Существует множество мнений насчет того, чем настоящая High-End-аппаратура отличается (кроме цены) от всей остальной. На наш взгляд, своим максимальным звуковым реализмом: музыканты будто играют у вас в комнате или вы перенеслись на стадионный рок-концерт, а любимая певица пришла к в гости и поет только для вас. Да, создание техники класса High-End — это искусство. Реалистическое. Хотя и может приобретать экзотические формы.
ЗВУЧАЩАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
Бренд Etsuro Urushi — типично японский: сочетает современные технологии и многовековые традиции. Имеет жесткую специализацию: производит исключительно MC-картриджи (всего три модели) и повышающие трансформаторы, которые позволяют подключать головки с подвижными катушками к MM-фонокорректорам (одна модель). При этом большинство операций выполняется вручную мастерами, которые оттачивают свои умения на протяжении десятилетий. Вряд ли где-то еще, кроме Японии, может существовать фирма, которая не стремится постоянно обновлять ассортимент и годами выпускает одно и то же. Хотя на самом деле собранный вручную картридж индивидуален, как настоящее произведение искусства.
Японский «Тяни-Толкай»
У кого-то может возникнуть вопрос: возможно ли в принципе сочетать современные технологии и следование древним традициям, эти два направленных в противоположные стороны вектора? Бренду Etsuro Urushi это удается, поскольку на самом деле его изделия — это творения нескольких фирм.
Основа или, если хотите, база — крупная торгово-промышленная корпорация Daiichi Shoji Co., Ltd с отделениями в нескольких странах мира и штаб-квартирой в Йокогаме. Работает с 1952 года. Владелец и президент — Етсуро Акияма (Etsuro Akiyama). Изначально главной задачей компании были поставки на международный рынок продукции японской индустрии, также она занималась импортом в Японию электроники и аудиотехники зарубежных брендов. В какой-то момент корпорация пришла к необходимости самостоятельного производства наиболее востребованных продуктов — совместно с партнерскими фирмами, имеющими необходимые технологии и компетенции в соответствующей сфере.
Одним из таких партнеров стала японская фирма Excel Sound, созданная в 1970 году для производства звукоснимателей для винила под своей маркой. С 1975 года и до середины 80-х годов она также производила OEM-картриджи для японских и мировых брендов, в частности, для Pioneer, Sansui, Trio, Sanyo и др. В период расцвета аналоговой звукозаписи она выпускала до 50 тыс. MM-головок в месяц, однако с появлением компакт-дисков объёмы стали снижаться, и компания отказалась от продукции под собственным брендом, сосредоточившись на производстве для сторонних заказчиков.
Большинство операций выполняется вручную мастерами, которые оттачивают свои умения на протяжении десятилетий.
В 2016 году две компании договорились о совместном выпуске серии MC-картриджей класса High-End под маркой Etsuro. Совпадение с именем владельца Daiichi Shoji дает нам основания предположить, что именно он был инициатором создания специализированного бренда. Разработкой и сборкой звукоснимателей занялась Excel Sound, а Daiichi Shoji, обладающая обширными связями с японскими предприятиями, нашла наилучших поставщиков материалов и компонентов.
Финишную отделку корпусов поручили японской компании Urushi Sakamoto, которая с 1990 года специализируется на покрытии разных изделий традиционным японским лаком уруси (urushi), причем это не только посуда, шкатулки и мебель, но и сумки, текстиль, а также наушники (к примеру, Fostex TH900), фотокамеры Leica, Pentax, CD-проигрыватель X-1s от Esoteric… Заметим, что отделка этим лаком не только придает картриджам особую внешнюю привлекательность, но и заметно влияет на звучание, это их важный технологический элемент. Не удивительно, что в конце концов бренд получил свое нынешнее имя — Etsuro Urushi. Заметим, что некоторые продавцы этих картриджей в описании товаров выделяют лишь одного из их создателей — Excel Sound. Но у этой компании есть головки, производимые под брендом Hana и без отделки лаком уруси — по оценкам авторитетных экспертов, они звучат превосходно, но — иначе, чем изделия Etsuro Urushi.
В стране лакового дерева
Как полагают историки, технология лакирования зародилось в Японии около 6 тысячелетий назад в эпоху неолита. Как это обычно бывает, древние люди использовали лак уруси исключительно в практических целях — им укрепляли деревянные копья и наконечники стрел. К VI веку н.э. ремесло достигает уровня искусства, а его произведения становятся предметами роскоши, доступными лишь императорам и аристократии.
Собранный вручную картридж индивидуален, как настоящее произведение искусства.
Сырьем для приготовления покрытия служит сок «лакового дерева» или токсикодендрона лаконосного (лат. Toxicodendron vernicifluum). Произрастает дерево в Китае, Индии, Непале, Пакистане, а в Японии и на Корейском полуострове его культивируют. Но именно в Японии технология приготовления и применения уруси поднялась до самого высокого уровня.
Лак этот обладает рядом уникальных свойств. При сборе смола дерева мутная, но по мере полимеризации под воздействием кислорода становится прозрачной. Кстати, примерно так же ведут себя лаки на основе акрила. Пигменты разных цветов добавляют в процессе предварительной подготовки и очистки смолы. Процесс нанесения лака проходит в несколько этапов, включая сушку при определенных условиях — для перехода смолы в твердую форму требуется влажный воздух. В Японии с её влажным в любое время года климатом это условие легко выполнимо.
Покрытие лаком уруси превосходит по прочности многие современные синтетические композитные материалы. Не удивительно, что им армировали (и заодно украшали) доспехи самураев. Он не только твердый, но и эластичный, что позволяет использовать его даже с тканями. Устойчив к кислотам, растворителям, алкоголю и воде, обладает термостатическими и антисептическими свойствами. И что особенно важно в аудиотехнике, лак может применяться как средство контроля над вибрациями. Не зря в традиционной японской культуре лак уруси использовали для отделки музыкальных инструментов.
Отделка этим лаком не только придает картриджам особую внешнюю привлекательность, но и сильно влияет на их звучание.
Работа с природными материалами сложнее, чем с синтетическими — свойства натурального сырья варьируются в зависимости от очень многих факторов, включая погоду, условия сбора и т.д. Возможности для автоматизации здесь ограничены. Чтобы получить стабильный результат, мастер должен осознавать и учитывать все особенности сырья, корректируя технологический процесс. Для этого нужны специфические знания, многолетний опыт, а также развитая интуиция, а это элемент уже не ремесла, но художественного творчества. Именно это — в совокупности со штучным ручным производством — и определяет немалую цену картриджей Etsuro Urushi. Что делает их еще более желанными для многих.
Лак — средство, но не самоцель
Теперь самое время отметить, что лаковая отделка — важный, но не самый главный аспект в изделиях Etsuro Urushi. Она применяется только когда необходима, поэтому в топовом картридже Gold её нет. Головка называется Etsuro Gold — без слова Urushi. Корпус ее отделан не лаком, а фольгой из чистого золота 24K, и работу эту вручную выполняет мастер из специализированной фирмы Hakuichi Co., Ltd в городе Каназава. Конструкция звукоснимателя Gold сама по себе обеспечивают оптимальное демпфирование, а покрытие уруси сделало бы его избыточным. А это, как мы знаем, может быть не менее вредным, чем недостаточное.
Покрытие из лака уруси превосходит по прочности многие современные синтетические композитные материалы.
Производитель довольно скупо рассказывает о конструкции своих звукоснимателей, раскрывая лишь основные их особенности. Известно, что корпуса всех головок выполняются из дюралюминия высшего качества A7075. Материал был выбран на основе многолетнего опыта компании Excel Sound. Магнитные системы — с мягким электромагнитным железом и самария с кобальтом. Отличаются картриджи отделкой (у моделей Cobalt Blue и Bordeaux — лак уруси, но наносимый по-разному и с разным числом слоев), покрытием контактных пинов (у Cobalt Blue — родий, у Bordeaux — золото, у Gold — 24-каратное золото), материалом иглодержателей (у Gold — из алмазного стержня диаметром 0,22 мм, у двух остальных — сапфировые трубки), а также формой заточки игл (см. таблицу с характеристиками). Есть также отличия в основаниях картриджей (у Cobalt Blue — из дюралюминия A7075, у двух старших моделей — пластины из сапфира толщиной 2,5 мм), в проводах, которыми намотаны подвижные катушки (у двух младших моделей — чистая медь, у Gold — тоже медь, но подвергнутая специальной обработке).
Наконец, каждая модель прошла при создании индивидуальный звуковой тюнинг, выполненный мастерами Excel Sound. Ведь, по сути, каждая головка — это музыкальный инструмент, не только изготовленный с предельной тщательностью, но и точно настроенный. Что и позволяет ему входить в резонанс с нашим сознанием.
Технические характеристики
Параметры / модель | Cobalt Blue | Bordeaux | Gold |
---|---|---|---|
Диапазон частот, Гц | 15 — 50000 | ||
Выходной уровень, мВ/1 кГц | 0,25 | ||
Разбаланс между каналами, дБ/1 кГц | <0,5 | ||
Разделение между каналами, дБ/1 кГц | 33 | ||
Прижимная сила, г | 2 | ||
Импеданс, Ом/1 кГц | 3 | ||
Трекабилити, мкм/2 г | >70 | ||
Игла | Алмазная 80 мкм microline | Алмазная 80 мкм microline с особой полировкой | |
Кантилевер | Сапфировая трубка 0,4φ | Алмазный стержень 0,2φ | |
Основание картриджа | Дюралюминий A7075 | Сапфировая пластина толщиной 2,5 мм | Сапфировая пластина толщиной 2,5 мм |
Корпус | Дюралюминий A7075 | ||
Отделка корпуса | Лаком уруси вручную | Лаком уруси вручную по особому процессу | Фольгой из золота 24К |
Покрытие контактных пинов | родий | золото | золото 24K |
Масса головки, г | 8,1 | 9 | 8,7 |
Трансформация эмоций
Многие гуру винила убеждены, что MC-звукосниматели лучше звучат с повышающими трансформаторами и MM-корректорами, чем с предусилителями, в которых слабый сигнал с подвижной катушки усиливается электронной схемой. Именно поэтому все уважающие себя производители MC-головок выпускают собственные повышающие трансформаторы. У Etsuro они тоже есть.
Каждая головка — это музыкальный инструмент, не только изготовленный с предельной тщательностью, но и точно настроенный.
Корпус и экраны трансформаторов отделаны таким же лаком уруси, как у картриджа Bordeaux — эта технология покрытия обеспечивает наилучшее демпфирование вибраций, что для трансформатора не менее важно, чем для звукоснимателя. Ну и смотрится на редкость привлекательно. Утилитарный компонент системы становится ее изысканным украшением.
Сердечники трансформаторов EX-типа выполнены из 78-процентного пермаллоя, из него же сделаны экраны. На шасси трансы установлены через прокладки из сорботана. Шасси и корпус — из алюминия. Лак уруси не только придает ему эксклюзивный вид и демпфирует, но также делает более жестким — легкий и мягкий металл в итоге приближается по прочности к стали. Процесс лакировки осуществляется опытными мастерами вручную. Машины так делать еще не научились.
Технические характеристики
Параметры \ Модель | ET-U50 |
Диапазон | 10 Гц — 150 кГц |
Коэффициент повышения | 26 дБ |
Импеданс картриджа | 2 — 10 Ом |
Рекомендованный импеданс нагрузки | 47 кОм |
Разбаланс между каналами | <0,5 дБ |
Габариты | 95(Ш) x 85(В) x 135(Г) мм |
Масса | 530 г |
Эквивалент чувств
Материалы, конструкция — все это, безусловно, очень интересно и важно. Но главный вопрос остается для нас пока без ответа (надеемся, сможем со временем это исправить) — как продукция бренда звучит. Пока же приходится полагаться на многочисленные отчеты о тестах картриджей Etsuro Urushi в зарубежной специализированной прессе.
Пол Ригби из британского издания The Audiophile Man UK свои ощущения от картриджа Bordeaux описал так:
«Головка Urushi захватила мой разум. Будто я оказался в другой реальности. Такое бывает, когда встречаешь девушку, находишь с ней много общего, вы становитесь друзьями без каких-то планов на будущее, ты смеешься над ее шутками, а она — над твоими, ты осознаешь, что тебе с ней легко и приятно, потом — что слишком часто о ней думаешь. И вдруг понимаешь, что это… любовь.
Да, в какой-то момент до меня дошло, что я влюбился. В картридж. Не знаю, как к этому отнесется моя жена.
Звукосниматель Etsruo Urushi не будет вас торопить. Он не станет выпячивать перед вами свои звуковые достоинства. Вы сами должны их обнаружить и осознать. От вас требуется только сесть и слушать — через какое-то время, не очень быстро, но непременно ваш слух начнет воспринимать неведомые прежде детали, чудесные самородки музыкальной информации… Поначалу открытия будут случаться редко, потом все чаще и чаще, пока вас не накроет водопад ощущений… Можно сказать, что это извилистый и длинный путь (как у The Beatles в песне «Long and winding road»), но чем больше вы слушаете этот звукосниматель, тем больше он вам нравится. В конце концов вы придете к мысли, что ради обладания этой вещью вы готовы на все. А еще я понял, что после окончания теста буду возвращать этот картридж со слезами».
Комментарии [13]
Вячеслав
полкило с плюсом головка? 95х85х130 мм габариты? вы в своём уме? это все что нужно знать о аудиофилах….
SalonAV
В шапке таблицы с этими размерами написано ET-U50 — это повышающий трансформатор.
АБ
Не спешите гвоздить аудиофилов к стене позора. ET-U50 » сиволиж » МС- транс повышающий. Не голова.
Андрей
Здравствуйте! Вы бе разобрались и привели данные трансформатора, который рекомендуется к головкам.
АБ
Вряд ли данные трансформатора будут такими же лакированными , как их крышки. Обычный МС Step-Up Transformer , 1 к 15- 20, входное от 100 до 470 Ом. Ничего особенного. Но как подано….
АБ
Все понятно. Усиление ET-U50 26 дБ, в 20 раз, нагрузка 47 кОм, значит, входной импеданс чуть выше 100 Ом. Отсюда рекомендованный импеданс МС головки 2-10 Ом. Идеально подойдет для головок Ортофон, для японских Денонов-103 с импедансом 40 Ом уже проблемно. Хотя, за счет запаса по Ктр на 5 мВ сигнала выйдет. Слушать надо.
Николай ЕФРЕМОВ
Думаю, на Denon и Ortofon эта компания вообще не рассчитывала. Трансформатор стоит 390 тыс. руб. и предназначен для головок аналогичного класса.
АБ
Несомненно, есть что-то очень правильное, когда техника выглядит красиво и привлекательно. А если еще параметры не подкачали, то к такой вещи и отношение иное и звучит она иначе. Пример иного подхода- МС головки без корпуса, с потрохами наружу, смотрится странно, как недостроенный дом с торчащей арматурой. Жить как бы можно. но … неуютно.
Алексей
Японцы уже не те что раньше хотят торговать с нами но при этом целуют попу американцам!
Andre
Когда-то фирма Pioneer в 1986-м еще году сделала свою высшую линейку преда/усилителя мощности Urushi — модели С-90/M-90. Это и по сей день очень впечатляющие аппараты, у кого еще сохранились рабочие экземпляры. И это лучшее, что Pioneer создал за всю свою историю существования — лучше фирма не делала ни до, ни после.
АБ
А я сижу любуюсь на приехавший с Дальнего Востока японский тюнер Pioneer TX-1500-II , с такой любовью сделан, что включать и слушать необязательно. А включенный — вообще нет слов, индикаторы светятся, шкала светится, живое существо, а не прибор. Сказка!
Andre
В старой, но высококачественной технике тех лет есть свой неповторимый шарм, который может стать лучшим украшением даже ультрасовременного жилища по последнему слову «умного» дома так сказать. И ничто ее не заменит.
АБ
Все так. Мелочи вроде диаметра ручек, компоновки, цвета , подсветки, соотношения размеров , создают привлекательность или наоборот, отторжение навязанными модой унылыми безликими ящиками .