С Сергеем Столяровым впервые мы встретились и поговорили на апрельской выставке MHES. Обычно мистические улучшайзеры звука мы на тест не берём и про них не пишем, но в данном случае подкупила техническая подкованность автора и грамотное описание представленных изделий. Вот и решили встретиться, пообщаться более плотно и взять для испытаний несколько образцов «Звука Жизни». Что из этого получилось, постараюсь описать по возможности беспристрастно, поборов как предвзятость, так и наоборот, возможное суггестивное воздействие автора. Сергей прекрасный рассказчик и демонстратор, в определённой степени способен влиять на аудиторию. Чтобы быть максимально объективными в своих оценках, мы испытывали изделия автора в разных системах с разными группами слушателей. Для чистоты эксперимента самого Сергея не приглашали.
ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ
Но сначала — об авторе и его изобретении. И это не просто фигура речи — на микросхему из модулей «Звук жизни» действительно получен патент. Сами модули — относительно небольшие (13 х 13 см и 16 х 16 см) деревянные рамки, которые следует размещать либо под аудиокомпонентами, либо сверху, а при защите акустических систем — ставить вертикально рядом с ними. Защита здесь ключевое слово, поскольку модули, как их называет автор, предназначены для борьбы с электромагнитными излучениями, негативно влияющими на наше восприятие музыки. Что это за устройства и как они работают, расскажет сам изобретатель.
Надстройка для форматов
— Сергей, для начала расскажите немного о себе, как вы пришли к этим разработкам.
По образованию я радиоинженер, в 81-м закончил ВУЗ, и у меня хороший слух. В начале века начал изучать электромагнитные (далее — ЭМ) излучения и защиту от них. В 2006-м мы начали производить устройства, помогающие человеку пользоваться мобильными телефонами и компьютерами безопасно для здоровья. Современные наши устройства можно применять для защиты от излучения гаджетов на работе, во время сна, в машине и т.д. Два года назад я увидел возможность привнести что-то новое в устоявшиеся законы электроакустики.
— С этого места поподробнее, пожалуйста.
Несколько лет назад, будучи в ковидной изоляции в муромской глуши, где нет ЭМ излучений, как-то решил послушать музыку с разными усилителями и источниками. В тишине, чтобы ничего не отвлекало, и вдруг почувствовал явную разницу в звучании цифровых и аналоговых устройств. И разница была очень интересная, явно связанная с ЭМ-воздействием от работающей цифровой техники. До этого мы со звуком не работали, но я решил попробовать — принёс свои модули, разложил, и снова заметил явную разницу в звуке.
— Вообще-то о влиянии ВЧ-помех на чувствительную аппаратуру известно давно.
Наши модули влияют не на аппаратуру, а на слушателя. У нас в голове (подтверждено медицинскими источниками) есть датчик, воспринимающий ЭМ импульсы. Я и сам слышал при ударе молнии щелчок, предшествующий раскату грома. Вот мы и разработали модуль, защищающий голову человека от ЭМ излучений в городе. Модуль размещается в головном уборе.
— У вас есть модули, предназначенные для установки рядом с акустическими системами. Как они работают?
Точно также, они устраняют электромагнитные помехи, которые излучают динамики и электронные блоки, и которые мы слышим. Из-за разности скоростей сначала приходит ЭМ импульс, потом звук, но ВЧ-шум уже у нас в голове. И мы уже не так хорошо воспринимаем звучание. Этим воспроизведённый звук отличается от живого, в котором таких помех нет. Модули улучшают звучание даже не очень дорогих систем — расширяется сцена, на хороших записях возникает голографичский эффект, колонки буквально исчезают. Сейчас готовимся получить второй патент на устройства для защиты акустических систем.
Для описания полученного эффекта можно ввести термин «надформат Звук Жизни». Для имеющейся аудиосистемы мы создаём некую надстройку, которая благодаря защите от ЭМ помех разгружает мозг и улучшает восприятие музыки. Я бы предложил три параметра для оценки того, что меняется в восприятии звука аудиосистемы — натурализация, вовлечённость и голографичность. Цифровые форматы совершенны, в них масса информации, но её нужно извлечь полностью и это становиться возможным с модулями «Звук Жизни».
И не будем забывать, что натуральная музыка обладает целительными свойствами, но при переходе в цифровую форму и воспроизведении в ЭМ обстановке она теряет не может проявить свои свойства. И наоборот, медицинские эксперименты показывают, с нашими устройствами, т.е. без ЭМ фона, медицинский аспект заметно усиливается.
— Сколько всего разновидностей модулей у вас в производстве?
Сейчас выпускаются две основные серии — Gold и Silver, плюс пробные образцы для колонок и электронных компонентов. Также имеется особый комплект «Пространство живого звука» — блоки располагаются вокруг слушателя, создавая обстановку полной релаксации. Через 10 — 15 минут человек уже начинает получать удовольствие от звучания. В этом сеансе заложено и целительство. Обстановка — как в лесу, где нет излучений. С нашими модулями колонки не вызывают усталости, их можно слушать часами, усиливается ощущение ширины и глубины сцены
Когда мы выпустили вариант Gold, разница с Silver стала очевидна сразу. Приборы вряд ли её покажут — мы же создаём слушателю комфортную среду, его слух приводим в норму. Прогрев системы — на самом деле восстановление качества работы мозга и слухового анализатора человека.
— Каков же принцип работы ваших устройств?
Технология разработана давно и постоянно совершенствовалась с 2006 года. Принцип такой: внутри модуля находится микросхема, на которой построено нескольких ВЧ-генераторов. Они формируют поле с особой диаграммой направленности, но подавляют не все частоты, а лишь некоторые, особо патогенные для человеческого организма. Имеется официальное подтверждение, что модули ослабляют вредное излучение мобильных телефонов, компьютеров и т.д. Используется несколько вариантов микросхем, одна из них создаёт плоскую диаграмму направленности, защищающую комнату в диапазоне от 500 кГц до 5 ГГц. Микросхемы заказываем в России по контракту на заводе электроники. Российский патент на модули был получен в 2021 году.
Как доказать, что наша продукция работает? Медики подсказали метод, который считается официальным — органолептический. На самом деле узнать, защищён ли мобильный телефон, можно просто рукой. С результатами тестов можно ознакомиться у нас на сайте.
Объективно о субъективном
Итак, слушаем. Система: CD-проигрыватель Premiera C1S, интегральный усилитель Premiera A3S, акустические системы Morel Avyra 633. Модули серии Eqvilum Gold были разложены над всеми компонентами и под ними, а также установлены вертикально по бокам напольных АС. Аудитория состояла как из опытных слушателей (сотрудников салона, в котором всё происходило), так и людей, присутствующих при эксперименте случайно. Мы не объясняли суть происходящего, лишь просили слушать внимательно.
Проигрываем минут десять самую разную музыку, затем быстро убираем все модули и слушаем снова. Спрашиваем, что изменилось в звуке? Один из специалистов признался, что разницы не услышал. Второй: «Изменилась сцена, стало меньше воздуха. Полное ощущение, что картинка как-то сжалась». Случайная слушательница: «Что-то явно поменялось, но мне сложно описать словами. Будто между мной и колонками появилась какая-то завеса». Напомню, что модули мы убирали.
Мои впечатления: изменения едва уловимые, но они были. Точнее всего они были описаны в предыдущем случае — когда модули убрали, исчезло ощущение, что музыка играет только для тебя, подача стала более отстранённой и формальной. При этом ни в тональном балансе, ни в микродинамике не изменилось ничего.
Несколько экземпляров Gold я забрал на дачу, у меня там винтажный комплект с проигрывателем винила. Результат получился нулевой как при включенном Wi-Fi роутере, так и при выключенном. Других источников ЭМ излучений не было в радиусе нескольких сотен метров. Цифровая техника на тот момент у меня отсутствовала и дома, и за городом.
А вот какой отчёт прислал эксперт нашего журнала Руслан Тарасов:
«В своей домашней системе я не обнаружил эффекта, когда по-разному прикладывал дощечки к акустике. Некий эффект прояснения стал незначительно проявляться, когда подложил пластины Eqvilium под усилитель, причем модели Silver и Gold тут не отличались друг от друга. «Золотая» версия дала больше эффекта дала только на ЦАПе.
Самый интересный вариант получился, когда тремя дощечками Eqvilium, предназначенными для электронных компонентов, обложил вместе ЦАП со стримером, а всеми оставшимися, которые были рекомендованы для акустики — усилитель. Отдаленно эффект напоминал работу сетевого кондиционера — звучание стало будто более понятным и менее напряженным, хотя никаких изменений в динамике, тональном балансе и деталировке не было.
С таким нагромождением дощечек над системой музыка (а это, в основном, трансляции с высокобитрейтных веб-радио на фоновой громокости) не выключалась у нас в доме целыми днями. Но как только я убрал дощечки — стало дискомфортно.
Жена, которая ничего не знала об их назначении (но естественно догадывалась, так как видела всю возню), тоже заметила, что звук радио стал больше напрягать и отвлекать от работы. А с изделиями «Звук Жизни» желания выключить его совсем или убавить громкость не было.
Короче говоря, без модулей в звуке было больше чего-то раздражающего. И работает это скорее на каком-то психологическом, а не на анатомическом уровне слухового восприятия, так как в самом звучании изменений субъективно не было вообще».
В сухом остатке
Как видим, эффект от модулей Сергея Столярова проявился в большинстве наших экспериментов. И его нельзя отнести на счёт (само)внушения — имея за плечами почти 30-летнюю практику экспертных прослушиваний, мы приобрели к подобным воздействиям стойкий иммунитет. На память приходит давнее поветрие среди автолюбителей, прикреплявших компакт-диски на лобовое стекло — считалось, что они поглощали излучение гаишных радаров. В конце концов, почему нет?
С изделиями «Звук Жизни» всё намного сложнее, их эффективность зависит не только от электромагнитной обстановки в месте применения, но и от восприимчивости самого слушателя к происходящим изменениям. Так что субъективный момент всё же присутствует и его доля при оценке влияния подобных устройств на звучание аудиокомпонентов значительна. Что и следует учитывать при испытании этих аксессуаров — ежели у вас появится интерес, конечно.
Комментарий производителя
Было такое послесловие в тестах Stereophile, вот и мы решили дать слово автору испытанных образцов. Подвести черту, так сказать.
«10 минут для прослушивания мало, но изменения были замечены большинством участников.
Без минимальной информации, на что обратить внимание, эксперты смотрели туда, куда привыкли смотреть последние десятилетия. С искренним уважением к опыту и знаниям экспертов (в чём я убедился за последние два года встреч), при моих более чем 30 презентациях, в том числе и полностью без моего присутствия. Создаваемые нашими модулями изменения восприятия звука аудиосистемы находятся вне привычной плоскости оценочной работы экспертов. Они не ждут оживления звука, потому что их подход технический, без оценки чувственных отношений с музыкой».
P.S.
«По поводу CD: компания LessLoss Audio рекомендует провести тест — обложить корпус их ЦАПа дисками и убедиться, что это ухудшит звучание. Рабочий слой отражает излучение конвертера на него же и повышает воздействие помех. Вероятно поэтому их супер ЦАПы при цене от $6000 имеют деревянные корпуса».
Комментарии [12]
Сергей
Прочитал всю подборку комментариев и понял, что проявился стандартный технический подход читателей к теме звука. Все пишут «звук поменялся», подразумевая, внесение изменений в звучание. С системой «Звук жизни» сам звук не меняется. Получаемый эффект реализуется через изменение восприятия слушателя в новых условиях прослушивания. И когда они , условия, стали экологичнее, слушатель обнаруживает стл доступным рост голографичности, микродинамики, вовлечённости.
Значительное изменение отношения с звучащей музыкой происходят до уровня восприятия внутреннего эмоционального состояния исполнителей ( и вокалистов и музыкантов). Это эффект иногда просто потрясает полным контактом с пространством звучания.
Эксперты с техническим подходом не смотрят в эту строну . Это их личная история развития. Например очень профессиональный производитель акустики , после прослушивания описал своё восприятие так : — полное ощущение того что шумы упали на 20 db и услышал то, что они маскировали и там много новых звуков и рост микродинамики огромный. А за ними совершенно новая голографичная стерео сцена.
Вот примерно так.
Евгений
Мне Сергей присылал на тесты свою систему. Действительно эффект есть, сцена становится шире, звук отвязывается от акустики.
АБ
А если без смеха , то есть сегодня в доступе приборы типа селективных микровольтметров или их продвинутого варианта- анализатора спектра ВЧ излучений. То есть, чтобы с чем-то бороться, нужно это сперва увидеть, проверить и понять, помогает наша борьба с помехой или это все на уровне самовнушения.
После чего с грустью отметить, что дурацкий эксперимент снова испортил такую красивую теорию. 🙂
Сергей
А если без смеха, то предполагать априори об отсутствии предварительного технического исследования действительно выглядит по дурацки. Все в Звуке Жизни опирается на опыт с 20-летней историей.
АБ
Немного в сторону от темы, но близко. Один форумчанин рассказал, когда во всем районе вырубило свет , он достал карманный приемник на батарейках и обнаружил множество станций в диапазоне СВ и ДВ, с интересом их послушал. Но как только дали сеть, все эти станции утонули в импульсном шуме , эфир замолк.
Алексей
Да ни спорю звук меняется но если постелить на пол ковёр звук тоже поменяется. Вопрос в лучшую ли сторону. Вспоминаю кабеля audioquest с батарейками
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Алексей, ковер надо часто пылесосить, а «Звук жизни» достаточно тряпочкой махнуть. Лично для меня это преимущество — говорю как человек, у которого перед системой ковер лежит.
Сергей
Оценить куда и как происходят изменения в звуке можно легко , давайте заявку на тестирование. И мы согласуем для вас такую возможность. Сайт filterageon.ru
Сергей
В этом реальном эксперименте и опыте очень важное — дым от излучений совершенно искажает наше восприятие.
Сергей
Подобную чистку эфира «Звук жизни» делает в месте прослушивания. Получаем несколько плюсов — восстанавливается восприятие именно акустического звука без электромагнитной примеси, очень комфортно отдыхать в таком месте, новое звучание открывает музыку почти заново.
Алексей
Ребята хорош нам заливать уже не смешно!
Сергей
Прекрасно, если не смешно. Пора оценить что и сколько заливается.
Предлагаем тестирование.