началась история.
STP почти мгновенно превратилась в одну из главных рок-групп эпохи. 12 лет восхитительных, сложных, временами психоделических гимнов, которые требовали огромных арен (признаем честно: таких творческих амбиций не было ни у Кобейна, ни у Лейна Стэнли, с которыми вместе Вейланда не раз вписывали в великую троицу 1990-х), закончились, увы, роспуском группы, причиной которого стали, увы, бесконечные излишества вокалиста и связанные с ними аресты и скандалы.
Спасение пришло в образе супергруппы Velvet Revolver, созданной экс-участниками супергруппы Guns’n’Rosesс Слэшем, Даффом МакКаганом и Мэттом Сорумом вместе с гитаристом группы Wasted Youth Дэйвом Кушнером. Записанные этой компанией единомышленников (как минимум в области избавления от зависимостей) два альбома вошли в число самых успешных хард-роковых работ начала 2000-х. Однако конфликты эго, паранойя и фармацевтические рецидивы привели к распаду группы в 2008-м.
Затем были сольные альбомы, возрождение Stone Temple Pilots, надежда на новый прорыв — и снова фиаско… Альбом Blaster, выпущенный весной 2015 года Вейландом и его последней груплой The Wildabouts, стал его финальным релизом. 3 декабря того же года Скотта не стало.
Сегодня мы — безо всяких дат и юбилеев — вспомним несколько лучших работ Скотта Вейланда.
1) Stone Temple Pilots — Core (Atlantic, 1992)
Он вышел через год после того, как Курт Кобейн открыл миру гранж, и стал продолжателем дела Nevermind — но в немного легче усваиваемой форме. Впрочем, некоторые треки давали понять, что группа не собирается проводить остаток своих дней, играя минорные аккорды на максимальной громкости. Идеологи гранжа плевались в их сторону за это, а фанаты приобрели миллионы копий альбома.
2) Stone Temple Pilots — №4 (Atlantic, 1999)
После временных разногласий, после записи Скоттом сольного альбома и созданием остальными участниками группы Talk Show, STP вернулись с энергичным и жёстким альбомом, риффам в некоторых треках которого вполне мог бы позавидовать Джеймс Хэтфилд. Впрочем, Вейланд и компания не окончательно ударились в хард-н-хэви, разбавив его более привычным звучанием и удачно закрыв хаотичные и суматошные 1990-е.
3) Velvet Revolver — Contraband (RCA, 2004)
Несмотря на имена бывших соратников Эксла Роуза, именно Вейланд поднял планку группы на невероятную высоту. Песни Slither и Set Me Free, написанные, по признанию самих участников, второпях для саундтрека к «Халку», оказались на редкость удачными, а трек Fall To Pieces подарил VR тысячи поднятых в залах зажигалок, надолго став их главной песней.
4) Scott Weiland — Happy In Galoshes (Softdrive, 2009)
Если на первом соло-альбоме Вейланд никак не мог понять, кто ему больше нравится, Боуи или Уэйтс, то вторая работа была куда более уверенной. Вдохновлённые, как часто было у Скотта, личными передрягами песни заглядывали в том числе и на поле деятельности Боба Дилана, а каверы на Fame того же Боуи и Reel Around The Fountain группы The Smiths изящно отсылали к его англофилии.
5) Stone Temple Pilots — Stone Temple Pilots (Atlantic, 2010)
В их возвращение после закулисной драки между Вейландом и Дином ДеЛео никто не верил, но воссоединение состоялось — причем в форме двойного альбома. После всего, что с ним происходило в первом десятилетии ХХI века, Скотт очевидно наслаждался внутренней свободой самовыражения, что не мешало группе апеллировать ко всему спектру рок-н-ролла, от Stones до Sex Pistols.
Как говорил Василий Андреевич Жуковский, «не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были». Вот и со Скоттом Вейландом стоит придерживаться этого курса.