В 90-е групп было пять: Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Stone Temple Pilots и Smashing Pumpkins. Про Radiohead после Creep почти не вспоминали вплоть до конца десятилетия, что уж говорить о прочих. Если вам случайно довелось услышать песню незнакомой группы по радио, и она вам нравилась, не было возможности узнать, хорош ли их альбом, если только вы не пошли в «Пурпурный легион» за оригиналом, стоившим на несколько порядков больше, чем пиратские диски в ларьке у «Арбатской». Как правило, этого не случалось, зато молодые меломаны 1990-х потратили немерено денег на альбомы, основанные на одной песне. При этом многие замечательные альбомы остались незамеченными. Вспомним же их!
Spacehog — Resident Alien (1995)
In The Meantime, песня группы Spacehog, была великолепна. Эта скользкая фанковая партия баса, простой, но такой заразительный гитарный рифф в припеве! Да, она была популярна (не в России, увы), но ее популярность затмила остальные на удивительно весомом, даже солидном альбоме. Resident Alien был веселее, чем Oasis, и легче, чем Blur, он даже в какой-то степени был квинтэссенцией брит-попа, полной развязности, ретро-гламура и невероятного качества продакшена. Просто послушайте нижеприведенный трек и попытайтесь вспомнить еще какую-нибудь песню, которая звучала бы столь же безгранично.
Toadies — Rubberneck (1994)
Возможно, это один из самых популярных недооцененных альбомов всех времен — золото и платина на протяжении полутора месяцев!), неповторимый 11-песенный спуск в ад в духе южной готики (его считают одним из самых пугающих альбомов 90-х, вы в курсе?). Многие, конечно, слышали песню Possum Kingdom с ее рефреном «Ты хочешь умереть?» (лучший экран для караоке, я думаю!), но если вас не потрясет кода альбома, I Burn, то вы просто лишены чувств.
Elastica — Elastica (1994)
Их не стоит недооценивать — они были очень популярны и продали много дисков, но шумиха и сплетни вокруг группы затмили ее музыкальные достижения. «На них подавали в суд за плагиат» или «Разве их вокалистка не встречалась с Дэймоном Албарном?» — вот что приходит на ум при упоминании этого названия. И вот еще что: если вы помните только хиты, то от вас ускользает великолепный альбом угловато-порочного постпанка. Они вели себя почтительно по отношению к Gang of Four и Wire (которые, напоминаю, подавали на них в суд, и не то чтобы беспочвенно), но при этом трудно представить себе песню о мужской неадекватности, которая была бы круче, чем Stutter.
HUM — Downward is Heavenward (1998)
Ни одна другая группа в 1990-х не могла заставить тяжелую музыку звучать так грустно, романтично и странно успокаивающе, как HUM. Мне отдали этот диск «в нагрузку» за копейки — и я был потрясен. Мне казалось, что вот он, ключ к поиску красоты внутри шума и к пониманию того, что счастье и грусть не обязательно противостоят друг другу: в музыке, оказывается, они могут сосуществовать. В 1999-м альбом был удостоен 81 места в списке «100 лучших альбомов 1990-х годов» от Pitchfork Media, а критик Нед Рэггетт назвал Downward Is Heavenward (напомню, они продали всего 30 000 копий) «утраченной классикой рока 90-х».