В 1980-х годах британская прогрессив-рок-группа Marillion была одной из главных в жанре. Возглавляемая долговязым шотландцем по прозвищу Фиш (настоящее имя Дерек Уильям Дик), группа считалась новой реинкарнацией Genesis. Их третий альбом, Misplaced Childhood, стал международным прорывом, однако следующего альбома Clutching At Straws — с тремя хит-синглами и вторым местом в британском чарте — пути Фиша и группы разошлись.
Дерек, автор всех текстов, хотел двигаться дальше самостоятельно. В итоге он дебютировал соло потрясающим рок-альбомом Vigil in a Wilderness of Mirrors («Бдение в пустыне зеркал») — едва ли не более актуальным сегодня, чем когда он был записан.
Этот альбом был недавно переиздан в виде роскошного бокс-сета из 4 CD и Blu-ray с альтернативными миксами, бонусными и концертными треками, видеозаписями и 100-страничной книгой; он выпущен собственным лейблом Фиша Chocolate Frog и эксклюзивно продаётся через его сайт. Сам он сегодня находится в прощальном гастрольном туре по Англии, который продлится до 10 марта 2025 года, после чего официально уйдет на пенсию.
…В записи альбома приняли участие гитаристы Фрэнка Ашер и Хэл Линдес (экс-Dire Straits) и будущий гитарист Iron Maiden Яник Герс, клавишник Микки Симмондса, экс-басист Simple Minds Джон Гиблин и барабанщик Марк Бжезицки (Big Country). Также состав включал шотландских фолк-музыкантов аккордеониста Фила Каннингема (Silly Wizard) и скрипача Эли Бейна (The Boys Of The Lough) и ирландского волынщика Дэви Спиллейна. Результат — эклектичное музыкальное полотно, в котором каждая песня звучит по-другому; здесь есть все: от мощного рока с духовыми инструментами до шотландской жиги, от нежного фортепиано до оркестровой баллады.
Тематика песен отражает настроения Фиша, натуры весьма поэтической и в то же время социально и политически озабоченной. В Big Wedge поётся о том, как жадность и потребительство разрушают человеческую жизнь; State of Mind повествует о политиках, которые не представляют народ. I Like To Watch — песня о колдовстве телевидения, завораживающего зрителя и удерживающего от действий; Family Business — о домашнем насилии, происходящем по соседству, и бессильным попыткам остановить его.
Один из образов, пронизывающих альбом, — Холм, место, куда нас заманивают власть предержащие (он, сложенный из ненужных потребительских товаров в постапокалиптическом пейзаже, изображен на обложке альбома). Оттуда открывается великолепный вид… но какова цена попадания на вершину? И отчаянная The Company (в которой скрыты аллюзии на разочаровании Фиша в своей предыдущей группе), и хард-роковая View From the Hill отданы этой идее: первая повествует о том, что нужно не поддаваться искушениям тех, кто хочет тебя купить; вторая — об обманчивости мечтаний о будущем, которое, скорее всего, никогда не наступит. Если отбросить в сторону некоторую напыщенность и многословие, альбом на самом деле спрашивает нас: кто мы и чего мы хотим? Руководствуемся ли мы тем, что думают и требуют другие или всё же свободны быть тем, кто мы есть?
…Выпущенный в январе 1990 года, дебютный альбом Фиша так и не получил настоящего релиза в США. Несмотря на то, что он вошел в пятерку лучших в Великобритании и в двадцатку лучших по всей Европе, когда Roadrunner Records приобрели и переиздали его в конце 90-х, они продвигали его… тоже в Европе. Да, он оказался на полках с компакт-дисками в Штатах, но заслуживал, очевидно, куда большего.
Сегодня, 11 студийных и 20 концертных альбомов спустя, стоит признать, что излишне бунтарский для прог-рока, Vigil In a Wilderness of Mirrors остается, с одной стороны, самым коммерческим успешным релизом Фиша на протяжении всей его карьеры.
Парадоксально, да. Но так тоже случается.