©/℗ 2024 Peacock Original/Sky
Жанр: сериал, боевик
Сценарий: Ронан Беннетт, Чарльз Камминг, Шийам Попат, Джессика Синьярд
Режиссеры: Брайан Кирк, Пол Вильшурст, Ану Менон, Энтони Филипсон
Операторы: Дэйл МакКреди, Кристофер Росс, Лори Роуз, Эшли Роу
Композитор: Фолькер Бертельман
В ролях: Эдди Редмэйн, Лашана Линч, Урсула Корберо, Бен Холл, Чукуди Ивуджи, Элинор Мацуура, Лия Уильямс, Джонджо О’Нил, Чарльз Дэнс, Ричард Дормер и др.
Что. Если вы где-то прочитаете, что этот сериал — экранизация одноименной книги Фредерика Форсайта, знайте, это неправда. От книги здесь остались только рожки да ножки — название и некоторые малосущественные элементы повествования. Ну разве еще то, что сюжет построен на противоборстве наемного убийцы и сотрудника спецслужб, а таких историй в литературе и кино несчетное число. И если книги Форсайта всегда изобилуют множеством технических подробностей, они очень познавательны, что делает их крайне трудными для воплощения в кино, то в сериале главное — острота сюжета, неожиданность его поворотов, экшн. Ну и лишь отчасти (в минимальной степени) — столкновение характеров, разных типов личности.
Первый фильм по книге вышел в 1973 году, и он до сих пор считается лучшим. Вероятно потому, что сделан максимально близко (насколько это возможно) к литературному источнику. Картина 1997 года «Шакал» с Ричардом Гиром и Брюсом Виллисом — столь же далека, как и сериал 2024 года. Так что оставим Форсайта в покое.
Упомянуть самую первую экранизацию (вот здесь это слово совершенно уместно) следовало хотя бы потому, что в сериале есть практически прямая цитата из нее — эпизод с тестированием чудо-винтовки на арбузе. Он был воспроизведен практически «один в один». Зачем это понадобилось, мне не известно.
Не могу понять также, зачем сценаристы запихнули в историю затертый до блеска штамп про семейные проблемы правоохранителей, которые так заняты спасением человечества, что пропускают разные семейные торжества, а жены и дети их за это терроризируют. В итоге бравые оперативники выглядят жалкими тряпками, не способными объяснить своим домочадцам, что к чему. Еще смешнее, что этот штамп перенесен и на наемного убийцу, которому вообще-то не положено иметь семью, по крайней мере, если он не полный идиот. А наш отрицательный герой оказался таким лохом, что не только нарушил этот негласный принцип, но и хранит весь свой арсенал под носом у любопытной жены. Да он вообще показан как эмоционально неустойчивый персонаж — обидчивый, мстительный, самоуверенный — он сам является источником своих проблем, а не жертвой нелепых случайностей, как убийца у Форсайта. Случайности непредсказуемы и непреодолимы, а вот своими эмоциями профессионал все же обязан управлять.
Правда, эта эмоциональность очеловечивает машину для убийства и вызывает у нас симпатию. Чего не скажешь о его визави — это темнокожая дама-сотрудница Mi6, обладающая сильным отрицательным обаянием. Действует как питбуль, не останавливаясь ни перед чем. Для нее нет ни моральных, ни юридических ограничений — стоит только начальству малость отвлечься, как она совершает очередной косяк с трагическими последствиями. При этом она ловит не террориста, задумавшего убить тысячи мирных граждан, а киллера, которому заказали сначала не очень порядочного политика, а потом — крупного бизнесмена-визионера. Она не благородный защитник человечества, а цепной пес режима. Интересно, это так и задумывалось, или это побочное действие культуры Woke, из-за которой западное кино заполонили чернокожие снегурочки, голубые супергерои и розовые принцессы?
Кто. На мой взгляд, весь сериал держится на исполнителе главной роли — Эдди Редмэйне — обаятельном и глубоком актере, получившем «Оскара» за главную роль в фильме «Вселенная Стивена Хокинга». Вспоминается его участие в блокбастере «Фантастические твари и где они обитают», а также в сериале «Столпы Земли». Важный факт: он учился в Итонском колледже в одном классе с принцем Уильямом, затем окончил факультет истории искусств в Тринити-колледже при Кембридже. Впрочем, ничего удивительного для ребенка из богатой и родовитой британской семьи. Его прирожденный аристократизм придает роли наемного убийцы особый шарм. Он был бы идеальным Джеймсом Бондом, но современный коммерческий кинематограф слишком туп, чтобы это понять.
Лашана Линч, сыгравшая оперативницу Mi6, снималась достаточно много, но нам наиболее интересна ее роль «нового агента 007» в последней картине Бондианы «Не время умирать». Она очень наделась, что станет Джеймсом Бондом в последующих картинах эпопеи, но не сложилось (все, что ни делается — к лучшему). По отношению к киллеру-аристократу она полный антагонист. Одна из свежих ее работ — Рита Марли в байопике «Боб Марли: Одна любовь».
Постановочная группа в высшей степени профессиональная и опытная, по крайней мере, это касается режиссеров и операторов. К примеру, постановщик Брайан Кирк работал на «Игре преcтолов», «Подпольной империи», «Тюдорах», «Страшных сказках», «Декстере». Пол Вильшурст и Энтони Филипсон отметились сериалом «Последнее королевство», а режиссерка Ану Менон — «Убивая Еву».
У сценаристов послужной список не стол внушительный, возможно, поэтому в сериале хватает несуразностей и штампов. Но скорее всего, в них виноваты продюсеры, которые навязывали постановщикам «обязаловку». Потому что на них давила студия. Посмотрите британский сериал «Франшиза» — все поймете про современный кинематограф.
Как. Смотрится на одном дыхании. Сделано очень качественно во всем (если не обращать внимание на некоторые сюжетные аномалии). На удивление хорошо подобран саундтрек. Ассоциации с Бондианой усиливаются титульным треком в исполнении британской певицы Celeste. В общем, доброе развлечение на вечер после трудного рабочего дня.