Колонки с такой конструкцией выпускаются крайне редко, поскольку при всей привлекательности открытого оформления реализовать его достойно на практике не так-то просто. У Thorens уже был подобный опыт в начале 80-х, и к своему 140-летнему (!) юбилею компания решила переиздать проект на новом качественном уровне.
Расскажем о плюсах и минусах подобных систем, посмотрим, на что способна юбилейная модель Thorens.
КОНЦЕРТ ДЛЯ СТЕНЫ С ОРКЕСТРОМ
В 1978 году компания, которая во всём мире однозначно ассоциировалась с проигрывателями грампластинок, решила потеснить конкурентов в сегменте громкоговорителей. Немецкие инженеры разработали уникальные на тот момент системы, корпусом которых становилась комната, в которой они были установлены. Было выбрано оформление «открытый щит» — диполь с твитером, излучающим вперёд. В начале 80-х были выпущены ещё две подобные модели — SoundWall HP 360 и HP 380, а в 2023-м на выставке в Мюнхене впервые была показана новая система SoundWall HP 600, создание которой было приурочено к 140-летию Thorens. Вот её мы и готовимся слушать.
Работа на два фронта
Но сначала о том, чем хороши открытые системы и какие сложности приходится преодолевать их создателям. Главное их преимущество в том, что динамики свободно излучают как вперёд, так и назад, поэтому диффузоры не встречают сопротивления воздуха, заключённого в корпусе и им не приходится прокачивать его через трубу фазоинвертора, лабиринт и т.д. Как результат — быстрое, свободное звучание с мгновенной атакой на резких пиках громкости, а также гораздо более ровный импеданс, заметно облегчающий жизнь усилителю. Кроме того, в силу дипольного излучения звуковая панорама получается более масштабной и объёмной. Поэтому подобные системы широко применяются для озвучивания публичных мест и концертных площадок. И, наконец, у открытой акустики диаграмма направленности имеет вид восьмерки без боковых лепестков, поэтому вредное взаимодействие с комнатой прослушивания минимально.
Проблема же здесь в том, что на определённой громкости заднее излучение динамиков начинает в противофазе взаимодействовать с передним, ослабляя его. Этот эффект, называемый акустическим коротким замыканием, проявляется тем заметнее, чем ниже частота сигнала: звуковое давление начинает падать, как только длина волны становится соизмеримой с размерами щита. Второй минус — специфические требования к установке таких систем с учётом их тылового излучения.
В SoundWall HP 600, конструкция которой представляет собой сплав традиций и передовых инноваций, обе проблемы были решены благодаря колоссальному опыту разработчиков — владельца Thorens Гюнтера Кюртена (Gunter Kürten) и признанного гуру в области электроакустики Йоахима Герхарда (Joachim Gerhard), который был приглашен для работы над проектом.
Как результат — быстрое, свободное звучание с мгновенной атакой на резких пиках громкости, а также гораздо более ровный импеданс, заметно облегчающий жизнь усилителю.
Первое, что стоит отметить — солидные размеры щита — 60 х 125 см, что уже даёт некоторый выигрыш в басах. Вторая хитрость заключается в применении двенадцати 15-сантиметровых басовых драйверов вместо одного крупнокалиберного, как обычно делается в открытых конструкциях. Как объясняет Герхард, при синхронной работе такого количества «эксайтеров» щит толщиной 19 мм сам начинает работать как излучатель и частично компенсирует эффект короткого замыкания. Результат налицо — воспроизводить басы SoundWall HP 600 начинают с 30 Гц.
За средние частоты отвечает пара 15-сантиметровых излучателей, образующих с твитером конфигурацию Д’Апполито. Твитеров на самом деле два: помимо переднего, есть и другой, излучающий назад — его отдачу можно подбирать на слух регулятором. Верхняя рабочая граница HP 600 — 28 кГц. Чувствительность систем высокая, 92,5 дБ, по-честному измеренная в лаборатории LowBeats. Более того, Йоахим Герхард уверяет, что если подобрать правильное расстояние до задней стены, за счёт отражений можно увеличить отдачу ещё на 3 дБ. Чтобы при этом сохранился правильный тональный баланс, и понадобился твитер, излучающий назад.
О кроссоверах производитель ничего не сообщает, но в Сети есть фото, на котором видны катушки «на воздухе» и датские плёночные конденсаторы Jantzen Cross Cap. Входных клемм четыре, это качественные винтовые терминалы WBT из чистой меди.
Несмотря на солидные размеры, системы не выглядят чересчур громоздкими. Панель делится на две неравные части алюминиевым ребром жёсткости, которое внизу образует дополнительную опору. Узкая часть панели с четырьмя динамиками расположена под углом, скрадывая размер и расширяя диаграмму направленности. Все грили — и передние, и задние — крепятся на магнитных защёлках.
При синхронной работе такого количества «эксайтеров» щит толщиной 19 мм сам начинает работать как излучатель и частично компенсирует эффект короткого замыкания.
Выпускаются SoundWall HP 600 в чёрном лаке и в натуральном шпоне ореха под лаком с полировкой. Качество изготовления и внешней отделки — вне всякой критики.
Плоскость, создающая объём
Испытывались SoundWall HP 600 в ламповом тракте, составленным из компонентов Audio Research серии Reference — фонокорректор, предусилитель и стерео оконечник мощностью 2 х 150. Источник — проигрыватель TD124, третья прямоприводная версия с головкой SPU, которую Ortofon разработала специально для этой модели.
Для коррекции звукового поля использовались миниатюрные резонаторы Гельмгольца HF T от Synergistics Research (на фото внизу), с помощью которых, по описанию производителя, «можно значительно улучшить способность колонок «исчезнуть» в комнате за счет более плотных басов, улучшенной четкости средних и более плавных и отчетливых высоких частот».
Сразу замечу, что к звучанию SoundWall привыкаешь не сразу, но потом слушать корпусную акустику уже сложно.
Во-первых, SoundWall HP 600 действительно оправдывает своё название и создаёт настоящую стену звука, которую в своих музыкальных проектах добивался Фил Спектор. Сейчас этим приёмом пользуются многие продюсеры, но не каждая акустика способна воспроизвести плотный, эмбиентный саунд, заполняющий пространство комнаты. А у HP 600 это получается без особых усилий даже на комфортной громкости. И что непривычно: ощущаешь огромную площадь излучения и одновременно с этим — точную локализацию звуков со средним и высоким спектром. Т.е. большой барабан занимает большую часть переднего плана, а том-томы и тарелки, как и положено, расположены чуть выше и сбоку. Такая голографическая достоверность очень эффектна.
И что непривычно: ощущаешь огромную площадь излучения и одновременно с этим — точную локализацию звуков со средним и высоким спектром.
Во-вторых, у НЧ-динамиков относительно небольшого калибра лёгкие подвижные системы, что в совокупности с открытым оформлением даёт мгновенную скорость отклика и способность передавать мельчайшие звуковые нюансы. Потому бас получается не монотонным, а на редкость живым и подвижным. Возможно, здесь нет такого «мясного» панча, как у закрытых или фазоинверторных систем, зато проработка структуры нижней полосы просто феноменальная. Все 12 драйверов работают совершенно синхронно, с единой атакой и одинаковыми послезвучиями, массивный щит также атаку не смазывает.
Не будем забывать и то, что при параллельном соединении большого количества динамиков их локальные неравномерности взаимно компенсируются и получается как бы огромный динамик с идеальной частотной характеристикой. И это на самом деле чувствуется по натуральности тембров как музыкальных инструментов, так и певческих голосов.
И что реально подтвердилось: в небольшой комнате (тест проводился в гостиничном номере на выставке Hi-Fi & High End Show в Санкт-Петербурге) проблем со стоячими волнами не возникало от слова совсем, хотя некоторые ноты при воспроизведении уходили очень глубоко.
Средний диапазон по информативности не отстаёт от нижнего. Пара крупных (15 см) излучателей эффектно подают нижнюю середину, а главное, показывают всю красоту лампового усиления. Тембры акустических инструментов передаются красиво, с «бархатом» и массой характерных нюансов.
Пара крупных (15 см) излучателей эффектно подают нижнюю середину, а главное, показывают всю красоту лампового усиления.
Сцена строится масштабно, с заходом виртуальных источников на фланги. Этому немало способствуют драйверы, установленные на развёрнутых секциях переднего щита — они разворачивают панораму до ширины комнаты. HP 600 из звукового поля не исчезают, они, наоборот, становятся активными участниками музыкального действия, частью той звуковой стены, которую так сложно получить с корпусной акустикой.
Как видим, хотя дипольная конфигурация и даёт некоторую специфику звучания, инженерный опыт специалистов Thorens позволил не только решить типичные проблемы подобных систем, но превратить их в преимущества. И поставить точку в споре о целесообразности применения открытой акустики в домашних условиях.
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Thorens TD124 DD
- Фонокорректор Audio Research Reference Phono 3SE
- Предварительный усилитель Audio Research Reference 6SE
- Двухканальный усилитель мощности Audio Research REF160S
- Стойка Bassocontinuo Aeon Light
- Кабели и корректоры звукового поля: Synergistics Research
Thorens SoundWall HP600
Производитель: Thorens GmbH (Германия)
Конфигурация: 16 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: открытый щит || Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 28 000 Гц || Чувствительность: 92,5 дБ || Частоты разделения полос: н.д. || Сопротивление: 7,6 Ом || Подводимая мощность для максимального долговременного звукового давления: >50 Вт || Максимальное звуковое давление пиковое/долговременное: 119/107 дБ || Отделка: шпон ореха под лаком, рояльный лак || Габариты: 600 х 1250 х 160 мм || Масса: 40 кг (каждой) || Цена за пару: 2 950 000 руб.