Эта модель — самая новая у финского бренда, её европейский дебют состоялся на High End Show в Мюнхене весной этого года. Разработчики уверяют, что это лучшие компактные системы из всех, которые они когда-либо создавали.
При производстве Suomi используются самые современные материалы и технологии в сочетании с комплектующими высочайшего качества.
Для этих мониторов рекомендованы аудиофильские стойки Penaudio — их мы тоже испытаем при прослушивании.
ЗАДАЧА С ОДНОЙ ПОСТОЯННОЙ
Компактные мониторы за два с половиной миллиона — что в них может быть заложено на такую сумму? При беглом знакомстве, конечно, понять сложно, и внешний вид, и конструкция кажутся предельно простыми. Но это простота, которая оттачивалась десятилетиями, а о полученных результатах восторженно отзывались меломаны в самых разных странах. Подобные модели ценятся за труд, опыт и знания в них вложенные и в итоге — за способность увлечь музыкой.
Напомню, что при создании акустики Penaudio все идеи, от первоначального замысла до конкретных технических решений, генерирует один человек, основатель компании Сами Пенттила (Sami Penttila). Он, выросший в музыкальный семье и играющий на нескольких инструментах, лично отслушивает опытные образцы и, если необходимо, вносит коррективы в конструкцию.
Малыши в одиннадцать октав
Модель Suomi — единственные полочники в одноимённой топовой серии Penaudio. Напольных систем в ней сейчас две, это Karelietta и знакомые нам флагманские Karelia. При их создании не экономили ни на комплектующих, ни на отделке.
Прежде всего стоит отметить уникальный твитер, установленный в мониторах. Это изготовленный по заказу излучатель SEAS Excel с 29-миллиметровым низкопрофильным куполом из спечённых микрочастиц алмаза. Такой материал обладает колоссальной жёсткостью при малой массе, что позволило расширить рабочий диапазон до 50 кГц при минимальных искажениях. Широкий подвес явно рассчитан на большие смещения подвижной системы, этим обеспечивается высокая перегрузочная способность твитера. За линейность хода диффузора отвечает мощная неодимовая магнитная система.
Благодаря этому динамик работает в поршневом режиме в широком диапазоне частот и на предельно высокой громкости.
СЧ/НЧ-динамик не менее интересен: его 7-дюймовый диффузор выполнен из магниевого сплава с графеновым покрытием. В данном случае металлическая основа является демпфирующим материалом, а жёсткость обеспечивается нанотехнологиями. Мы уже знаем, что даже тончайший слой нанографена позволяет на 20% снизить массу диффузора, втрое увеличив его стойкость к изгибным деформациям. Благодаря этому динамик работает в поршневом режиме в широком диапазоне частот и на предельно высокой громкости. Звуковая катушка намотана на жаростойком титановом каркасе. НЧ-оформление — фазоинвертор с портом, выведенным назад. Как заявляет производитель, нижний регистр у Suomi начинается с 29 Гц (-3 дБ).
В результате экспертных прослушиваний частота раздела полос была выбрана более высокой, чем обычно — 4500 Гц. При этом один динамик передаёт не только весь певческий диапазон, но и большую часть спектра музыкальных инструментов. Компоненты кроссовера аудиофильского класса тоже подбирались на слух: катушки индуктивности Mundorf Hepta Strand, плёночные конденсаторы MCap Evo SilverGold Oil и MCap Evo Oil, а также безындукционные резисторы MResist Supreme.
Поскольку фильтры были тщательно рассчитаны с точки зрения фазовой линейности, многопроводное подключение разработчики сочли нецелесообразным.
Тяжелые стойки — ключ к решению проблем с басом, поскольку присоединённая масса снижает резонансы корпуса, а конусы превращают энергию вибраций в тепло.
Корпуса у Suomi с узкой лицевой панелью, но за счёт солидной глубины имеют достаточный для низкого баса объём. Панели, в соответствии с фирменными технологиями Penaudio, изготавливаются из нескольких листов березовой фанеры, склеенных под прессом. Для повышения жесткости внутри имеются вставки из MDF, а для дополнительного демпфирования стенки покрываются битумом. На простукивание мониторы практически не отзываются, их корпуса абсолютно инертны.
Модели серии Suomi выпускаются в элитной отделке шпоном карельской берёзы. Качество изготовления — безукоризненное.
Как показывает наш опыт, небольшие мониторы редко раскрывают свои способности, будучи размещёнными на книжных полках, ТВ-тумбах и иной мебели. Тяжелые стойки — ключ к решению проблем с басом, поскольку присоединённая масса снижает резонансы корпуса, а конусы превращают энергию вибраций в тепло.
Стойки Penaudio Stand One сочетают узнаваемый дизайн (их трудно спутать с какими-нибудь другими) с высокой эффективностью виброзащиты. Две вертикальные колонны и прочные плиты в основании Stand One рассчитаны на установку гораздо более массивных мониторов, чем Penaudio Suomi.
Нижняя платформа толщиной 4,5 см состоит из двух плит с промежуточным демпфированием — она не только гарантирует высокую устойчивость, но и эффективно гасит вибрации. Снизу в неё вкручиваются массивные стальные конусы, предусматривающие регулировку по высоте с последующей фиксацией контргайками. За счёт этого обеспечивается развязка мониторов от пола. Высота стойки без шипов — 665 мм, и установленные на них Suomi оказались на высоте головы сидящего слушателя.
Пара пустотелых алюминиевых колонн усилена внутренними перегородками. Для увеличения массы стоек и, соответственно, лучшей виброразвязки, внутрь можно засыпать балласт — песок или свинцовую дробь.
Гармония и когнитивный диссонанс
Suomi мы испытывали на «родных» стойках с поочерёдным подключением к двум усилителям — двухтактному ламповому и транзисторному класса А. Источником служил сетевой проигрыватель Métronome DSC, воспроизводящий хай-резы с локального сервера.
Первый этап — с интегральником Octave V110 SE на выходных пентодах КТ120. Номинальная мощность — 2 х 110 Вт (4 Ом), пиковая — 2 х 130. Для повышения энерговооружённости к нему подключили Black Box с набором высоковольтных конденсаторов. Значение демпинг-фактора после нескольких пробных включений было установлено максимально высоким (High).
Для оценки динамики мониторов запускаем Rammstein «Mutter» на громкости, которую вряд ли можно назвать комфортной. Было полное ощущение, что звук исходил не из деревянных корпусов, а каменных монолитов с динамиками — ни малейших призвуков, ни корпусных, ни воздушных. Саунд реально бил в тело, причём в комнате весьма солидной площади при удивительной достоверности тембров и полной прозрачности в верхней полосе. Звучание «Суоми» не только динамичное, но и очень красивое, богатое нюансами и оттенками. Это, скорее всего, заслуга усилителя, но мониторы сами оказались настолько прозрачными, что сумели показать все тонкости его характера. Особенно понравились алмазные твитеры — они очень детальны, дают высокую контрастность в верхней полосе и совершенно не утомляют. Как следствие, даже не очень качественные оцифровки звучат живо и гармонично.
Особенно понравились алмазные твитеры — они очень детальны, дают высокую контрастность в верхней полосе и совершенно не утомляют.
Бас — отдельная история. На электронной музыке Suomi выдают такие низкие ноты, что невольно начинаешь высматривать в комнате сабвуфер. Производитель заявляет нижнюю рабочую границу на 29 Гц, и я бы не стал относиться к этому скептически. Очевидно, что 7-дюймовый мидбас имеет очень низкую резонансную частоту, а усилитель вкачивает в него необходимую для инфранизкого баса мощность. Так или иначе, жанровых ограничений из-за нехватки «низов» у этих мониторов нет.
Нельзя не отметить характер выстраиваемой сцены. То, что мониторы способны исчезать из звукового пространства, вполне ожидаемо, но при этом они формируют неожиданно широкий передний план с аккуратной расстановкой мнимых образов. И эта аккуратность присутствовала не только в ближнем поле, но и при удалении слушателей метра на четыре от передней линии.
На втором этапе прослушивания Suomi были подключены к 2 х 300-ваттному о оконечнику Plinius RA300, а Octave V110 SE использовался в качестве лампового предусилителя. И вот тут уже можно было говорить о когнитивном диссонансе. Удар в нижнем регистре окреп настолько, что, закрыв глаза, можно было представить колонки раз в пять крупнее. На некоторых записях очень красиво обозначился контраст между басом и звоночками-колокольчиками. Тембральных оттенков стало чуть меньше, но при той же громкости в звучании проявился неслыханный доселе напор, заметно выросла общая энергетика. Благодаря лучшему демпфированию более резкой стала атака на ударных звуках — её мониторы отрабатывали с завидной скоростью. Верхняя полоса воспринималась ещё более чистой, сохранив «атмосферность», но слегка потеряв в яркости тарелок и хай-хетов.
Удар в нижнем регистре окреп настолько, что, закрыв глаза, можно было представить колонки раз в пять крупнее.
И вот незадача: когда меня спросили, какое усиление понравилось больше, однозначно ответить не смог. Обычно усилители, как более «прозрачные» компоненты, показывают особенности акустических систем, а у Suomi всё наоборот — вы будете слышать все остальные компоненты, включая кабели. В таком случае их имеет смысл подобрать по вкусу, приняв мониторы за некую константу, в правильности звучания которой вы не сомневаетесь. Когда в задаче на один неизвестный фактор меньше, её и решить легче.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Métronome DSC
- Усилители: интегральный Octave V110 SE с блоком Black Box, оконечный Plinius RA300
- Регенератор питания PS Audio Power Plant 20
- Кабели:
- межблочные Nordost Heimdall 2
- акустические Nordost Red Down
- силовые Nordost Nordost Heimdall 2
Penaudio Suomi
Производитель: Penaudio (Финляндия)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 29 — 50 000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частота раздела полос: 4500 Гц || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/ 1м)|| Bi-wiring: нет || Рекомендуемая мощность усилителя: > 30 Вт || Отделка: натуральный шпон ореха или вишни || Габариты: 200 x 370 x 400 мм || Масса монитора: 11 кг || Цена за пару без стоек : 2 499 000 руб.
Stand One
Конструкция нижней платформы: сдвоенная плита || Материал опорных труб: алюминий || Количество опорных труб: 2 || Загрузка балласта в опоры: да || Высота без шипов: 665 мм || Размеры верхней платформы (Ш х Г) 295 x 160 мм || Масса 1 шт. : н.д. || Цена за пару: 249 000 руб.
Редакция благодарит компанию «Аудиомания» и её московский салон «Каретный сарай» за помощь в проведении теста.
Комментарии [2]
Антон
Да уж… даже корпус внешне не поменяли. Я , как владелец Penaudio Cenya, не могу понять, как Твиттер может увеличить стоимость продукта примерно на 2,3 млн рублей, ведь конструктивно — это та же Cenya вот представил, что продал свою акустику и перешел на эту. Никто в семье даже не поймёт, что что-то поменялось. Странное ценообразование. На луну никто не летал за компонентами данной акустической системы
Морфей
Здравствуйте ,Антон! А как Ваша сения играет на малой громкости? Громкость примерно на 8 часов. Спасибо.