Израильский бренд Morel, высоко ценимый любителями продвинутого автозвука, взялся расширять линейку акустических систем для Hi-Fi. Мы уже протестировали несколько новых колонок для дома. Теперь познакомимся с четырьмя моделями сабвуферов, которые, судя по всему, ориентированы не только на домашние кинотеатры, но и на более ответственные музыкальные партии.
ЗАТОЧЕННЫЕ НА ТОЧНОСТЬ
Лет 15 — 20 назад весь ассортимент Morel Hi-Fi, представленный большей частью дизайнерской акустикой, мог легко уместиться на нескольких листах бумаги. Но к сегодняшнему дню он разросся до солидного каталога, а сабвуферов там уже столько, что за один раз их не протестировать.
Среди них есть, например, оригинальные модели PSW с минимальной функциональностью, зато эффектно стилизованные под огромные гладкие камни. Имеются и традиционные активные «кубики» в закрытом оформлении с НЧ-динамиком на передней панели. В скором времени компания начнет поставлять три разных по калибру сабвуфера (8, 10 и 12 дюймов) в том же дизайне, что и вся новая линейка акустических систем Avyra.
Сегодня мы изучим только самые актуальные сабвуферы Morel для дома — пару некрупных моделей из доступной линейки SUB-Х и пару сравнимых по размерам из более продвинутой серии USUB.
Первые изначально создавались для басовой поддержки высококлассных сателлитов Soundspot, но производитель наделил их расширенным функционалом, поэтому такие сабы должны хорошо вписаться в любую систему. А серия USUB сразу нацеливалась на работу в музыкальных сетапах, хотя, конечно, пригодна и для домашних кинотеатров.
В силу сказанного мы решили провести прослушивания не в многоканальной системе, где оценку сабвуферу часто приходится давать с оглядкой на настройки AV-процессора, а в конфигурации 2.1, используя все доступные способы подключения как по низкому уровню, так и по акустическим терминалам.
Сегодня мы изучим только самые актуальные сабвуферы Morel для дома — пару некрупных моделей из доступной линейки SUB-Х и пару сравнимых по размерам из более продвинутой серии USUB.
Необходимый для таких тестов выход Sub нашелся в сетевом интегральнике IOTAVX MA3. В качестве сателлитов мы выбрали знакомые нам двухполосные мониторы Morel Avyra 622. Для низкоуровневого соединения использовался специальный сабвуферный межблочник большого сечения с высокой степенью экранирования. А для высокоуровневого подготовили дополнительный комплект низкоиндуктивных акустических кабелей Kimber Kable 8VS в дополнение к основным 8TC.
Во всех испытаниях полоса мониторов Avyra снизу не ограничивалась, т.е. все настройки на сабвуферах подбирались для работы с перекрытием частот. Это тоже принципиальное условие. Если бас-машина на деле быстра, точна и линейна, то в теории можно добиться отличного баса просто за счет удачной синхронизации с сателлитами, не прибегая к сложным манипуляциям по согласованию.
Ну а теперь посмотрим и послушаем, как это получается на практике.
Не числом, а уменьем
Когда-то у SUB-8X был предшественник с точно таким же названием. Его спроектировали много лет назад под комплект акустики 5.1 Beat X, который оказался на редкость музыкальным.
В современной версии сабвуфер уже предлагается как самостоятельная единица, а от первоначальной модели сохранился лишь аскетичный дизайн — это по-прежнему стильный лакированный куб со скругленными ребрами.
Выведенный вниз 20-сантиметровый басовик получил целлюлозный ламинированный диффузор вместо стеклопластикового, двойную вентилируемую магнитную систему, катушку из алюминиевого провода Hexatech и очень мощный тугой подвес (наподобие тех, что встречаются у сабвуферов для Car Audio). Мощность усилителя многим покажется скромной, всего 80 Вт, но это класс АB.
В стандартном включении от сабвуферного выхода SUB-8X дает подвижный и весьма наполненный бас, причем его динамика на высоких уровнях практически не компрессируется.
Главная фишка модели состоит в том, что ей добавили полный комплект входов/выходов как по низкому, так и по высокому уровню. Это означает, что бас-машину можно включить даже в те сетапы, где вообще нет выходов на сабвуфер — либо в разрыв пред-оконечник, либо по последовательной схеме усилитель-саб-АС, либо по параллельной, со снятием сигнала с акустических клемм усилителя.
В стандартном включении от сабвуферного выхода SUB-8X дает подвижный и весьма наполненный бас, причем его динамика на высоких уровнях практически не компрессируется, что весьма неожиданно для модели с небольшой паспортной мощностью. Затянутых фазоинверторных или пустотных ящичных призвуков у него нет вообще — это рождает ощущение чистого и тактильного баса.
В трифонике оптимально размещать SUB-8X к точке прослушивания примерно на 25 — 30 см ближе левой или правой АС. Так достигается почти идеальная синхронизация — вам останется выбрать лишь желаемую частоту и уровень басовой поддержки.
С подключением по высокому уровню в той же точке можно получить больше фактуры в основном рабочем диапазоне, а также более плотных высоких басов при настройке на широкую полосу (для этого также рекомендуем на 5 — 10 см придвинуть сабвуфер к сателлитам). Но следует удостовериться, что ваша аудиосистема адекватно реагирует на перекрытие басовых полос и не смягчает атаку.
Morel SUB-8X
Производитель: Morel Ltd (Израиль)
www.morelhifi.com
www.stereopravda.ru
Конфигурация: 1 излучатель, 1 полоса || Акустическое оформление: фазоинвертор || Входы: RCA (L/R) и высокоуровневые || Выходы: RCA (L/R) и высокоуровневые || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 160 Гц (-6 дБ) || Мощность встроенного усилителя долговременная: 80 Вт || Отделка: черный или белый лак || Габариты: 270 х 295 х 270 мм || Масса: 7,5 кг || Цена: 62 990 руб.
Прямое попадание
С виду «десятка» полностью повторяет конструкцию «восьмерки»: покрытый лаком корпус со скругленными ребрами из MDF опирается на похожие крупные резиновые ножки. Длинноходный басовик из ламинированной целлюлозы имеет такой же солидный подвес и тоже направлен вниз. Но как бы ни хотелось представить для краткости SUB-10X в виде увеличенной версии вышеописанной модели, это будет некорректно.
На задней панели SUB-10X нет такого разнообразия входов/выходов, как у SUB-8X. Отсутствие развитых коммутационных возможностей компенсируется вдвое более мощным усилителем класса D и расширенной до 40 — 200 Гц настройкой фильтра, обеспечивающего спад с крутизной 18 дБ на октаву.
Означает ли сказанное, что «десятка» — это чисто кинотеатральная модель? Нет! Бас у нее очень музыкален — не затянут, не подкрашен призвуками, отличается хлесткой динамичной атакой.
Подобные изменения в функционале выглядят довольно резонными — не переплачиваешь за лишние терминалы и при этом получаешь куда более высокие характеристики. Разумеется, с подключением к AV-ресиверам проблем не будет — у многоканальной техники всегда есть по одному-два выхода SW. А вот к стереофонической системе SUB-10X подойдет лишь в том случае, если у нее есть свободные выходы Pre Out либо монофонический Sub Out.
Означает ли сказанное, что «десятка» — это чисто кинотеатральная модель? Нет! Бас у нее очень музыкален — не затянут, не подкрашен призвуками, отличается хлесткой динамичной атакой и какой-то особой отчетливостью послезвучий, которая вообще не характерна для фазоинверторных конструкций (тем более с динамиком, направленным в пол).
Скорее всего, такая четкость нижнего регистра достигается излюбленным в Morel методом — тщательно подобранной добротностью головки под объем без звукопоглотителя. Возможно, какие-то хитрости есть и в усилителе. В любом случае SUB-10X — самый простой и адекватный в настройке сабвуфер, который можно легко согласовать с основной акустикой как в узкой полосе на низкой частоте фильтрации, так и с широким перекрытием.
Оптимальное расположение — как и для SUB-8X, т. е. на 25 — 30 см ближе к точке прослушивания относительно левой или правой АС. Под серьезные мониторы и акустически обработанное помещение целесообразно брать сразу два SUB-10X, чтобы не сводить в моно басовый канал и получить бескомпромиссное стерео.
Morel SUB-10X
Производитель: Morel Ltd (Израиль)
www.morelhifi.com
www.stereopravda.ru
Конфигурация: 1 излучатель, 1 полоса || Акустическое оформление: фазоинвертор || Входы: RCA (L/R) || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 200 Гц (-6 дБ) || Мощность встроенного усилителя долговременная: 150 Вт || Отделка: черный или белый лак || Габариты: 320 х 340 х 350 мм || Масса: 14,2 кг || Цена: 92 990 руб.
В трех измерениях
Во всех сабвуферах серии USUB Morel использует схему с фронтальным активным басовиком и парой пассивных излучателей по бокам. Такое акустическое оформление при грамотной реализации позволяет добиться более высокой отдачи на самых низких частотах и более линейной полки АЧХ к верхней рабочей частоте. Заодно решаются проблемы с внутренними резонансами и корпусными призвуками, т.к. сабвуферы с радиаторами представляют из себя условно герметичные конструкции с большой площадью излучения, в которых нет условий для турбулентных шумов.
Все это видно на примере USUB 803 — младшая модель, оснащенная 150-ваттным усилителем класса D, по части подключений и настроек совершенно идентична более крупному SUB-10X, но отличается еще более высокими паспортными данными.
Здесь нет даже намека на какие-то рокочущие послезвучия, при этом чувствуется хорошая ударная атака, но энергетический баланс иной.
Основной динамик, закрываемый пылезащитной сеткой, имеет большую звуковую катушку, высокопрочный диффузор из спрессованной целлюлозы с крупным, но легким центральным колпачком и эластичным резиновым подвесом. Пассивные излучатели наделены похожими подвесами, но отличаются вогнутым профилем и сделаны из стеклоткани. Таким элементам защита не требуется, поэтому они сделаны открытыми.
USUB 803 требует некоторого привыкания после более крупного SUB-10X. Здесь нет даже намека на какие-то рокочущие послезвучия, при этом чувствуется хорошая ударная атака, но энергетический баланс иной. Этот сабвуфер, например, куда смелее заходит в самый глубокий бас даже при достаточно высокой настройке фильтра.
С USUB 803 чуть сложнее «поймать» удачную синхронизацию с сателлитами простым подбором оптимальной точки размещения, но если вы не поленитесь и потратите на это время, то наверняка найдете ту наилучшую позицию, где USUB 803 порадует и четким оттяжным щипком, и живой басовой текстурой. В нашем случае самое музыкальное место для этой модели отыскалось, когда мы его довольно сильно (сантиметров на 30 — 35) выдвинули с линии колонок на себя.
Morel USUB 803
Производитель: Morel Ltd (Израиль)
www.morelhifi.com
www.stereopravda.ru
Конфигурация: 1 активный излучатель, 2 пассивных излучателя || Акустическое оформление: бас-радиатор || Входы: RCA (L/R) || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 160 Гц (-6 дБ) || Мощность встроенного усилителя долговременная: 150 Вт || Отделка: черная || Габариты: 267 х 280 х 267 мм || Масса: н/д || Цена: 97 990 руб.
Боец невидимого фронта
В нашем обзоре USUB 1003 — самая массивная и мощная модель, хотя в этой же серии есть еще более крупный сабвуфер с 12-дюймовым низкочастотником. Анфас или в три четверти он похож на USUB 803 настолько, что их сложно отличить друг от друга если не поставить рядом — у них совершенно одинаковы пропорции корпусов и дизайн пылезащитной сетки, акустическое оформление с парой бас-радиаторов и декоративная отделка фактурным винилом.
При взгляде на заднюю панель идентифицировать USUB 1003 проще — у него позолоченные винтовые клеммы высокоуровневых входов. Выходов не предусмотрено вообще, поэтому последовательное подключение по высокому уровню возможно лишь с комбинацией «вилка-банан» на кабелях, а по низкому оно в принципе невозможно — только в параллель.
Хотя эта бас-машина способна возбудить в большом помещении самые низкие резонансы и заставить вибрировать все вокруг, она при этом дает больше вариантов позиционирования.
Еще одно важное отличие — 250-ваттный усилитель класса D, динамическая мощность которого может достигать половины киловатта. Регулировка частоты и уровня аналогичны младшей модели. Отметим и отсутствие плавной перестройки фазы — обычно в сабвуферах стоимостью более 100 тысяч рублей наличие такой регулировки скорее норма, но Morel упорно ставит только инвертор сигнала (и, возможно, правильно — схемы плавного изменения фазы могут негативно влиять на групповое время задержки или на другие параметры сигнального тракта).
В работе USUB 1003 на 100 процентов оправдывает свой статус — и диапазон вниз, и развиваемое звуковое давление у него заметно больше, чем у других моделей. К тому же только у него обнаружилась любопытная особенность — хотя эта бас-машина способна возбудить в большом помещении самые низкие резонансы и заставить вибрировать все вокруг, она при этом дает больше вариантов позиционирования. Другими словами, с USUB 1003 можно добиться аккуратной и тактичной поддержки даже в не самых благоприятных условиях и при помощи лишь штатных регулировок частоты и уровня.
В комнате, где проводился тест, наилучшее место нашлось ближе к центру стереобазы с некоторым выдвижением на слушателя. Так как USUB 1003 в работе совершенно не локализуем и не издает призвуков, его можно ставить и сбоку, позади или даже в точках, где бас поглощается — запас мощности позволяет.
Подключение по низкому уровню в наших испытаниях отличалось от высокоуровневого. В первом случае бас-машина выдавала более фундаментальный бас с выраженной «сейсмической» составляющей. Во втором — более подвижный, рельефный и быстрый. Разумеется, можно использовать оба варианта для кинофильмов и музыкальных программ. В этом смысле USUB 1003 хотя и не самый дешевый, но определенно самый универсальный вариант.
Morel USUB 1003
Производитель: Morel Ltd (Израиль)
www.morelhifi.com
www.stereopravda.ru
Конфигурация: 1 активный излучатель, 2 пассивных излучателя || Акустическое оформление: бас-радиатор || Входы: RCA (L/R) || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 160 Гц (-6 дБ) || Мощность встроенного усилителя долговременная: 250 Вт || Отделка: черная || Габариты: 330 х 370 х 355 мм || Масса: н/д || Цена: 129 990 руб.
СИСТЕМА
- Сетевой ресивер IOTAVX MA-3
- Акустические системы Morel Avyra 622
- Кабели Kimber Kable 8TC и 8VS