©/℗ 2024 DNA Films, IPR.VC/A24
Жанр: боевая фантастика
Сценарий и режиссура: Алекс Гарленд
Оператор: Роб Харди
Композиторы: Джофф Барроу, Бен Солсбери
В ролях: Кирстен Данст, Вагнер Моура, Кейли Спейни, Стивен Маккинли Хендерсон, Джесси Племонс, Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Джефферсон Уайт, Хуани Фелис, Нельсон Ли, Эдмунд Донован и др.
Что. Фильм рассказывает о том, чего не было, но вполне еще может быть. Именно это — в сочетании с почти документальной подачей материала — произвело на американскую публику сильнейшее впечатление. В российском прокате фильм назвали «Падение империи», что, мягко говоря, не соответствует его содержанию. Конечно, очень хочется, чтобы это произошло, но картина совсем не про это. Как ни странно, но этот невинный обман публики ничто по сравнению с теми «фантазиями», что содержатся в самом фильме.
Главные герои картины — журналисты, которые специализируются на освещении военных действий — показаны как банальные папарацци. Но с таким стилем работы в зоне боевых действий не проживешь больше пары минут. Военные репортеры — люди искушенные, нередко бывшие военные, они рисковать жизнью не станут даже ради самого эффектного снимка. И никогда не будут работать с людьми необученными и неопытными. А нам показывают матерых журналюг, которые берут с собой в опаснейшую поездку девочку-нимфетку с папиным пленочным фотоаппаратом. Как легко догадаться, с трагическими последствиями. Еще более фантастично, что фотокоры бегают в перестрелках рядом с бойцами. Что им дают отснять, как солдаты совершают военные преступления. В реальности, комбатанты немедленно перестреляли бы этих журналистов, чтобы не путались под ногами и не делали снимки, которые могут послужить доказательствами в трибунале. Мало ли что.
Зачем автору фильма понадобилось снимать «развесистую клюкву»? Судя по его прошлым работам, он отнюдь не дурак. Возможно, нагло торчащими белыми нитками он хотел показать вдумчивой и осведомленной аудитории, что все это — работа на конъюнктуру, что не надо принимать фильм всерьез. К тому же автор не говорит открыто, кто с кем воюет, в войне побеждает мифический «Западный союз», состоящий их двух штатов с противоположными политическими симпатиями — в реальной жизни они не могут объединиться, по крайней мере, сейчас. Хотя не сложно обнаружить тонкие намеки на истинных злодеев (американцы эти намеки понимают), и это явно не та партия, которая правит сейчас в Штатах.
Идеологический посыл фильма понятен: гражданская война — это очень страшно и плохо. Мысль здравая, с ней не поспоришь, вот только что делать, когда сама власть подталкивает к гражданской войне? Сидеть тихо на фермах вдали от боевых действий, будто бы ничего не происходит, как родственники журналистов? Четких ответов на вопросы фильм не дает. А мы и тем более — пусть об этом думают сами американцы.
Кто. Автор сценария и режиссер — британец Алекс Гарленд. То, что он англичанин, важно: ему, похоже, глубоко по барабану, что станет со Штатами, которые когда-то были британской колонией, а потом возгордились, завоевали независимость, и с тех пор учат жить старушку Британию. Он почувствовал висящее в воздухе напряжение и испек «горячий пирожок». Профессионал он крепкий, из прошлых его работ мне больше всего запомнился сериал «Программисты». Весьма неплох его фильм 2014 года «Ex Machina». Но ремесло и следование жизненной правде никак не связаны. При бюджете всего $50 млн. фильм только в американском прокате заработал более $68 млн., а в мире — около $115 млн. Очевидно, публика получила то, что хотела.
Состав актеров — очень сильный. Кирстен Данст («Фарго», «Меланхолия» и т.д.) снялась здесь в главной роли, она здесь необыкновенно достоверна и точна, её мужу Джесси Племонсу (сериал «Фарго», «Виды доброты») досталась второстепенная, но очень важная роль белого расиста, убивающего иностранцев и цветных. Вагнер Моура (играл Пабло Эскобара в сериале «Нарко»), как всегда, хорош. Исполнившая нимфетку Кайли Спейни (реинкарнация молодой Аннетт Бенинг) — еще только на взлете своей звездной карьеры, хотя уже успела сняться в паре десятков фильмов.
Оператор Роб Харди давно работает с Гарлендом, коммерческий успех фильма — во многом его заслуга. Тоже, кстати, британец.
Как. В данном случае важны не средства, а результат. Фильм производит сильное эмоциональное впечатление. На россиян, видимо, не такое глубокое, как на американцев: они к этому идут, а для нас это реальная фантастика, история про другую планету.