Продолжаем поиски недорогой, но басовитой акустики с убедительной динамикой. Напольная модель F1 из начальной серии Motion Foundation от американской компании MartinLogan должна подойти по всем параметрам — солидный корпус, три басовика, ленточный твитер, отличная отделка и вовсе не катастрофическая цена.
Сложно ли будет раскачать этих красавцев? Выясним, послушав с двумя усилителями — ламповым и транзисторным.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОСТОЯННАЯ
Модели Foundation изначально задумывались как недорогая альтернатива электростатическим системам MartinLogan, благодаря которым компания завоевала мировую известность как производитель высокотехнологичных и хорошо звучащей акустики. И, выпуская бюджетную линейку, такое реноме в глазах аудиофильской общественности нужно было сохранить во что бы то ни стало. Вот почему к созданию новой линейки компания подошла со всей серьёзностью.
Усилить бас рикошетом
Статистика продаж свидетельствует, что в России (скорее всего, и в других странах тоже) напольных колонок продаётся примерно втрое больше, чем полочных, хотя квартиры у нас в среднем не слишком большие. И если почитать аудиофорумы, обнаружится, что чуть ли не самый частый вопрос, который там обсуждается — как обуздать бас и избавиться от всевозможных проблем, с ним связанных. На самом деле их можно избежать, если следовать простому правилу: габариты колонок должны строго соотноситься с объёмом помещения, при установке в 15-метровой комнате колонок с нижней границей 32 Гц вы получите не больше баса, а больше проблем. Недаром многие производители указывают, для комнат какой площади оптимальна та или иная модель.
Специалисты MartinLogan подошли к этой проблеме с другой стороны и разработали принцип Floor Bounce Compensation — компенсацию отражений от пола.
Предвидеть, в какой комнате будут установлены колонки и на каком расстоянии от стен невозможно, но разработчики исходили из того, что в любом случае они будут стоять на полу. Благодаря точно рассчитанному положению низкочастотных драйверов на переднем щите и особой настройке кроссоверов, звуковая энергия, отражённая от пола, синфазно складывается с прямым излучением. В результате отдача в нижней полосе усиливается практически без вредных взаимодействий со стенами помещения.
У модели Motion Foundation F1 три басовых драйвера, причём один расположен очень низко, буквально у самого пола. Он-то и даёт самый ударный бас, и отражения от пола приходят к слушателю в фазе с излучением верхнего низкочастотника. Как это реально работает — проверим на практике.
В результате отдача в нижней полосе усиливается практически без вредных взаимодействий со стенами помещения.
Все три басовика — заказные, 5.5-дюймовые (14 см) алюминиевые диффузоры имеют вогнутый полусферический профиль. В отличие от конусообразных мембран с центральным колпачком, фирменная конструкция Unibody, разработанная для более дорогой линейки Motion XT, имеет большую жёсткость и, соответственно, стойкость к изгибным деформациям. Широкие подвесы рассчитаны на большие смещения диффузоров, а литая алюминиевая корзина избавлена от собственных вибраций. Басовая тройка работает при поддержке двух фазоинверторов, внушительные порты которых выведены на заднюю стенку. Нижняя рабочая граница Motion Foundation F1 по -3 дБ заявлена на 41 Гц.
Среднечастотник здесь такой же, как у старшей модели F2 — калибр 5.5″ (14 см), алюминиевые диффузоры Unibody и литая корзина. Изнутри он изолирован от общего объёма корпуса, чтобы заднее излучение НЧ-тройки не влияло на его работу.
Твитеры во всей серии Motion Foundation новые — Gen2 Obsidian S, устроенные по тому же принципу, что знаменитые излучатели AMT. Благодаря тому, что мембрана не плоская, а сложенная гармошкой (диафрагма Folded Motion), при размере твитера 25 х 24 мм получается очень большая площадь излучения с мгновенным откликом. Равномерное и мощное поле создаётся магнитами из сплава NIB (неодим, железо и бор), и оно почти в 20 раз более сильное, чем получилось бы с магнитами из феррита или AlNiCo примерно тех же габаритов.
Главная проблема твитеров AMT — зауженная диаграмма направленности в вертикальной плоскости — решена благодаря фирменному принципу контролируемой дисперсии.
Главная проблема твитеров AMT — зауженная диаграмма направленности в вертикальной плоскости — решена благодаря фирменному принципу контролируемой дисперсии. Диафрагма помещена в фирменный волновод Motion, который расширяет вертикальную дисперсию до 80° и минимизирует отражения от стен комнаты. Верхняя граница рабочего диапазона Gen2 Obsidian S — 23 кГц.
Рабочий диапазон колонок делится на три полосы фазолинейными кроссоверами Маккракена-Войтко (McCracken-Vojtko). Эта схема используется во всех системах MartinLogan, но для моделей Motion Foundation фильтры с частотами 240 и 2700 Гц были специально адаптированы в безэховой камере и доведены до совершенства в ходе многочисленных экспертных прослушиваний. В СЧ и ВЧ-звеньях используются катушки «на воздухе», а в НЧ — со стальными сердечниками, позволяющими сократить сопротивление и, как следствие, потери. Многопроводное подключение, как и во всех моделях Motion Foundation, не предусмотрено.
Колонки массивные, более 21 кг каждая, построены и отделаны аккуратно. Выпускаются они в чёрном лаке, в белом матовом варианте и с имитацией орехового шпона. У каждого динамика собственный круглый гриль из чёрной акустически прозрачной ткани.
Задача в два действия
Для начала подключаем колонки к ламповому интегральнику Fezz Audio Silver Luna Prestige EVO. Источник — испытанный во многих тестах cетевой проигрыватель Aurender N150 с ЦАПом Ferrum Audio Wandla и внешним блоком питания Hypsos.
Тот редкий случай, когда искусственно созданные звуки реально интересно слушать — благодаря обилию тех самых нюансов, отмеченных выше.
Скажу сразу: связка Silver Luna EVO с Motion Foundation F1 меня удивила. Во-первых, уже и не вспомню, когда доводилось слышать столь плотный драйв от усилителя на EL34. И наверняка это было в очень дорогой системе. Во-вторых, редкий случай, когда колонки буквально подчинены ламповому усилителю и настолько чётко отрабатывают атаку при относительно невысоком демпфировании. Сказывается и высокая чувствительность F1, и ровный импеданс — это действительно лёгкая нагрузка для пентодного интегральника. Провоцируя систему, запускаю Zick Zack «Раммштайна», и никаких проблем — ни с динамикой, ни с разборчивостью. Насыщенная звуковая картина передаётся ярко, контрастно, с богатым спектром от необычайно низких нот до атмосферных составляющих. И та же самая точность в передаче гармонических нюансов, что отмечалась нами у флагманских F2 — образцовая, педантичная, но без технического формализма. Что, впрочем, неудивительно: твитеры и среднечастотники у этих моделей одинаковы. Одинаково феноменально и тембральное разрешение на записях с чрезвычайно сложным спектром.
На синтезированной музыке (Röyksopp, «Profound Mysteries III») впечатляет всё — и бас, и воздух, и количество музыкальных нюансов в простых, казалось бы, композициях. Тот редкий случай, когда искусственно созданные звуки реально интересно слушать — благодаря обилию тех самых нюансов, отмеченных выше.
Общая динамика вполне убедительная, шесть НЧ-драйверов в полном синхроне могут реально дать по ушам, показав при этом и структуру баса, и тонкие материи в виде послезвучий и натуральных вибраций.
И звуковая сцена получается с размахом, плотно заполненным передним планом и глубоким заходом главных виртуальных образов за линию колонок.
Чёткость структуры в нижней полосе не нарушалась даже при максимальном подъёме НЧ — тональный баланс сваливался вниз, но ритм басовых нот по-прежнему считывался уверенно.
Теперь — гибридный Magnat MA 900 с транзисторной оконечной секцией. Сцена ещё более уплотнилась, задний план чуть выдвинулся вперёд, общая подача стала чуть жёстче и напористей. Бас не ушёл глубже, но в нём уже больше основательности и конкретики. И если с Silver Luna EVO «Раммштайн» воспринимался как динамичный перформанс, то здесь внимание больше концентрировалось на деталях, а текст буквально вбивался в голову. И оба варианта с точки зрения режиссуры имели право на жизнь!
Бас я специально добавлял регулятором тембра на приличной громкости, но особых проблем с отражениями как-то не заметил. Любопытно, что чёткость структуры в нижней полосе не нарушалась даже при максимальном подъёме НЧ — тональный баланс сваливался вниз, но ритм басовых нот по-прежнему считывался уверенно.
Динамика с транзисторным усилителем приобрела явный ударный характер, слегка прибавила и в скорости, и в той же конкретике. В целом картина стала по-аудиофильски более контрастной, с убедительной энергетикой, но немного не хватало какого-то особого очарования, эмоциональных оттенков, характерных для лампового усиления.
Самое ценное во всей этой истории (а она всё-таки про колонки), что при выборе того или иного варианта можно будет думать не о технике и её параметрах, а о музыке, которую вы больше любите. А Motion Foundation F1 в этой задаче — величина постоянная, её просто выносим за скобки.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Aurender N150
- ЦАП Ferrum Audio Wandla
- Блок питания Ferrum Audio Hypsos
- Интегральные усилители: Magnat MA 900, Fezz Audio Silver Luna Prestige EVO
- Кабели:
- USB A-C Audioquest Carbon
- межблочные Atlas Mavros RCA
- акустические Hi-Fidelity
- силовые Mudra Akustik
MartinLogan Motion Foundation F1
Производитель: MartinLogan, Ltd, (США)
www.martinlogan.com/ru/product/motion-foundation-f1
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Низкочастотное оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 41 — 23000 Гц (±3 дБ) || Чувствительность: 92 дБ || Частоты разделения полос: 240, 2700 Гц || Сопротивление номинальное: 4 Ома || Рекомендуемая мощность усилителя: 15 — 200 Вт || Горизонтальная/вертикальная дисперсия: 90/90 град. || Bi-wiring: нет || Отделка: чёрный лак, белая матовая, орех || Габариты: 1052 х 210 х 367 мм || Масса: 21,1 кг (каждой) || Цена за пару: 205 000 руб.