Все мы хотим, чтобы система радовала мощным и низким басом, но не всегда есть возможность поставить в комнате солидные колонки с крупнокалиберными басовиками. Сабвуфер — оптимальный выход из положения, но и здесь габариты не всегда оказываются приемлемыми.
KEF KC92 — бас-машина, при проектировании которой ставилась задача получить максимально глубокий бас при минимальном объёме корпуса. Как вам нравится кубик со стороной 35 см, киловаттным усилением и нижней рабочей границей 11 Гц?
ДВА В КУБЕ
При обсуждении сабвуферов на форумах обычно ссылаются на незыблемые законы физики, не позволяющие получить по-настоящему ударный бас от небольшого динамика в компактном корпусе. Действительно, физику не обманешь, но за счёт современных инженерных решений можно приблизиться к теоретически достижимому пределу. Что и удалось сделать инженерам KEF в сабвуферах нового поколения.
Послушный киловатт
С сабвуферами у KEF примерно та же история, что и с излучателями Uni-Q — в течение десятков лет, из поколения в поколение совершенствуется конструкция, на основе исследований находятся новые материалы, и в результате каждая новая серия получается лучше предыдущей. В данном случае — компактнее, басовитее, мощнее и с меньшими искажениями, что делает бас-машины поистине универсальными, пригодными как для кино, так и для музыки.
Такое решение у KEF получило название Force-Cancelling, (отмена силы), поскольку вибрации, передаваемые динамиками на корпус сабвуфера, в таком случае взаимно компенсируются.
В объекте нашего нынешнего исследования, модели KC92, перечисленные выше параметры достигаются комплексно — за счёт особого акустического оформления и применения новейших алгоритмов обработки сигнала, заложенных в звуковой процессор. Рассмотрим оба решения подробнее.
В KC92 два 9-дюймовых НЧ-драйвера (вот вам и расшифровка названия модели) установлены на противоположных стенках корпуса и, соответственно, направлены в разные стороны. Такое решение у KEF получило название Force-Cancelling, (отмена силы), поскольку вибрации, передаваемые динамиками на корпус сабвуфера, в таком случае взаимно компенсируются. Соответственно, атака при воспроизведении резких звуков получается чётче, а басовые ноты — чище. Важно и то, что инженеры KEF отказались от пассивных излучателей и в новой серии используют только закрытый корпус. Который, как известно, отличается лучшей переходной характеристикой, а говоря проще — повышенной скорострельностью. Для нас это большой плюс, поскольку для работы в Hi-Fi системе сабвуфер должен обладать хорошим чувством ритма, чтобы не нарушать темп музыки.
Сами НЧ-драйверы здесь тоже особенные — у них жёсткие диффузоры со структурой сэндвича из алюминиевой фольги и целлюлозы, а также мощная магнитная система, гарантирующая низкие искажения при больших смещениях подвижной системы. Обратите внимание на необычный подвес, который будто составлен из крупных эластичных гребёнок. Такой профиль P-Flex выдерживает перепады давления внутри корпуса и обеспечивает огромные смещения подвижной системы. Эффективное охлаждение звуковой катушки предотвращает тепловую компрессию драйверов. А главное, они имеют настолько низкую резонансную частоту, что в корпусе объёмом порядка 27 литров удалось получить бас от 11 Гц (-3 дБ).
Помимо мускулатуры у КС92 имеются и мозги. Точнее, сигнальный процессор Music Integrity Engine (MIE) с фирменными алгоритмами, позволяющими выровнять частотную характеристику в области самого нижнего баса.
Потребность динамиков в повышенном подводимом токе с лихвой обеспечивается двумя встроенными усилителями мощностью 500 Вт каждый, и этот киловатт может трансформироваться в уровень звукового давления до 110 дБ (на 5 дБ выше, чем у предыдущей модели KF92). Неплохая динамика для кубика со стороной 35 см.
Как уже упоминал выше, помимо мускулатуры у КС92 имеются и мозги. Точнее, сигнальный процессор Music Integrity Engine (MIE) с фирменными алгоритмами, позволяющими выровнять частотную характеристику в области самого нижнего баса. Программа iBX (Intelligent Bass Extension), разработанная инженерами KEF, сравнивает входной сигнал с выходным и вносит коррекцию, которая сводит разницу к минимуму. И не только это — алгоритмы коррекции облегчают интеграцию сабвуфера в помещение с учётом места его установки. На задней панели имеется переключатель на пять положений (Room, Wall, Corner, Cabinet и Apartment), с помощью которого можно подобрать желаемый характер баса с максимальным ослаблением стоячих волн. В последнем положении снижается отдача на самых нижних частотах, чтобы не беспокоить соседей в многоквартирном доме с тонкими стенами.
И, наконец, в КС92 имеется фирменная система SmartConnect, которая определяет, один или два линейных кабеля используется для подключения по входам L и R, и в зависимости от этого регулирует усиление, чтобы получить от сабвуфера полную мощность, не перегрузив его. Сигнал также можно подавать по высокому уровню, но не через винтовые клеммы, которые заняли бы слишком много места, а через 4-контактное линейное гнездо (входная колодка — в комплекте).
Пара выходных гнёзд RCA позволяет подключить второй сабвуфер, громкость которого будет регулироваться одновременно с основным.
В обоих случаях бас оказался настолько быстрым, что создавалась иллюзия, будто звучат крупные трёхполосные колонки с жёстко согласованными драйверами.
Помимо регулировки уровня и частоты среза в КС92 предусмотрена инверсия фазы 0/180, включение по входному сигналу, подъём земли, интеграция беспроводного модуля KW1, плюс обновление прошивки по USB и управление по триггеру 12 вольт.
Выпускается сабвуфер в чёрном и белом лаке.
Полная интеграция
Сабвуфер мы слушали в системе 2.1 с мониторами KEF Q150, у которых бас, согласно заявлению производителя, начинается от 51 Гц. Но это при спаде на -3 Гц, поэтому после нескольких пробных прослушиваний диапазон КС92 был расширен примерно до 70 Гц. Уровень выставили по классической рекомендации — чтобы при работе сабвуфер не обращал на себя особого внимания, а его выключение было бы заметно сразу. С рум-коррекцией пришлось повозиться: мы выставили КС92 почти середину на приличном расстоянии от стен 35-метровой комнаты и начали перебирать пресеты — Room, Wall, Corner и Cabinet. При этом для оценки внятности баса мы отключили мониторы и запускали треки с насыщенным нижним регистром.
Самая чёткая структура получилась при установке Corner и слегка приподнятом уровне. А вот при размещении сабвуфера почти в углу, примерно в метре от обеих стен, предпочтительнее оказался вариант Wall.
В обоих случаях бас оказался настолько быстрым, что создавалась иллюзия, будто звучат крупные трёхполосные колонки с жёстко согласованными драйверами. Даже на быстрых ударных сериях этот малыш способен показать большой барабан во всей красе — с заходом субгармоник в инфранизкий диапазон и вполне натуральной атакой. Вот что значит закрытое оформление для пары драйверов, работающих в пушпульном режиме.
И что ценно — на слух определить местоположение сабвуфера было невозможно, значит, в его звучании отсутствуют посторонние артефакты.
Да и энергетика самых нижних нот была потрясающей в буквальном смысле. Запас по взрывной динамике у KC92 очень и очень солидный. Даже показалось, что мощность встроенных усилителей немного избыточна для 9-дюймовых динамиков, но, с другой стороны, запас никогда лишним не бывает. Тем более, если сабвуфер будет работать в домашнем кино с предельно высокой громкостью.
При всей полноте ощущений сама комната не заводилась, по крайней мере, гудящих призвуков в звучании не ощущалось. Поэтому и такая музыка, как, например, соло на контрабасе, звучала разборчиво, с правильным тональным строем. И что ценно — на слух определить местоположение сабвуфера было невозможно, значит, в его звучании отсутствуют посторонние артефакты — слышимые верхние гармоники или корпусные призвуки. Даже в синтезированной музыке с подчёркнутым акцентом на нижний регистр, сабвуфер выстраивал басовый фундамент, поддерживая убедительное звуковое давление на длинных чрезвычайно низких нотах. Так что на музыке от сабвуфера требуется не только скорость, но и способность держать бас «не выдыхаясь», и с этим у КС92 всё в порядке.
А раз так, то и с блокбастерами в домашнем кино он справится без проблем, и возможно, что для большого зала потребуется пара таких кубиков. Т.е. думать придётся лишь о количестве баса, а о его качестве уже позаботился производитель.
СИСТЕМА
- Ноутбук с музыкальными файлами
- Интегральный усилитель Premiera A3
- Акустические системы KEF Q150
- Кабели:
- межблочные Kimber Kable KS 1016 Select
- акустические Tone Winner SC-1
KEF KC92
Конфигурация: 2 излучателя, 1 полоса || Акустическое оформление: закрытое || Входы: RCA (L/R), высокоуровневые, EXP для адаптера KW1 || Диапазон воспроизводимых частот: 11 — 200 Гц (±3 дБ) || Диапазон перестройки ФНЧ: 40 — 140 Гц || Уровень максимального звукового давления: 110 дБ || Мощность встроенных усилителей: 2 х 500 Вт || Потребляемая мощность полная/режим ожидания: 1000/<0,5 Вт|| Отделка: черный и белый лак || Габариты с опорами и задней панелью: 353 х 330 х 361 мм || Масса: 20 кг || Цена: 339 990 руб.