Почти всё, что лет пятьдесят назад считалось вершиной прогресса, глазами современника воспринимается как музейные реликвии. Но это не значит, что остроумные конструкторские находки из прошлого не могут показать себя сегодня. Гениальные идеи вообще никогда не стареют. Что и доказывает вот эта винтажная на первый взгляд система.
ПРОШЛОЕ В БУДУЩЕМ
Разработку и производство новой «старой» аудиотехники под своими брендами International Audio Group, похоже, поставила на поток. Причем нас больше всего удивляет не количество выпущенных ностальгических моделей, а их качество. Как будто компания где-то откопала капсулу времени с чертежами из прошлого и запиской от инженеров, в которой нашедшего просили повторить конструкции полувековой давности на самом современном технологическом уровне.
Как бы то ни было, но IAG реально делает это, и делает успешно. На нашем сайте вы легко отыщите обзоры почти всех акустических систем из гаммы Wharfedale Heritage и рецензии на новые усилители Quad и Leak, которые тоже можно считать реинкарнацией старых идей. И вы увидите, что многие вещи из этого ряда, побывавшие в наши тестах, были отмечены титулом «Удачная покупка» за функциональность и звучание, хотя по первому впечатлению они выглядели компонентами, сделанными лишь ради дизайна.
Бутерброд всему голова
Ретро-акустика, которую мы сегодня послушаем, на сайте производителя представлена как «слияние наследия и инноваций» (дословно A Fusion of Heritage and Innovation), хотя нам кажется, что здесь уместнее короткая формулировка «наследие инноваций». Дело в том, что инженеры британской Leak догадались использовать материалы-«сэндвичи» для изготовления диффузоров еще в 1961 году. Так что этой инновации (которая, к слову, и сегодня пока не слишком распространена в производстве динамиков) уже более 60 лет!
В модели Sandwich 150 из трёхслойного композита выполнен диффузор 17-сантиметрового басовика. Его внутренняя часть представляет собой затвердевшую пену полиметакрилимида (PMI), а две наружные, как видно на рисунке, — штамповки из тончайшего листа алюминиевого сплава. И то, и другое обладает крайне малым удельным весом и по отдельности не отличается жесткостью, но склеенные вместе создают очень прочную структуру.
При этом высокая линейность в критических режимах достигается за счет короткого магнитного зазора, но длинной звуковой катушки.
Материалы-сэндвичи нашли широкое распространение в авиапромышленности, но в акустике применялись не часто — диффузоры получались сложными в изготовлении и дорогими, а характеристики головок со столь легкими мембранами, выходя за привычные рамки, усложняли расчеты фильтров и акустического оформления.
Но сегодня, когда доступны продвинутые методы компьютерного моделирования и лазерных измерений, оптимизация драйвера в системе уже не проблема. Что и доказывают современные Sandwich 150. Даже на фоне продвинутой трехполоски Wharfedale Super Denton, которую мы недавно протестировали, параметры новинки Leak выглядят просто замечательно — они лишь полдецибела уступают в чувствительности, но превосходят и по предельному звуковому давлению, и по максимальной подводимой мощности, и по ширине воспроизводимого диапазона.
Высокие динамические характеристики отчасти достигнуты за счёт объемного корпуса (более 19 литров). Но главный вклад вносит все-таки сэндвич-драйвер. Посмотрите какой мощный у него подвес — явно заточен на работу с большой амплитудой. При этом высокая линейность в критических режимах достигается за счет короткого магнитного зазора, но длинной звуковой катушки. Такая, как известно, тяжелее обычной, но масса подвижной системы из-за легчайшего диффузора все равно очень мала, что и позволяет динамику воспроизводить резкие пики сигнала без затягивания фронта. И, очевидно, без заметной интермодуляции, т.к. жесткий композитный диффузор сохраняет поршневой режим работы в более широком диапазоне.
Головка в таком оформлении, как правило, более линейна на нижнем рабочем отрезке и меньше компрессирует ВЧ на высокой громкости.
В Sandwich 150 обращает на себя внимание и твитер. Текстильный купол отличается необычно широким податливым подвесом, а с обратной стороны, согласно описанию, имеется специальная камера для поглощения заднего излучения. Головка в таком оформлении, как правило, более линейна на нижнем рабочем отрезке и меньше компрессирует ВЧ на высокой громкости.
О фильтрах производитель не сообщает ничего, но по количеству элементов на плате можно предположить, что используется разделение как минимум второго порядка с режекторными цепочками.
Собрано все очень достойно. Корпус из MDF снаружи декорирован настоящим шпоном ореха и алюминиевыми вставками в тон фланцу пищалки и корзине мидбасовика, а внутри усилен неким демпфирующим композитом (да, получается, и здесь сэндвич). Защитная решетка подогнана идеально, крепится магнитами и обшита особой — мягкой и объемной — разновидностью акустической ткани. Винтовые клеммы короткие, не сильно выступают за заднюю стенку, но надежно принимают и лопатки, и «бананы».
Три против двух
Сначала планировалось прослушивание новых мониторов только в паре с подходящим им по цене интегральным усилителем Leak 230, но в этой связке они показали настолько высокий класс, причём на любых музыкальных жанрах, что мы решили провести испытания в и других комбинациях.
В целом Sandwich 150 звучат как довольно дорогие студийные мониторы среднего поля. Они радуют ровным музыкальным балансом, хотя их саунд не ограничен узкими рамками чисто технической линейности, которая в некоторых полочниках нередко убивает живость воспроизведения. В «Сэндвичах» приоритетом стала выразительность.
Опять же, с менее дорогим усилителем звуковая сцена получалась более разноплановой и отчетливой, но здесь отличия, скажем так, в нюансах.
Красиво все — и тембры, и динамика, и микродинамика. Нижний регистр немного подсушен, зато мидбасовая полоса не акцентирует на себе внимание, как бывает у многих двухполосных мониторов. Нижний бас передается в меру фактурно. Забавно, но рельеф звучания бас-гитар и удары бочки получаются более наполненными и естественными у Sandwich 150 как раз с менее дорогим усилителем Leak 130. Но если вы сторонник крепкого оптимистичного звука, лучше выбрать более мощный Leak 230.
Опять же, с менее дорогим усилителем звуковая сцена получалась более разноплановой и отчетливой, но здесь отличия, скажем так, в нюансах — если тщательно подобрать ширину стереобазы и углы схождения на точку прослушивания, то Sandwich 150 и со старшим усилителем Leak смогут показать глубокую картинку с отличной локализацией.
А самые сильные впечатления остались после переключения колонок на компоненты Simaudio Moon. Канадский High End начального уровня одним махом расставил точки над i и показал самые сильные стороны «Сэндвичей».
У этих систем ни на одном отрезке диапазона нет выраженное окраски, и возникает это ощущение не из-за формальной гладкости АЧХ, а благодаря высокой информативности по всей воспроизводимой полосе. По скорости отдача полосы согласованы идеально — любой звук с резким фронтом атаки передается чисто и очень реалистично.
У этих систем ни на одном отрезке диапазона нет выраженное окраски, и возникает это ощущение не из-за формальной гладкости АЧХ, а благодаря высокой информативности по всей воспроизводимой полосе.
Всеядность по отношению к разным музыкальным жанрам у Sandwich 150 обусловлена динамической линейностью. Она здесь просто потрясающая и выражается в том, что на самых критических уровнях, при которых размах музыкального сигнала в обычной полочной акустике начинает компрессироваться, Sandwich 150 продолжают звучать энергично и свободно, печатая мощный панч и «стреляя» высокими ударными… Они это делают лучше и точнее многих напольных систем с куда более грозным набором динамиков. А на такое способна только акустика из высшей лиги. Уверенный «Выбор эксперта».
СИСТЕМА
- Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
- Интегральные усилители Leak 130 и 230
- Сетевой ЦАП Simaudio Moon 280D и интегральный усилитель 250i
- Кабели
- USB Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5м
- межблочные Van den Hul The Rock RCA
- акустические Studio Connections Reference Plus
- силовые Ansuz Mainz
Leak Sandwich 150
Производитель: Leak Audio / IAG Group Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности ±3 дБ): 44 — 26 000 Гц || Чувствительность: 86,5 дБ || Уровень максимального звукового давления: 106 дБ || Деление частот: 2400 Гц || Номинальное/минимальное сопротивление: 6/4 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 150 Вт || Отделка: «античный» орех, красное дерево, черный дуб || Габариты: 250 х 415 х 290 мм || Масса 1 шт.: 12,3 кг || Цена за пару: 114 990 руб.
Редакция благодарит московский Salon HiFi за помощь в проведении испытаний