Перед нами — флагманские системы калифорнийской компании Starke Sound. Выполнены в яркой, но привлекательной отделке, в активе у них бериллиевый твитер и среднечастотники из композита, сложный корпус и мощнейшая басовая секция с тремя динамиками и пассивным излучателем… Как правило, рублевый ценник у подобных суперсистем тяготеет к восьмизначным числам, но здесь мы имеем дело с исключением.
ДОСТУПНАЯ МАГИЯ
За 15 лет Starke Sound сумела вырасти из малоизвестного стартапа в состоявшегося производителя аудиотехники. В актуальной линейке — три обособленных серии, причем в обновленной гамме акустики начального уровня Brio насчитывается уже 15 моделей (есть и для Custom Install), а в новейшей P Series помимо громкоговорителей уже представлены и специализированные усилители с DSP.
Но сейчас мы вернемся к истокам — к системам серии Halo, благодаря которым малоизвестная когда-то марка стала заметной на американском рынке и за его пределами. Тогда основатели Starke Sound посчитали важным доказать всем свою изобретательность. Они не ограничилась проектированием двухполосных мониторов и напольных АС, а все инженерные усилия сконцентрировали на продвинутых трехполосных моделях, для которых сами разработали некоторые комплектующие, включая динамические головки. Более того, часть моделей были выпущены в двух разновидностях — в обычной и аудифильской (с бериллиевыми твитерами), что тоже, пожалуй, беспрецедентно.
Догадываюсь, как Starke Sound удалось снизить себестоимость — за счёт унификации головок собственной разработки, что позволило заказать их производство с минимальными издержками.
Акустику из ряда Halo я тестировал неоднократно. Первыми в редакции побывали небольшие стильные напольники IC-H2 с текстильными пищалками. В начале этого года представилась возможность отслушать любопытные дизайнерские трехполоски IC-H3 Be. И лишь недавно в Москву наконец-то доехали флагманские напольные колонки IC-H5.
В их названии, как видите, нет прямого указания на наличие бериллиевой пищалки, но с другими старшие модели не выпускаются. Они аудифильские по умолчанию.
Сколько-сколько?
Несмотря на обилие драйверов, это тоже трехполосные системы. Впрочем, самое удивительное здесь — цена стереопары. Производитель поставил в нее в общей сложности аж 14 головок (включая пару пассивных излучателей из карбона и пару дорогих твитеров с куполами из невесомого Be), но по факту она выходит дешевле иных сравнимых по росту и массе напольников на классических динамиках. И даже дешевле некоторых двухполосных мониторов с похожими бериллиевыми пищалками.
В описании сказано, что корпус IC-H5 разделен на секции и усилен распорками. От себя могу добавить, что он очень качественно окрашен, довольно массивен и хорошо заглушен.
Догадываюсь, как Starke Sound удалось снизить себестоимость — за счёт унификации головок собственной разработки, что позволило заказать их производство с минимальными издержками и крупной партией где-нибудь в Азии. Но вот как дистрибьютор умудрился предложить эти системы для российских покупателей по их «родной» американской цене, для многих будет загадкой. Это уже из области коммерческих ноу-хау.
Других секретов не вижу. В IC-H5 за воспроизведение верхней части диапазона отвечает уже упомянутая 25-миллиметровая пищалка с бериллиевым куполом, защищенная сетчатой вставкой. За среднюю полосу — уже знакомая комбинация из пары 10-сантиметровых среднечастотников с неподвижными фазовыравнивающими «пулями» и диффузорами из углеволокна на резиновом подвесе. А за басовую полосу — три одинаковых 20-сантиметровых головки (диффузоры отлиты из упрочненного полимера), которые заодно «качают» и крупный 30-сантиметровый пассивный излучатель, сделанный из сотового композита и углеволокна.
В описании сказано, что корпус IC-H5 разделен на секции и усилен распорками. От себя могу добавить, что он очень качественно окрашен, довольно массивен и хорошо заглушен, а вся система весьма устойчива за счет крупных металлических «лап» опор.
Фильтры допускают подключение bi-wiring или bi-amping. Помимо двух парных клемм с перемычками на панели подключения есть два тумблера, которыми можно изменить соответственно отдачу ВЧ на ±2 дБ и скомпенсировать чрезмерно сильный отклик помещения на низкие частоты.
К достоинствам IC-H5 можно смело отнести не только их дружелюбность по отношению к усилителям, но и способность показывать все лучшее, на что способен весь сетап, поднимая его классность.
В такой же элитной отделке голубым металликом Starke Sound выпускает центр IC-H3C Be, навесные колонки IW-H5, крупный 2,5-киловаттный сабвуфер SUB 45 (перечисленные компоненты из кинотеатральной гаммы Starke Sound Halo в среднем стоят 600-700 тысяч за единицу). А теперь — и сабвуфер SUB 35, который хорош именно своей музыкальностью. Это он вместе с «тройкой»-центром и фигурирует на фото сетапа, хотя ни голосовой канал, ни бас-машину в этом тесте мы не подключали.
Двое на двое
Если вас интересует, насколько хорош именно многоканальный комплект, советуем пройти на обзор, где мы детально описали не только всю систему, но и особенности ее настройки. А здесь опробуем IC-H5 на классическом музыкальном стерео от двух разных воспроизводящих трактов.
Первое наблюдение: хотя IC-H5 выглядят грозно, особо тяжелой нагрузкой для техники они не станут. И с усилителем на биполярных транзисторах в классическом AB (Rotel RAS-5000), и с более мощным передовым импульсным интегральником (Primare I35 Prisma) колонки выдали полновесную динамику по всему диапазону без какой-либо зажатости или затянутости в басе, без подкрашенности на ВЧ и без надсадной крикливости на очень высоких уровнях громкости. Прозрачный, внятный, а когда надо — и припечатывающий саунд они выдадут вам легко.
В музыкальной информативности IC-H5 приближаются к дорогим студийным мониторам, хотя их нельзя отнести к числу абсолютно нейтральных.
При прослушивании эталонных музыкальных хай-резов часто рождалось ощущение, будто вообще слушаешь аудиофильский сетап с крутым предом и породистыми моноблоками. Поэтому к достоинствам IC-H5 можно смело отнести не только их дружелюбность по отношению к усилителям, но и способность показывать все лучшее, на что способен весь сетап, поднимая его классность.
В музыкальной информативности IC-H5 приближаются к дорогим студийным мониторам, хотя их нельзя отнести к числу абсолютно нейтральных. Сочетание комфортной живой подачи с умением показывать все мелкие подробности особенно проявилось с Rotel. Связка с Primare звучала более стерильно и остро, хотя и здесь можно было послушать с удовольствием даже сильно пожатый аудиоконтент в MP3. Это, кстати, вообще было похоже на магию — отчетливо слышишь в изуродованных треках все артефакты компрессии, но они не раздражают, не отвлекают и вообще словно задвинуты за кулисы, тогда как на основной сцене все нужные музыкальные образы очень хорошо акцентированы.
Этот эффект выделения объясним, наверное, высокой реакцией головок в СЧ/ВЧ-звене. Очень детализированный и чистый почерк бериллиевого твитера (который дает именно «воздух», а не какое-то ультразвуковое марево вместо него) естественно ложится на сигнал от очень быстрых «мидбасов» и получается подвижное, игривое, зато очень подробное и артикулированное воспроизведение. Пространственная картинка тоже без замутнений — удаленные планы чуть приближены, но в остальном сцена едва ли не образцовая.
Пространственная картинка без замутнений — удаленные планы чуть приближены, но в остальном сцена едва ли не образцовая.
Только от басовой секции IC-H5, честно скажу, я ожидал большего. Она хорошо согласована на верхнем отрезке — фронт любого ударного звука получается панчевым, рельефным и ясным (т.е. понятно не только с какой силой бьют, а также во что, чем и как). Оформление с пассивным излучателем сбоку исключает внутренние и аэродинамические призвуки, характерные для портов, почти не добавляет затянутости в долгие басовые послезвучия, не размывает сложные или энергичные линии. Но в самые низкие фундаментальные басы система не забирается.
Возможно, разработчики оптимизировали IC-H5 для наиболее распространенной установки у стен (но тогда им стоило предусмотреть в селекторе фильтра и положение Free Field). Также на моих впечатлениях могли сказаться характеристики помещения прослушивания с акустической обработкой под кинозал. Не исключено, наконец, что новые IC-H5 просто надо интенсивно «разминать» пару недель, а не пару суток, чтобы подвесы басовых головок обрели должную податливость.
А уж если захочется больше фундаментальных и жирных низов, всегда можно прибегнуть к такой мощной поддержке, как SUB 35.
CИСТЕМА
- Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
- Сетевые интегральные усилители Rotel RAS-5000 и Primare I35 Prisma
- Кабели
- USB Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5м
- акустические Audioquest Rocket 11
Starke Sound Halo IC-H5 Elite
Starke Sound Design (США)
www.starkesound.com
Конфигурация: 7 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: пассивный излучатель || Диапазон воспроизводимых частот: 28 — 40 000 Гц (при неравномерности ±2 дБ) || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты разделения полос: 290, 3000 Гц || Сопротивление: 4 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 60 — 500 Вт || Максимальное звуковое давление: 127 дБ (1 м) || Отделка: алюминий, эмаль Piano Blue или Black Satin || Габариты: 250 x 1135 х 375 (корпус), 310 x 1220 х 550 мм (с опорами) || Масса: 55 кг (каждой) || Цена за пару: 1 280 000 руб.