В истории мировой рок-музыки есть несколько лейблов, релиза которых высоко котируются среди отечественных виниловых маньяков. Никто из них, к примеру, не станет переспрашивать, что вы имеете в виду, если при них вы употребите термин «сверло». Конечно же, он будет означать лейбл Vertigo. Однако сегодня речь не о нём. Наряду с Vertigo, Harvest, несомненно, является самым рейтинговым британским лейблом андеграундного и прогрессивного рока. В этом году ему исполняется 55 лет.
История Harvest начинается с Малкольма Джонса, выпускника экономического факультета Манчестерского университета, который пришел в 1967 году на EMI в качестве менеджера-стажера. Его ранний успех с валлийским блюз-роковым составом Love Sculpture и их блестящей версией классической пьесы Хачатуряна «Танец с саблями» (1968) убедил руководство компании, что к Джонсу в качестве A&R (специалиста по артистам и репертуару) стоит прислушиваться, и поэтому оно положительно отреагировало на его инициативу. А заключалась она в том, что EMI нужен новый лейбл, чтобы успеть извлечь выгоду из бурно развивавшейся в Британии андеграунд-сцены. Многие андерграундные группы того времени уже были подписаны на другие дочерние лейблы EMI. Так, Pink Floyd и Pretty Things выходили на Columbia, Battered Ornaments Пита Брауна, Climax Chicago Blues Band, Barclay James Harvest и Deep Purple записывались для Parlophone. Однако план Джонса состоял в том, чтобы перевести их всех на новый лейбл с более модным и чётким имиджем. Так, собственно, и родился Harvest.
С самого начала Джонс тесно сотрудничал с Питером Дженнером и Эндрю Кингом, которые в ту пору были самыми модными менеджерами и промоутерами на альтернативной сцене. Открыв для себя для начала Pink Floyd, они начали работать с The Edgar Broughton Band, Third Ear Band, Pretty Things и Майком Чепменом — все эти артисты и группы были среди первых, кто подписал контракт с Harvest.
Лейбл был запущен в июле 1969 года альбомом Deep Purple под названием A Book Of Taliesyn. В течение следующих пяти лет Harvest выпустил несколько по-настоящему классических пластинок, многие из которых на сегодняшнем коллекционном рынке в цене по сей день. Хотя не все релизы выдержали испытание временем, стандарты в целом были высокими. Многие альбомы записывались в студии Abbey Road с использованием новаторских технологий, за которые отвечали отважные молодые инженеры. Эксперименты поощрялись и более того; бюджеты были щедрыми, а обложки — роскошно оформлены.
Но к 1973/74 году золотой век Harvest почти что подошел к концу. Из первоначального состава остались только Рой Харпер и Pink Floyd. Альбом Axe Victim группы Be Bop Deluxe стал последним за 14 месяцев, прежде чем Pink Floyd выпустили Wish You Were Here в сентябре 1975 года. Среди новых подписантов были симпатичные группы вроде Babe Ruth, но большинство коллекционеров сходятся во мнении, что с 1975/76 года (кроме Albion Band) вплоть до появления панка было выпущено мало действительно интересного. Ну, скажем, было две немецкие группы: Kayak и Triumvirat; была средней руки австралийская группа под названием Ariel, известная, увы, сегодня лишь потому, что младший брат их гитариста Майкла Радда по имени Фил быстро стал барабанщиком у AC/DC (и продолжает оставаться им по сей день). Японская группа Sadistic Mika Band заключила контракт на две пластинки, появилась на телепрограмме The Old Grey Whistle Test и получила место на разогреве у Roxy Music, прежде чем распасться в 1975-м. Впрочем, Soft Machine наконец подписали контракт с лейблом и выпустила два хороших альбома — концертный, записанный в Париже, и потрясающий трехдисковый альбом The Triple Echo.
К 1977 году настало время все изменить, и занялись этим юные панки. Австралийцы The Saints и британцы Wire были очень хорошо приняты, оба состава записали для компании по три пластинки. Но в том же году произошло еще одно очень важное для Harvest событие. Сотрудник EMI Колин Майлз (который позже основал потрясающий лейбл переизданий See For Miles) осознал, что лейбл становится популярным уже не только среди меломанов, но и среди коллекционеров, и решил, что пришло заняться перевыпуском классики лейбла. Так возникла программа, которая стала известна как Harvest Heritage. За четыре года он выпустил 33 альбома, включая двойные релизы Сида Барретта, The Pretty Things и Кевина Эйерса, и было приятно видеть, что The Greatest Show On Earth, Quatermass и Third Ear Band получили вторую жизнь (к тому же по бюджетной цене!). Кстати, в программу попали и The Gods, Tomorrow и Dave Edmunds, ни один из которых ранее не выпускался на Harvest.
Несмотря на все это, увы, к 1978 году Harvest практически утратил свою идентичность и авторитет: вы арсенале лейбла тогда были калипсо-группа The Trinidad Oil Company, диско-трио La Belle Epogue (созданная явно под влиянием Boney M), регги-состав под названием Matumbi, а также австралийский диско-дуэт Marshall Hain. В 1979 году дела обстояли немного лучше: было выпущено несколько джазовых релизов саксофониста Дика Моррисси и гитариста Джима Маллена, который, кстати, несколькими годами ранее играл в Piblokto Пита Брауна! Выходили и действительно интересные пластинки — их выпускали хорошая, но недооцененная группа Aviator (мини-прог-супергруппа, состоящая из бывших участников Jethro Tull, Manfred Mann, Caravan и Blodwyn Pig), регги-проект Israel Vibration (с участием великой ямайской ритм-секции Слай и Робби и Огастеса Пабло!).
Судьба на короткое время улыбнулась Harvest благодаря немецкой группе The Scorpions, которая подарила лейблу четыре альбома в чартах и стала их самым успешным составом последних лет. Но к 1982 году некогда великий лейбл практически прекратил свою деятельность: изредка выпускались новые альбомы — работы шотландской прог-группы Pallas и сайд-проекты участников Pink Floyd: Zee Рика Райта, Fictious Sports Ника Мейсона и The Pros And Cons Of Hitchhiking Роджера Уотерса.
…Нынешний Harvest, принадлежащий Capital Music Group, не имеет с той легендой ничего общего. Но история знаменитого лейбла не забыта, и не будет забыта, пока на нашем шарике останется хотя бы несколько виниловых маньяков.