©/℗ 2024 Element Pictures, Film4, TSG Entertainment/Searchlight Pictures
Жанр: черная комедия абсурда
Сценарий: Йоргос Лантимос, Эфтимис Филиппу
Режиссeр: Йоргос Лантимос
Оператор: Робби Райан
Композитор: Джерскин Фендрикс
В ролях: Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли, Хонг Чау, Джо Элвин, Мамуду Ати, Йоргос Стефанакос, Хантер Шафер, Тесса Буржуа и др.
Что. Новый фильм Йоргоса Лантимоса, абсолютно непохожий на предыдущий, «Бедные-несчастные». У этого режиссера все фильмы очень разные — и по стилистике, и по палитре изобразительных средств, и по смыслу. Что удивительно, они всегда злободневны, но никогда не теряют актуальность. Вероятно потому, что положенные в их основу проблемы не находят решений, а вопросы — ответов. Есть подозрение, что не найдут никогда.
Это кино для тех, кого беспокоят те же самые вопросы. Кто понимает, что они не решаемые, по крайней мере, для нынешнего человечества в его убогом ментальном состоянии. Увлекшись развитием технологий, люди перестали совершенствоваться духовно, морально и этически. Ложь пропитала всё — отношения на работе, в семье и даже сферу веры. Фильм состоит из трех новелл, и расположены они именно в таком порядке — работа, семья, вера.
Специфика нынешнего времени — в полном отсутствии свободы самовыражения. Художник, который идет против навязанных сверху установок, рискует стать жертвой «культуры отмены», то есть лишиться возможности заниматься своим делом. Самое легкое, что может произойти с ослушником — быть обвиненным в конспирологии, в приверженности теории заговора. Некоторые темы полностью запрещены не только к обсуждению, но даже к упоминанию. Единственный способ высказаться — иносказательный. Разговор на языке, понятном только единомышленникам. Естественно, это ограничивает аудиторию и вызывает недовольство ангажированной критики, которая все понимает, но не может открыто высказаться. В этом смысле очень показательны рейтинги профессиональных рецензентов на сайте Rotten Tomatoes — «Виды доброты» там получили всего 71%, тогда как банальные коммерческие релизы получают одобрение более 90% критиков.
Кто. Фильм сделала практически та же команда, что и «Бедные-несчастные». Но одна из главных ролей была доверена новому для Йоргоса исполнителю — Джесси Племонсу, актеру тонкому и глубокому, способному внутренне преображаться и выражать суть своих героев деликатно и точно. Вот он и получил в Каннах приз за лучшую мужскую роль — единственный из всей команды. Странно, что это его первая награда, хотя номинировался он неоднократно. Мое внимание он привлек еще во втором сезоне сериала «Фарго», а также в фильме «Гражданская война».
У Маргарет Куолли здесь более значимая роль, чем в «Бедных-несчастных», хотя тоже второстепенная. Актриса сейчас очень востребованная, много снимается, думаю, ее звёздный час еще впереди.
Эмма Стоун, как всегда, хороша, но её великолепная игра уже воспринимается как должное — солнце взошло, оно по-прежнему слепит, но уже не удивляет. На самом деле здесь хороши все, просто не все роли дают возможность показать себя в полной мере. Такова судьба актера — нереализованных гениев в этой профессии больше, чем где-либо еще.
Оператор Робби Райан давно работает с Лантимосом, но изобразительная манера в «Видах доброты» иная, чем в «Бедных-несчастных» и «Фаворитке». Впрочем, это не удивительно, ведь Робби постоянно работает с Кеном Лоучем и другими режиссерами, так что смена стилистики и приемов ему привычна. Уверен, что он сумел бы сработаться даже с таким трудным постановщиком, как Тарковский, был бы тот жив.
Композитор Джерскин Фендрикс до сотрудничества с Лантимосом выпустил единственный сольный альбом, который не был замечен ни широкой публикой, ни профессиональной общественностью. А ведь музыкант талантливый. Спасибо режиссеру, что делает незаурядных людей заметными. Правда, главный ударный трек фильма принадлежит не ему, а группе Eurythmics. А вот музыка финальных титров — его.
Как. Фильм трудный для восприятия (не по форме, а по содержанию), мне его удалось посмотреть за два приема — больше половины зараз не осилил — это не развлечение, а работа — интеллектуальная и эмоциональная. Но о затраченных усилиях не жалею. Оно того стоит.
Можно, конечно, воспринимать его «облегченно» — наслаждаясь великолепными актерскими работами, операторским мастерством, искать «артефакты», отсылающие к другим мастерам абсурда и т.д. Это как слизывать крем с торта, выкидывая все остальное. Лучше съесть все целиком, пусть и не сразу. А потом лежать в изнеможении две недели и переваривать…
Абсурдизм картины отражает абсурд нынешнего мира. Пожалуй, реальность даже круче (в отчетах о деятельности международных организаций абсурда больше, чем во всех фильмах Лантимоса). Напрашиваются ассоциации с Луисом Бунюэлем, но ни о каком заимствовании и подражании и речи быть не может. Мир стал другим, иным стал и его идиотизм, поэтому и современный абсурд не похож на прежний. Мишенью сатиры Бунюэля была буржуазия, но сейчас источник и носители маразма другие. Как и Лантимос, не могу высказываться более конкретно — кому надо, тот поймет.