Большие студийные мониторы из аналоговой эпохи звукозаписи до сих пор приводят многих меломанов в восхищение. За некоторыми уцелевшими раритетами на рынке винтажа идет настоящая охота. Но есть другой путь, и он перед вами — вы получаете новенькие системы, в точности повторяющие идею легендарных моделей, абсолютно оригинальные и сделанные при этом с таким качеством, которое раньше было вообще недостижимо.
В РЕКУ ДВАЖДЫ
Если вы испытали дежавю от увиденного здесь, то поспешим успокоить — все в порядке, вы просто наблюдательны. Системы Super Gold Monitor 15 очень похожи по формату на Tannoy Legacy Arden с огромными 15-дюймовыми головками, которые мы испытывали и описывали ровно шесть лет назад. Но серия «Наследие» больше не выпускается, вместо неё — Gold Monitor с коаксиальными динамиками Dual Concentric.
Теперь история повторяется едва ли не один в один, ведь помимо тех внушительных красавцев Super Gold Monitor, что показаны в этом обзоре, британцы запустили в производство для новой серии SGM еще пару моделей поменьше.
И если учесть инфляцию за прошедшие годы, можно сказать, что модели Super Gold Monitor стоят ненамного дороже Legacy соответствующего калибра. А соответствие у них такое: Arden — это наши нынешние испытуемые SGM15, Cheviot — SGM12, Eaton — SGM10. При этом габариты и конструкция корпусов у новых моделей заметно отличаются.
История повторяется
Точно такая же смена поколений имела место и полвека тому назад. В 70-х в Tannoy спроектировали серию удачных студийных мониторов HPD, а к 80-м по их же подобию создали улучшенные мониторы Gold. И сейчас ситуация повторяется. Не удивлюсь, если менеджеры даже подглядывали в календари, чтобы выбрать точные даты реинкарнации легендарных моделей — ни один акустический бренд в мире не дорожит так своей историей, традициями и техническими наработками, как Tannoy.
Прежняя серия Gold, которую, кстати, выпускали не только в восьмидесятые, но и в девяностые годы, имела большой успех. «Золото» охотно покупали и крупные известные студии звукозаписи, и независимые лейблы.
Прежняя серия Gold, которую, кстати, выпускали не только в восьмидесятые, но и в девяностые годы, имела большой успех. «Золото» охотно покупали и крупные известные студии звукозаписи, и независимые лейблы. Я еще вернусь к теме, почему их предпочитали для финального мастеринга, но многие альбомы Майкла Джексона, Элтона Джона, Билли Айдола, The Eagles и Depeche Mode тех времен были сведены в студиях на мониторах Tannoy, о чем прямо напоминает и сам производитель в аннотации к новым Super Gold.
Ну а теперь — к самому интересному. Старшие 15-дюймовые SGM выглядят солиднее Legacy Arden, но вы не найдете никаких отличий, если сравните их паспортные данные. Одинаковые чувствительность, сопротивление, принимаемая номинальная и пиковая мощности, воспроизводимый диапазон… Кое-кого из покупателей это озадачит, но в проекте Super Gold (как и в первоначальном Gold) перед инженерами не ставили задачу улучшить количественные показатели. Все модернизации были направлены на достижение качественных «референсных» характеристик.
Вот почему у SGM 15 корпуса не такие, как у Legacy Arden. Они также отделаны натуральным шпоном и натерты особой мастикой, но примерно на пять-шесть сантиметров шире, глубже и на 12 сантиметров выше. Это уже не простые ящики из фанерных щитов, а довольно сложные конструкции, в которых сочетается редко используемые в акустике ДСП толщиной 19 мм с высокоплотными плитами MDF, в которой есть целая система внутренних распорок для подавления механических вибраций и резонансов, окрашивающих звук.
Высокочастотный излучатель в оптимизированном канале обеспечивает еще более гладкую характеристику начиная с частоты всего 1,1 кГц.
Второе важное отличие — головки. На вид все классические Dual Concentric похожи, но в Tannoy не перестают совершенствовать свою «концентрическую» концепцию, изобретенную более 70 лет назад. В Super Gold стоит самое последнее поколение такого драйвера. Высокочастотный излучатель в оптимизированном канале обеспечивает еще более гладкую характеристику начиная с частоты всего 1,1 кГц. Основной 38-сантиметровый диффузор сделан еще более отзывчивым и точным благодаря двойному тканевому подвесу (он легче резинового и лучше согласуется с легкой прессованной целлюлозой). А в магнитной системе применяется самые современные ферриты и магнитопроводы в сочетании с медными «противовихревыми» кольцами, и такая система, как уверяют инженеры, работает лучше оригинальных на Alnico.
Соль, сахар и перец
Третье отличие от Legacy — тройные регулировки кроссоверов — достались SGM еще от первых моделей Gold. Разумеется, цепи фильтрации в новых АС оптимизированы под Dual Concentric нового поколения, их элементы тоже отобраны из числа современных, но суть настроек не изменилась. И здесь мы переходим к главному — к звучанию.
Винт на панели коррекции спада ВЧ (располагается слева) сразу советую оставить в дефолтном нулевом положении. Он сильно влияет на восприятие высоких (этакий регулятор «остроты») и к нему стоит прибегать либо при использовании супертвитеров, либо в крайних случаях — когда чрезмерно переглушена комната, например, или компоненты имеют слишком резкий характер звучания.
За счет плоской полки в характеристике регулятор работает деликатно и даже в крайних положениях не ухудшает прозрачности воспроизведения.
Ослабление/усиление ВЧ (средняя панель Treble Energy) тоже заметно сказывается на тональной картине, но этим как раз имеет смысл пользоваться. За счет плоской полки в характеристике регулятор работает деликатно и даже в крайних положениях не ухудшает прозрачности воспроизведения. К слегка поднятом диапазону ВЧ (как и к слегка ослабленному) слух быстро адаптируется — не добавляется никакой вуали, нет ухудшения детальности и прочих неприятных эффектов. Для классики, записанной еще в аналоговую эпоху, я часто переставлял штекер Treble Energy в плюс (здесь он слева, кстати), чтобы подчеркнуть воздух в записях без выпячивания шума. А для любимого хард-рока — в минус для большей аутентичности и благозвучности. Наверное, для музыки, которая была сведена с сильным резким акцентом на ВЧ (в эпоху первых цифровых записей это почему-то было модно) подойдет и более значительное ослабление.
Правая колодка настроек Presence Energy — вот буквально вишенка на торте. С её помощью формально компенсируем яркость СЧ/ВЧ, но по факту он работает как регулятор живости. Убираем — получаем более камерное бархатное звучание, очень комфортное для восприятия. Отлично подходит для большинства джазовых или вокальных композиций. усиливаем — привносим огонь живого выступления. В настройке, показанной на фото, саунд может показаться ярковатым, зато все современные исполнители рэпа, трэпа, хип-хопа, фанка и всех подобных жанров, в основу которых положен бит, воспроизводятся с таким напором и энергией, которые можно ощутить только в музыкальном клубе.
Вы «увидите» во всех деталях сцену, потому что при грамотном позиционировании АС относительно точки прослушивания она будет безупречной благодаря сфокусированному излучению динамиков.
Я не случайно так подробно описываю именно эффект от разных настроек кроссоверов. Понятно, что все эти панели сделаны не для того, чтобы играться с винтиками на каждой записи, а чтобы один раз правильно интегрировать акустику в конкретный сетап и в помещение прослушивания. Но благодаря им Super Gold Monitor превращаются в системы с широчайшим жанровым охватом. На них можно слушать все. Вы «увидите» во всех деталях сцену, потому что при грамотном позиционировании АС относительно точки прослушивания она будет безупречной благодаря сфокусированному излучению динамиков. На них можно оценить живую тембральную красоту всех инструментов и голосов, так полос в Super Gold Monitor всего две и сшиты они между собой очень хорошо. Они изумляюще правдоподобно передают и басовую основу, ритмическую структуру, и само «тело» источника звука. Наконец, на них можно оценить реальную динамику любого концертного шоу, так как по максимальному SPL эти системы вообще вряд ли имеют себе равных.
Конечно, к характеру звучания Tannoy придется какое-то время привыкать, но вскоре вы поймете, что для этих моделей просто не существует ограничений. Профессионалы звукозаписи за это и полюбили Gold. Уверен, в адрес возрожденных моделей они тоже бы сказали «супер!».
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель Aurender A20
- ЦАП/пред Simaudio Moon 780D
- Усилители Simaudio Moon 700i V2
- Кабели
- межблочные Dyrholm Audio X-Series
- акустические Crystal Cable Future Dream 22
- силовые Cardas CrossPower
Tannoy Super Gold Monitor 15
Производитель: Tannoy (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 30 000 Гц (±6 дБ) || Чувствительность: 93 дБ (1 Вт/1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Объём корпуса: 127 л || Частота раздела полос: 1100 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 20 — 300 Вт || Подводимая мощность (номинал/макс): 150/600 Вт || Подключение: bi-wiring || Отделка: натуральный орех || Габариты: 650 х 1033 х 425 мм || Масса 1 шт.: 50 кг || Цена за пару: 1 356 900 руб.
Редакция благодарит московский салон AVComfort за помощь в проведении теста.