B.audio — небольшое семейное предприятие, производящее во Франции технику эксклюзивного класса. У нас на испытании двухканальные мощники, в которых воплощён весь опыт компании, накопленный с начала 2000-х. Как всегда, здесь имеются оригинальные инженерные решения, направленные на повышение музыкальности звучания.
Посмотрим, как они «работают» в реальной жизни с колонками разных типов.
ЗВУК И МУЗЫКА
В чём отличие High End техники от массовой? Цена? Она вторична, и разница обусловлена отличием от тех принципов, которыми руководствуются производители хай-фая. Последние в первую очередь стремятся увеличить свою долю на рынке и работают в жёстких бюджетных рамках, чтобы вписаться в выбранную маркетологами нишу. Создатели элитных компонентов, как правило, в поисках звукового «философского камня» способны на самые неожиданные ходы, а каковы будут расходы на исследования и эксклюзивные комплектующие — вопрос второстепенный.
B.audio, компания, основанная в 2016 году братьями Берманн, работает по второму принципу. Выпуску собственных компонентов предшествовали десять лет звуковых экспериментов, а окончательно схемотехника была утверждена после положительных оценок звучания, вынесенных профессионалами, работающими в сфере аудио.
Вся техника B.audio производится во Франции, на собственной фабрике в провинции Эльзас.
Усиливать с умом
Как можно видеть на фото, дизайн усилителя предельно лаконичен, при этом подчёркнутая простота не только задаёт стиль и зрительно сокращает габариты, но и как бы намекает будущему пользователю, что он заплатит только за звук. На лицевой панели — только логотип, кнопка включения, утопленная заподлицо и светящаяся точка индикатора. На самом деле, всё самое интересное у B.amp внутри, но об этом чуть позже.
Подключаться к усилителю можно по двум линейным входам, XLR и RCA, которые коммутируются ползунковым переключателем на задней панели. Ещё один активирует включение по входному сигналу, а третий переводит его в мостовой моно режим с повышенной выходной мощностью.
Акустические винтовые клеммы — WBT NextGen из чистой меди с позолотой.
Звуковой тракт B.amp балансный от входа до выхода, с раздельным питанием каналов. И стабилизаторы напряжения, и сами усилительные каскады имеют минимальный уровень шумов, благодаря чему при воспроизведении сохраняется масса тонких нюансов на малых уровнях громкости.
Пара силовых трансформаторов производства Toroidy (реальное двойное моно) с солидным запасом по току обеспечивает повышенную отдаваемую энергию на пиках входного сигнала. Долговременная же выходная мощность составляет 2 х 120 Вт на 8-омной нагрузке и 2 х 200 Вт на 4-омной, а в режиме моно, соответственно, 300 и 500 Вт. Так что ни чувствительность, ни импеданс подключенных к усилителю акустических систем не имеет большого значения. Ещё один трансформатор, Talema меньшей мощности, обеспечивает питание предварительных каскадов.
Пара силовых трансформаторов (реальное двойное моно) с солидным запасом по току обеспечивает повышенную отдаваемую энергию на пиках входного сигнала.
Особой гордостью создателей B.amp является «умный» выходной каскад IOD (Intelligent Output Drive), обладающий поистине уникальными свойствами. Двухтактный драйвер класса А на шести высокоскоростных транзисторах обеспечивает согласование предварительной секции с оконечной, и одновременно является буфером, не пропускающим по цепи обратной связи сигнал, сгенерированный динамиками при обратном ходе диффузоров (т.н. противо-ЭДС). Соответственно, предварительные каскады усиливают только то, что подано на вход, и это благоприятно сказывается на звуковом разрешении.
Кроме того, благодаря проприетарной схемотехнике B.audio при эффективности усилителя, присущей классу AB, практически отсутствуют (не поддаются измерению) коммутационные искажения, как при работе в классе A. В выходных каскадах каждого канала задействовано по четыре комплементарных пары мощных биполярных транзисторов, установленных на внушительных теплоотводах.
Соответственно, предварительные каскады усиливают только то, что подано на вход, и это благоприятно сказывается на звуковом разрешении.
Производитель подчёркивает, что схема усилителя является результатом многочисленных компьютерных симуляций, которые после реализации в железе оценивались в ходе интенсивных слуховых тестов. Качественные параметры B.amp mono действительно впечатляют: полоса усиления более 200 кГц, нелинейные искажения не превышают 0,0005% в диапазоне мощностей от одного ватта до сотни на 8-омной нагрузке. Это редкий случай, обычно КНИ указывается либо на 1 Вт, либо на номинальной мощности, т.е. там, где он бывает в конкретной конструкции минимален.
С акустикой на короткой ноге
Испытательная система для пары усилителей B.amp, работающих в мостовом режиме, подобралась такая: Aurender N20 в качестве источника, ЦАП/пред B.audio B.dpr ex и две пары акустических систем — классические MartinLogan Motion XT F200 и электростаты Classic ESL9.
Начинаем слушать треки из плейлиста Qobuz и хай-резы с локального сервера, подключив XT F200. Мне и раньше доводилось слушать усилители с малым коэффициентом гармоник, и большинство из них звучало слишком стерильно и равнодушно по отношению к музыке. В наших же испытуемых оконечниках высокие инженерные показатели явно не самоцель — B.amp способны передать эмоции, содержащиеся в музыке, а в нужном месте даже сделать на них особый акцент.
Производитель не указывает демпфинг-фактор, хотя по ощущениям он высок, но в меру — басовые диффузоры под полным контролем, а полезные послезвучия и реверберации не «съедаются». Поэтому удар получается чёткий и сочный, не подсушенный. А на Heaven Upside Down Мерилин Мэнсона при увеличении громкости появились какие-то нереальные инфранизкие субгармоники — не предполагал, что XT F200 способны на такой глубокий и подвижный бас. Это, как выяснилось, вообще характерная черта усилителя — дать колонкам полную свободу в нижней полосе так, чтобы они сумели показать всё, на что способны.
Это, как выяснилось, вообще характерная черта усилителя — дать колонкам полную свободу в нижней полосе так, чтобы они сумели показать всё, на что способны.
А незажатый бас очень оживляет звучание в целом, а в нашем случае он и тональный баланс не затемняет — к линейности воспроизведения вопросов вообще не возникло. Полное ощущение, что слушаешь только колонки, а усилителей как бы и нет вовсе. Редкое качество, но не для B.audio — столь же прозрачным оказался и не так давно протестированный нами интегральник Alpha One.
Верх чистый, отмытый, тарелки на записях — с ореолом звонких составляющих.
Звучание системы точное и при этом живое, не формальное, благодаря чему даже такие малосодержательные с музыкальной точки зрения жанры как хип-хоп (Pop Smoke, Meet the Woo 2, например) вполне можно слушать. И даже с познавательной целью — в буквальном смысле видишь, как выстроено пространство и удивляешься тому, как чётко разделены звуки в сложном составе ритм-секции.
Динамический потенциал усилителей, как мне показалось, ограничен только здравым смыслом слушателя — пара усилителей в мостовом режиме способны буквально порвать диффузоры. Да и одного вполне хватит, чтобы даже малочувствительные колонки ушли в отбой. Даже резкие пики сигнала и оркестровые tutti не вызывают у B.amp ни малейших затруднений — и спектральная разборчивость, и тональная линейность всё также высоки.
Динамический потенциал усилителей, как мне показалось, ограничен только здравым смыслом слушателя — пара усилителей в мостовом режиме способны буквально порвать диффузоры.
С электростатами ESL9 начал невольно прислушиваться к средней полосе. Здесь разрешение оказалось просто фантастическим, причём именно музыкальным, а не формально-техническим. И на записях Асафа Авидана звучали не акустические системы, а выступал реальный человек с гитарой прямо в комнате прослушивания — настолько точно передавался и атака струны с блеском металла, и мягкие вибрации деки. Вокал — со всеми характерными модуляциями н нюансами.
И та же история с басом: две пары 8-дюймовых драйверов с алюминиевыми диффузорами отстреливали бас так, что шевелилась рубашка. Немного резче, конкретнее, чем у XT F200, но так же не выбиваясь из общего гармонического строя.
Так что B.amp — усилители не совсем обычные — безукоризненно точные с аудиофильской точки зрения и способные увлечь звучанием даже искушённого меломана. Причём жанр не имеет значения — в любом случае через пять минут вы поймаете себя на том, что слушаете музыку, а не пытаетесь анализировать звук.
СИСТЕМА
- Источник: Aurender N20
- ЦАП/предварительный усилитель B.audio B.DPR.ex
- Акустические системы MartinLogan Motion XT F200, Classic ESL9
- Колодка питания Mudra Akustik на 8 розеток
- Кабели:
- USB A-C Audioquest Carbon
- Акустические Hi-Fidelity
- Силовые Mudra Akustik
B.audio B.amp
Производитель: B.audio (Франция)
Входы: стереопара XLR, стереопара RCA || Входное сопротивление: 47 кОм || Чувствительность: 1 В RMS || Выходы: две пары акустических WBT || Воспроизводимый диапазон: >200 кГц || Гармонические искажения: менее 0,0005% (1 — 100 Вт, 8 Ом) || Выходная мощность стерео 4/8 Ом: 200/120 Вт || Выходная мощность в мостовом режиме (моно) 4/8 Ом: 500/300 Вт || Потребляемая мощность: н.д. || Габариты (В х Ш х Г): 112 x 450 x 385 мм || Масса: 20 кг || Цена за 1 шт.: 1 960 000 руб.