Очень интересная вещь у нас на испытании — 24-килограммовый проигрыватель с фирменным магнитным приводом Transrotor Magnetic Drive. Это классическая конструкция, выполненная из акрила и алюминия с выносным двигателем и проводным блоком управления.
В нашем варианте модель укомплектована тонармом Rega RB3000 и МС-картриджем The Canary от van den Hul, а это очень многообещающее сочетание.
МУЗЫКА ТОРСИОННЫХ ПОЛЕЙ
От большинства нынешних производителей немецкая компания Transrotor отличается принципиально. Во-первых, она была основана Йоханом Рэке (Jochen Rake) в начале 1970-х и более 40 лет производит исключительно проигрыватели и различные аксессуары для воспроизведения пластинок. Во-вторых, в своих конструкциях мастер не использует стандартные решения, а реализует собственные, некоторые из которых запатентованы. Что позволило радикально повысить технические параметры моделей и, как следствие, качество их звучания. И, конечно, отметим внешность проигрывателей, которые производят сильное впечатление технократическим дизайном, солидностью конструкции и по-немецки точным исполнением каждой детали.
Алюминий, вольфрам и акрил
В каталоге «Трансротора» можно найти проигрыватель на любой вкус — от 220-килограммового напольного гиганта Metropolis до стильного и относительно доступного Z1. Наш же нынешний объект исследований, модель Bellini TMD, относится к разряду непреходящей классики — надёжной, проверенной временем и рассчитанной на меломана с достатком выше среднего.
При отсутствие физической связи между двигателем и опорным диском детонация по сравнению с традиционным пассиковым приводом снижается в 10 раз.
В основание проигрывателя положена трёхсантиметровая плита их прозрачного полированного акрила размером 44 х 39 см. На ней крепится главный подшипник с инвертированной конструкцией, в которой не ось опускается в шахту, как обычно, а опорный диск с запресованной в него втулкой насаживается на вертикально установленную ось. Соответственно, керамический шарик, снижающий трение за счёт точечного контакта, находится не внизу, а сверху, на торце оси.
Но самое главное — узел имеет патентованную конструкцию TMD, т.е. Transrotor Magnetic Drive. Главный подшипник состоит из двух раздельных цилиндров на одной оси, между которыми имеется небольшой зазор. В их встречные плоскости запрессовано по три мощных неодимовых магнита противоположными полюсами друг к другу, благодаря чему между цилиндрами возникает сильное магнитное взаимодействие. На нижнюю половину передаётся крутящий момент от ведущего двигателя, а верхняя, на которую надет опорный 12-килограммовый алюминиевый диск, вращается синхронно за счёт магнитного сцепления. При отсутствии физической связи между двигателем и опорным диском детонация по сравнению с традиционным пассиковым приводом снижается в 10 раз.
Создатели тонарма стремились свести к минимуму количество соединений и переходов с одного материала на другой.
Синхронный 20-полюсный двигатель помещён в массивный металлический стакан, который на демпфирующих ножках устанавливается через круглое отверстие в несущей платформе, и её не касается. Питание на него подаётся от электронного блока Konstant EINS с регулировкой оборотов 33/45 об/мин. и схемой мягкого старта, которая снижает износ подшипников и пассика. Предусмотрена плавная регулировка обеих скоростей в пределах ±5%. Электроника также заключена в массивный цилиндр из алюминия с внешней зеркальной полировкой. Включается и выключается проигрыватель поворотом верхней части цилиндра.
Штатно на Bellini TMD устанавливается 9-дюймовый тонарм Rega RB3000, который был специально разработан для флагманской модели Planar 10. С виду он очень прост, но на самом деле это одна из самых продвинутых разработок британской компании. Алюминиевая трубка с переменной толщиной стенок выполнена с высокой точностью как единое целое и с шеллом, и с крестовиной вертикального поворота — создатели тонарма стремились свести к минимуму количество соединений и переходов с одного материала на другой. Предварительно нагруженные подшипники, изготовленные с микронной точностью, не допускают ни малейших люфтов, коэффициент трения в них практически сведён к нулю. Вольфрамовый противовес очень компактный, что благоприятно сказывается на резонансных характеристиках тонарма. Антискейтинг — магнитный, с плавной регулировкой. Все детали тонарма обрабатываются и полируются вручную. Эффективная масса RB3000 — 10 г, эффективная длина — 236,5 мм, заход иглы — 17,2 мм. Если тонарм покупать отдельно, он обойдётся примерно в 250 тыс. рублей.
Слаженность музыкантов потрясающая, темп выдерживается идеально, ни одна нота не запаздывает ни на мгновение.
Головка у нас тоже недешёвая — The Canary известной голландской фирмы van den Hul (503 000 руб.). У неё чрезвычайно широкий рабочий диапазон — от 5 до 55 000 Гц, фирменный профиль иглы — VDH 1S, (2 x 85 микрон), масса 8,2 г и разбаланс каналов не более 0,3 дБ. Модели подобного класса собираются лично г-ном ван ден Хулом, пожалуй, самым опытным специалистом в этом деле. С такой головкой можно было услышать все особенности звучания проигрывателя с максимальным разрешением, вот её и поставили. В стандартном же варианте Bellini TMD продаётся с картриджем Transrotor Merlo MC, и проигрыватель в такой комплектации стоит 1 357 000 руб.
Гимнастика для ушей
То, что на проигрывателе установлена дорогая головка, стало заметно сразу по тому, как строили сцену 15-дюймовые коаксиалы Tannoy. Кстати, на этой же акустике мы слушали и HD-файлы, и такого пространственного эффекта не ощущалось. На альбоме Gerry Mulligan Meets Stan Getz 1961 года [1] два саксофона разделены по каналам так, как это делали на заре стереозаписи — с привязкой к акустике и аккомпанементом строго в центре. И вот эти три виртуальных канала проигрыватель показал с удивительным трёхмерным объёмом с «воздухом» помещения, в котором делалась запись. Кроме того, на импровизациях двух великих джазменов довольно сложный ритм, в который вплетаются ударные и рояль. Слаженность музыкантов потрясающая, темп выдерживается идеально, ни одна нота не запаздывает ни на мгновение. Это уже заслуга самого проигрывателя со сверхстабильным вращением тяжёлого диска. Система TMD по звуку кажется интереснее, чем обычный belt drive — звучание саксофона передаётся яснее и натуральнее, без малейшей вуали, чувствуется вибрация самого настоящего металла. Вдобавок, огромные SGM15 выдают инструменты в натуральную величину, и всё в совокупности создаёт тот самый эффект присутствия при выступлении, которого всегда пытаются добиться меломаны.
На tutti не заметно искажений, головка прекрасно держит перегрузку, а тонарм — звуковую дорожку на пиковых амплитудах.
Ещё одно испытание на чувство ритма — «Фантастическая Симфония» Гектора Берлиоза [2] с характерным для композитора раздвоением темы. На лёгких проигрывателях с тонким диском в музыке больше сумбура, чем ритмического строя, а вот на Bellini TMD такие сочинения слушать одно удовольствие. Партии инструментов чётко разделены, мелодии переплетаются между собой, но не смешиваются, и остаётся лишь удивляться, как оркестру удаётся исполнить такую полифонию. На tutti не заметно искажений, головка прекрасно держит перегрузку, а тонарм — звуковую дорожку на пиковых амплитудах.
Уже не раз сравнивал модели Transrotor TMD со студийными магнитофонами — в их звучании есть уверенная стабильность, при которой ухо не ловит ни малейших девиаций, способных повлиять на чистоту музыкального тона. И эта тембральная достоверность делает прослушивание чрезвычайно комфортным.
Что касается частотного диапазона, то он ограничен лишь самой записью. Альбом «Night Flight to Venus» Boney M [3], первый пресс на Hansa с богатейшим электронным саундом очередной раз подтвердил, что компакт-диск с правильно воспроизведённым хорошим винилом тягаться не может. Нет у него ни такого объёма, ни драйва настоящего. Конечно, аналоговый проигрыватель с хорошим фонокорректором удовольствие не слишком дешёвое, но мы же говорим о музыке…
МУЗЫКА
- Gerry Mulligan Meets Stan Getz. Verve, 1961
- Hector Berlioz, «Symphonie Fantastique op.14». Deutsche Grammophon, 1965
- Boney M, «Night Flight To Venus». Atlantic/Hansa International, 1978
- Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995
СИСТЕМА
- Фонокорректор Gold Note PH1000
- Интегральный усилитель Moon by Simaudio 700i v2
- Акустические системы Tannoy SGM15
- Кабели:
- фоно Rega Couple 3
- межблочные и акустические Atlas Mavros XLR
Transrotor Bellini TMD
Производитель: Transrotor (Германия)
Привод: пассиковый || Опорный диск: алюминий, масса 12 кг || Количество двигателей: 1 || Двигатель: бесколлекторный с питанием Коnstаnt ЕINS || Частоты вращения диска: 33/45 об/мин || Количество тонармов: 1 || Тонарм: Rеgа RВ 3000 || Головка: van den Hul The Canary || Выходы: 2 х RCA || Размеры Ш х Г х В: 440 × 390 × 190 мм || Масса: 24 кг || Цена с головкой Transrotor Merlo MC: 1 357 000 руб.
Редакция благодарит салон AVComfort за помощь в проведении теста.
Комментарии [2]
Артур
Да по моему вы уже делали обзор transrotor crescendo с этой же головкой цена ниже а эффект остался тот же!
Николай ЕФРЕМОВ
Крещендо мы слушали со штатной Transrotor Merlo Reference. Беллини — с Canary.