Когда вышел этот альбом, панк-бум был в самом разгаре. Причем по обе стороны океана. И если британский панк был яростен, лют и бескомпромиссен в массе своей, то американская сцена была куда сложней. О да, на ней царили Ramones, которые безусловно стали А и Я американского панка, но были еще и Blondie — эдакая сбрызнутая лаком новая ступень, например, Shangri-Las; были Television, вдохновлявшиеся французской поэзией XIX века… и были Talking Heads. Буквально несколько дней назад на лейбле Rhino вышло делюкс-переиздание их дебютного релиза ’77’.
Они были не такими, как все, и даже не такими, как некоторые. В то время как большинство групп стремились выглядеть либо как Led Zeppelin или Foghat, либо как те же Ramones, Talking Heads одевались в стиле, preppie (что означает «как богатые студенты колледжа»). Они не были ни новой волной, ни power pop; они поклонялись соулу Эла Грина и прерывистой гитаре Вилко Джонсона из Dr. Feelgood, им нравился фанк — и они играли и пели так, словно находятся на грани нервного срыва. Как написал один американский критик, «вокальная подача их вокалиста вполне соответствовала его явному дискомфорту от самого факта того, что у него есть тело».
Они были сформированны, сосредоточенны, готовы взорваться; ни одна нота у них не пропадала зря, ни одно слово не было лишним. И при этом их песни были мелодичными и запоминающимися, а главное, под них можно было танцевать, пусть даже в текстах говорилось о работе на государственной службе, или о том, чтобы быть художником, или об убийствах. Плюс к тому общее настроение, казалось, было отстраненным, словно тот самый вокалист, Дэвид Бирн, говорил: «мне все равно». В то время как очевидно ему не было всё равно.
Альбом ’77’ был выпущен в сентябре 1977 года. Это был далеко не самый громкий или уж точно не агрессивный альбом года или целой эпохи, но, возможно, самый тревожный. Сдержанность они использовали, как оружие, а тишина между треками передавала едва ли не столько же эмоций, сколько и сама музыка. Psycho Killer, возможно, идеальный портрет социопата, положенный на неожиданную басовую линию Тины Уэймаут, зловещая и беспощадная No Compassion, великолепная The Book I Read — кажется, на альбоме не было ни одной не то чтобы провальной или проходной… нет, на нём не было ни одной лишней песни.
Потом будут великий фильм-концерт Stop Making Sense и участие Джонни Марра, гитариста Smiths в альбоме Naked, потом будет Брайан Ино в роли продюсера и первые эксперименты с афробитом и полиритмией, но закладывалось всё тогда, в 1977-м.
Наверное, 47 лет спустя самое время переслушать дебют Talking Heads, тем более в расширенном виде. Издание Super Deluxe включает в себя совершенно новый ремастер оригинального альбома на виниле. Вторая пластинка, входящая в комплект, содержит неизданные ранее треки и альтернативные версии песен, в том числе Psycho Killer и Pulled Up. На третьей и четвёртой пластинках — никогда ранее не издававшаяся запись последнего концерта группы в CBGB в Нью-Йорке 10 октября 1977 года. Также в комплект входит 80-страничная книга с новыми заметками Тины, Дэвида, Криса Франца и Джерри Харрисона, а также редкими и неизвестными ранее фотографиями. Плюс четыре сингла с альбома. В цифровом формате издание выходит в виде трех компакт-дисков и Blu-ray.
Напоследок можно добавить, что ’77′ занимает 291 позицию в списке «500 величайших альбомов всех времен» от журнала Rolling Stone, но вряд ли это что-то добавляет к его значимости.