Российская компания не только постоянно разрабатывает новые модели усилителей, но и совершенствует выпущенные ранее. У нас на испытании два очень разных проекта — изящная конструкция на нувисторах и киловаттные моноблоки с внушительной линейкой биполярных транзисторов на выходе.
Что же удалось улучшить неутомимой команде разработчиков и как это повлияло на звучание? Разбираем и разбираемся.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Алексей Сёмин, руководитель российской компании S.A.Lab, в качестве активных элементов для своей техники использует всё, что способно усиливать сигнал — транзисторы любых типов, а таже лампы от нувисторов до мощных генераторных триодов. То, что вы можете видеть на нашей страничке бренда, лишь малая толика того, что было разработано и реализовано в железе сотрудниками Лаборатории. Причём в железе — самым буквальным образом, поскольку все усилители фирмы собираются на основательных стальных шасси и оснащаются рекордными по габаритам и мощности трансформаторами — как силовыми, так и сигнальными. Все моточные изделия в усилителях S.A.Lab изготавливает самостоятельно на железе премиального качества, российского и южнокорейского производства.
Превращения героев
Начнём с оконечника Chimera, предыдущую версию которого мы испытывали буквально два месяца назад в тех же самых условиях. Но сначала стоит вспомнить, что это за усилитель, и чем он необычен. Главная его особенность в том, что весь звуковой тракт построен исключительно на нувисторах — металлокерамических лампах с жёсткой коаксиальной конструкцией. Два первых каскада — на миниатюрных 6С51Н-В из старых советских запасов. Красивые вольтамперные характеристики, способность работы от постоянного тока до СВЧ, нормированные шумы в аудио диапазоне плюс рабочий ресурс порядка 20 000 часов — по всем статьям отличный усилительный прибор.
Двухтактные ультралинейные выходные каскады «Химеры» построены на тетродах 6П37Н-ЕВ по два нувистора в каждом плече. В том экземпляре, что мы слушали два месяца назад, они выдавали по 100 Вт в каждом канале, но в новой версии мощность была уменьшена до 2 х 80 Вт с понижением искажений и улучшением демпфирования.
Вдвое увеличена габаритная мощность выходных трансформаторов (теперь она составляет 650 Вт), изменена схема их намотки, улучшена схемотехника звуковых каскадов.
За время, прошедшее с нашего первого знакомства, усилитель был радикально модернизирован: вдвое увеличена габаритная мощность выходных трансформаторов (теперь она составляет 650 Вт), изменена схема их намотки, улучшена схемотехника звуковых каскадов. Мощность силового трансформатора увеличена на 150 ВА. При этом масса усилителя возросла с 56 до 75 кг. Единственно, что не изменилось в новой версии — цена (2 млн. 700 тыс. руб.).
Напомню, что и балансный, и обычный сигнал поступает на вход усилителя через фирменные линейные трансформаторы S.A. Lab, обеспечивающие оптимальной согласование с источником.
Компоновку и внутреннее устройство «Химеры» описывать не буду, всё прекрасно видно на фото.
Второй объект нашего нынешнего исследования — новая версия 110-килограммовых моноблоков S.A.Lab Samson 1000 SS, которые теперь называются SF1000. Прежнюю версию мы тоже испытывали, но гораздо раньше, поэтому остановимся на конструкции немного подробнее.
На её разработку и обкатку ушёл почти год, поскольку киловаттные оконечники потребовали иного подхода к вопросам питания, охлаждения и обеспечению жёсткости столь массивной конструкции.
Главное отличие новой версии «Самсона» в том, что в выходных каскадах используются не полевые транзисторы, а биполярные, 250-ваттные от On Semiconductors. Количество их то же — по восемь комплементарных пар в каждом моноблоке. Общий ток покоя — 5 ампер, а выходная мощность достигает 1200 Вт на 4 Омах, причём до 100 Вт каскады работают в классе «А».
Традиционно для S.A. Lab драйвер для этих повторителей однотактный, на мощном высоковольтном полевике — за счёт этого Алексею удалось получить короткий «ламповый» спектр искажений с доминирующей второй гармоникой. Для киловаттной мощности выходному каскаду необходима амплитуда сигнала порядка 100 В RMS, поэтому драйвер питается напряжением ±160 вольт.
Главное отличие новой версии «Самсона» в том, что в выходных каскадах используются не полевые транзисторы, а биполярные, 250-ваттные от On Semiconductors.
Мощные эмиттерные повторители с точки зрения звучания абсолютно нейтральны, поэтому его характер во многом определяется драйверным каскадом. Двухполярное напряжение позволило избавиться от разделительного конденсатора — их в усилителе нет вообще, как и общей обратной связи.
Входной сигнал с разъёмов RCA подаётся непосредственно на вход первого каскада, а с XLR сначала переводится в небалансную форму с помощью трансформатора собственной конструкции.
Внутри высокого корпуса установлены два громадных теплоотвода, один охлаждает выходной каскад, а другой — транзисторы стабилизатора напряжения. Их температуру можно контролировать по показаниям цифровых термометров. После часа работы значения установились на 40 и 45 град. и в дальнейшем не менялись.
Шесть внушительных винтовых терминалов, запараллеленных попарно, позволяют подключить акустические системы по любою схеме, вплоть до tri-wiring. Как и в прежней версии, предусмотрен второй силовой разъём для питания моноблока через внешний развязывающий трансформатор с симметричным выходом 120 — 0 — 120 В (также производства S.A. Lab). Это реально эффективный сетевой фильтр, не снижающий динамические характеристики усилителя.
Цена пары моноблоков SF1000 с предусилителем Thunderbird SE — 12 млн. рублей.
Сравнение в пользу
Для чистоты эксперимента система была той же, что и при испытании ранних версий усилителей: студийный магнитофон Ampex ATR 102 с фонограммами на полудюймовых лентах, CD-проигрыватель Marantz SA-15 s1, предварительный усилитель Thunderbird SE и 96-килограммовые JBL 4344 в качестве мониторов дальнего поля.
Начнём с обновлённой Chimera, поскольку впечатления от предыдущей версии ещё не стёрлись из памяти. Первое, на что сразу обратил внимание — рельефно прорисованные басовые партии с более явной ритмической структурой. Усилитель лучше контролирует гигантскую акустику, чётко разделяя ноты в нижней полосе. В этом плане он стал ближе к транзисторному, сохранив все «ламповые» черты характера — предельную ясность в верхнем диапазоне, «тёплый» спектр в середине и на редкость открытое звучание в целом. А кроме того — абсолютно натуральную передачу вокала с тончайшими нюансами и ощущением живого дыхания исполнителя. Ни малейшего ощущения, что звук воспроизводится с помощью аппаратуры.
Усилитель лучше контролирует гигантскую акустику, чётко разделяя ноты в нижней полосе. В этом плане он стал ближе к транзисторному, сохранив все «ламповые» черты характера.
В этом смысле CD-проигрыватель заметно проигрывал «Ампексу» — музыка звучала резче, грубее и с явно ограниченной динамикой. Но даже не это важно — возникло ощущение, что инструменты и голоса хуже разделены и словно мешают друг другу. После фонограмм на скорости 38 см/c так и хотелось воскликнуть: «Ну разве можно так записывать!». Музыкальное разрешение усилителя чрезвычайно велико, и, в отличие от разрешения звукового, технического, оно не утомляет, а придаёт картине редкую достоверность.
Что касается Samson SF1000, то в его характере от предыдущей версии осталось гораздо меньше. Многие аудиофилы отмечали разницу в звучании усилителей на полевиках (в раннем «Самсоне» на выходе использовались HEXFETы) и биполярных транзисторах, причём замечалась она, в основном, в передаче нижнего регистра. В прежней версии бас при всей своей глубине и ударной мощи всё же воспринимался более деликатным, будто его что-то сдерживало. Но это начинаешь понимать лишь в сравнении с Samson SF1000, который басом буквально сносит крышу. Причём не то, чтобы его стало больше — тональный баланс не изменился — стало больше панча, выдаваемого гигантскими диффузорами JBL 4344. И что интересно, ощущение повышенной энергетики не исчезало даже на малой громкости –независимо от неё низкие ноты буквально выстреливали. На записи органной музыки было слышно, как как на инфранизких частотах пульсирует воздух в трубе с самым низким резонансом.
Певческие голоса и музыкальные инструменты, особенно духовые, богаты на тембральные оттенки, звучали натурально, с «бархатом».
И, конечно, тот самый ламповый привкус, который Алексей, как искусный повар, получает, добавив в схему однотактный драйвер с благозвучной второй гармоникой. Певческие голоса и музыкальные инструменты, особенно духовые, богаты на тембральные оттенки, звучали натурально, с «бархатом».
И вся эта красота сочетается с какой-то нереальной динамикой, которую усилитель извлекает, а иногда и буквально выбивает из динамиков. При этом — никакой грубости в звуке, ни малейшей окраски даже на пиковых уровнях, обилие подробностей и тембральных оттенков во всём слышимом диапазоне. Воздуха чуть меньше, чем у «Химеры», но при таком драйве это не имеет значения. Samson SF1000 — настоящие мастера крупных форм, и с этой реальностью приходится считаться.
Так или иначе, обе обновлённые версии оказались, на мой взгляд, интереснее своих прототипов. В них сделан акцент на том, что мы особенно ценим в звучании — артикуляцию баса и способность выдать хорошо оформленный удар. И при этом удалось не выплеснуть вместе с водой ребёнка: Chimera сохранила свой изначально ламповый характер, а Samson SF1000 — редкую способность сочетать убойный драйв с тонкой нюансировкой среднем и высоком диапазонах. И хотя эти модели совершенно разные и по идеологи, и по выходной мощности, обе они предлагают слушателю даже больше, чем можно ожидать при такой стоимости.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Marantz SA-15 S1
- Студийный магнитофон Ampex ATR 102
- Предварительный усилитель S.A.Lab Thunderbird SE
- Акустические системы JBL 4344
- Кабели S.A. Lab Red Arrow