Я прекрасно помню эту покупку. Я учился в 9 классе и уже был истовым меломаном, когда в «Мелодии» на Ленинском проспекте появилась лицензионная пластинка британско-австралийской группы Sky. Инструментальный состав, в который входили невероятные музыканты, суперпрофессионалы: ученик Андреса Сеговии, известный академический гитарист Джон Уильямс; второй гитарист, Кевин Пик, игравший со всеми великими — от Клиффа Ричарда до Манфреда Мэнна; Тристан Фрай, барабанщик, работавший с Элтоном Джоном и Фрэнком Синатрой; клавишник Фрэнсис Монкмен, основатель легендарных Curved Air — и басист Херби Флауэрс. Они играли технически виртуозный, искрящийся арт-рок, как собственного авторства, так и обработки классических произведений (на пластинке — дебютном альбоме группы — была, например, «Гимнопедия №1» великого француза Эрика Сати). Sky остались в памяти навсегда, как и имена участников группы.
5 сентября в возрасте 86 лет в Восточном Сассексе умер Херби Флауэрс.
Я не зря ничего не сказал о нем во вступительном слове. Флауэрс в течение своей карьеры участвовал в записи более чем 500 альбомов. Среди их авторов были артисты, которых мало кто помнит сегодня, но были и те, кто создавал тот рок-н-ролльный мир, который известен нам сегодня.
Херби, великолепный студийный музыкант, был дисциплинированным сайдменом. «Я мог утром работать в студии с Дэвидом Боуи, потом помчаться в Лайм-Гроув, чтобы с оркестром Top Of The Pops аккомпанировать в студии Силле Блэк, или The Four Tops, или кому-то еще… А назавтра я улетал в Южную Корею, или Японию, или куда угодно с оркестром Royal Philharmonic Pops, совершающем турне под управлением Генри Манчини… Я имею в виду, какая замечательная жизнь!», — вспоминал он в одном из поздних интервью.
Среди тех, кто нанизывал свои песни на глубокий бас Флауэрса, был Дэвид Боуи, но не только! Да, он записывался в Space Oddity, он играл с Лу Ридом на Walk On The Wild Side, и в составе T.Rex записал Dandy In The Underworld. После записи с Боуи Флауэрс стал участником состава Diamond Dogs и отправился с ним в мировое турне. «Когда мы выступали в Мэдисон-Сквер-Гарден, случилась свадьба у Слая Стоуна. Среди гостей была Дорис Дэй — она играла на органе и пела Que Sera, Sera, потому что у нее был хит с этой песней, как и у Sly And The Family Stone. А сразу после церемонии приехали Diamond Dogs… и всё это было как-то совершенно, прекрасно, абсурдно. Вокруг меня веселились люди всех национальностей, всех стилей. Я стоял с бокалом и думал: «Не могу поверить своей удаче».
Флауэрс был не просто хорошим басистом — он был изобретательным новатором. На Walk On The Wild Side басовую линию он сначала записал на контрабасе, а затем наложив ещё один фрагмент, сыграв его на бас-гитаре Fender Jazz октавой выше. Потом он, усмехаясь, говорил, что это помогло ему удвоить обычный гонорар за сессию. Тот же трюк он снова использовал годом позже, работая над записью хита Дэвида Эссекса Rock On: записал начальный рифф и наложив часть нот, сыграв их на октаву выше; эффект задержки добавил полиритмию, которые придали песне ее особую атмосферу. С Эссексом он снова работал в 1978 году, записывая бас для знаменитого рок-мюзикла «Война миров» (среди участников записи были также великий актёр Ричард Бёртон, Джастин Хейуордом (Moody Blues) и Фил Лайнотт (Thin Lizzy)…
Не забудем также, что Херби Флауэрс на заре карьеры играл в обаятельной группе Blue Mink; он записывался с Брайаном Ферри (The Bride Stripped Bare), Полом Маккартни (Give My Regards To Broadstreet), Элтоном Джоном (Tumbleweed Connection и Madman Across The Water), Гарри Нильссоном (Nilsson Schmilsson)…
Sky стала для него одним из больших музыкальных радостей. Основанная в 1978-м, группа претерпело несколько изменений в составе и записала семь альбомов. Флауэрс играл на каждом из них. Sky окончательно распались в 1995-м.
Музыкальное партнерство с барабанщиком Питером Бойта привело его к участию в записи альбома Poetry in Motion (1990), написанного на тексты знаменитого поэта сэра Джона Бетжемена. Он был спродюсирован Джорджем Мартином, а участвовали в его записи старые приятели Эссекс и Хейуорд, а также Стив Харли (Cockney Rebel), Донован, глэм-звезда Элвин Стардаст и Капитан Сенсибл (The Damned). Переехав в Сассекс, Херби отнюдь не ушел на покой: он начал давать «рок-уроки» в колледжах по всей стране и внештатно преподавал в колледже Ардингли, проводил семинары для начинающих музыкантов у себя дома и даже основал общественный хор Shoreham Singers-by-Sea в 2009-м, а затем ещё один, Ditchling Singers. А ещё Флауэрс регулярно участвовал в благотворительных концертах в пользу людей, восстанавливающихся после излечения от наркозависимости…
Когда его не стало, первыми на горестную весть откликнулись, как ни странно, куда более молодые музыканты: Тим Бёрджесс из Charlatans, отметивший, что Херби «заставил великих звучать еще лучше» и басист Suede Мэт Осман, написавший в соцсети: «Столько великолепных басовых партий — представьте, каково это!». Семья Дэвида Боуи также выпустила заявление, в котором говорилось: «Помимо его невероятной музыкальности на протяжении многих десятилетий, он был прекрасной душой и очень весёлым человеком». Тёплые слова произнёс и Пол Маккартни: «Он был потрясающим басистом, очень забавным парнем и замечательным человеком. Всегда было радостью находиться рядом с ним».
Прощай, Херби Флауэрс. Мы должны помнить тебя, как и других не столь заметных, как первые лица — но не менее важных музыкантов. Тех, кто, собственно, формирует музыку, незаметно для обычных слушателей делая её, собственно говоря, тем, что мы знаем и любим.