Продолжаем исследовать технику французской компании B.Audio, которая славится не только инженерными инновациями, но и бескомпромиссным исполнением своих проектов. В основу компонентов этой марки положены многочисленные исследования и богатый опыт специалистов, ранее работавших в различных областях электроники.
На очереди — B.dpr EX, универсальный аппарат, примечательный во многих отношениях.
ЭТАЛОН СТАНДАРТА
Для тех, кто не читал нашу предыдущую публикацию, короткая справка: B.Audio — компания, которую братья Седрик и Себастьян Берманн основали для реализации собственных идей в области бескомпромиссного звуковоспроизведения. Открыть бизнес они решились после десяти лет экспериментов с различными схемами и получив массу положительных отзывов на свои разработки.
С момента основания в 2016 году и по настоящее время B.Audio остаётся небольшим семейным предприятием, выпускающим технику эксклюзивного класса. И по-прежнему его головной офис находится на востоке Франции, в провинции Эльзас.
Борьба за чистоту
Универсал B.dpr EX – это ЦАП B.dac EX, разработанный ранее, в который добавлен предусилитель с коммутатором линейных входов и аналоговым регулятором громкости.
Его полностью симметричная конструкция, построенная на высокоточных резисторах и реле, обеспечивает изменение уровня от -80 до 0 дБ с дискретностью 64 шага. Сигнал от источника, полученный по RCA, переводится в баланс, и лишь потом поступает на регулятор.
Сам предусилитель построен по принципу ASP (Analog Symmetrical Preamplifiers), т.е. все каскады балансные и построены на SMD компонентах для минимальной индуктивности монтажа. Такая схемотехника эффективно подавляет шумы и помехи, радикально снижает искажения. И что не менее важно, усилительные каскады связываются напрямую, без разделительных конденсаторов.
Вторая важная проблема, которая была решена в этой модели — устранение джиттера в сигнале, полученном от внешних источников. Отказавшись от ФАПЧ (PLL) и асинхронного реклокинга из-за недостаточной эффективности (эти меры не способны очистить от джиттера тактовые импульсы), специалисты B.Audio запатентовали собственную технологию SJR (Source Jitter Removal), в которой тактовые импульсы воссоздаются отдельно от входных данных и полностью от них изолированы. Производитель гарантирует 100-процентную эффективность SJR независимо от типа интерфейса (SPDIF, TosLink, AES/EBU, USB) и формата файлов, кроме того, отпадает надобность во внешнем мастер-клок генераторе — он практически не даёт выигрыша в звучании.
Отказавшись от ФАПЧ (PLL) и асинхронного реклокинга из-за недостаточной эффективности, специалисты В B.Audio запатентовали собственную технологию SJR (Source Jitter Removal).
В цифровом тракте также имеется 64-битный DSP, на котором построен 8-полосный параметрический эквалайзер, доступный через управляющее приложение Mconnect для iPhone, iPad и Android. Поддерживаются также апплеты Soundirok для iOS и Android, BubbleUPnP для Android и JPLAY для iOS.
Какой чип конвертера используется в B.dpr EX, неизвестно, сообщается лишь, что это мультибитный дельта-сигма преобразователь. Возможно, что-нибудь из номенклатуры Asahi Kasei, хотя выбор характеристики цифрового фильтра (стандартная фича AKM) производитель не предлагает.
Оформлен аппарат в традиционной для бренда стилистике с двумя крупными поворотными кругами, утопленными в лицевую панель. Правый регулирует громкость, причём наоборот — с поворотом по часовой стрелке уровень падает. Вращением левого круга выбирается источник. Матричный дисплей, что слева вверху, хотя и небольшой, но вполне информативный.
Фирменный стриминговый модуль EX поддерживает сетевые протоколы UPnP, MPD, LMS, NAA, Roon и Airplay Gapless playback.
Аналоговых источников можно подключить три — два по RCA и один по XLR. Набор цифровых входов значительно шире: пара коаксиальных (PCM до 24/192), пара оптических (PCM до 24/96), балансный AES/EBU (PCM до 24/192), а также USB и RJ45 Ethernet (PCM до 32/384, DXD/DoP/native DSD до DSD256).
Фирменный стриминговый модуль EX поддерживает сетевые протоколы UPnP, MPD, LMS, NAA, Roon и Airplay Gapless playback. Через него же осуществляется доступ к потоковым сервисам Qobuz, Tidal, Spotify и т.д. Встроенный музыкальный сервер — UPnP/Openhome. Работа с Roon возможна, но только в том случае, если в той же сети имеется ядро Roon Core.
Традиционно для B.Audio модуль Bluetooth отсутствует.
Как видим, в аппарате два силовых трансформатора — скорее всего, разделено питание цифрового и аналоговых трактов. Общая ёмкость сглаживающих фильтров превышает 45000 мкФ, причём набрана она из десятка относительно небольших конденсаторов Nichicon по 12000 и 5600 мкФ для снижения ESR.
Компоновка двухэтажная, платы с плотным поверхностным монтажом. Предварительный усилитель построен, в основном, на дискретных транзисторах с солидным током коллектора.
Маркировка со всех полупроводников спилена, поэтому судить о схемотехнике сложно.
Пульт ДУ нам уже знаком — массивный, алюминиевый и широкий, а назначение кнопок показано с обратной стороны.
Хорошее начало — половина системы
Комплект для испытаний B.dpr EX получился у нас такой: сетевой проигрыватель Aurender N10 в качестве источника, пара моноблоков B.Audio B.AMP (им будет посвящён один из ближайших обзоров) плюс две пары акустических систем MartinLogan — Motion XT F200 и ESL-9.
Вроде бы особо ярких черт в характере B.dpr one EX не заметно, а каждый трек хотелось дослушать до конца.
Сразу замечу, что звуковой тракт сохранил основные характерные черты, отмеченные в ходе испытаний интегрального усилителя B.Audio Alpha One. С той лишь разницей, что здесь эти черты проявились в гораздо большей степени.
Поскольку нужно было понять, какой вклад вносит в общую картину,ЦАП и предварительный усилитель, слушать мы начали с электростатами ESL-9, имеющими феноменальное разрешение на средних и высоких частотах. Музыку подобрали соответствующую: Allan Taylor, Kassandra Wilson, Audiophile Jazz Prologue с разрешением 24/192…
Отточенность каждого отдельного звука получалась просто нереальная, и при этом они складывались в пластичное и комфортное течение музыки. Вроде бы особо ярких черт в характере B.dpr EX не заметно, а каждый трек хотелось дослушать до конца. Подкупала тембральная достоверность, благодаря которой и певческие голоса, и струнные инструменты звучали так, будто находились совсем рядом. Через 15 минут вообще забываешь, что в комнате какая-то аппаратура.
В нашем случае ничего кроме лёгкости, прозрачности и детальности в верхней полосе заметить было невозможно.
Регулировка громкости не просто плавная — при изменении уровня не меняется ни структура звуковой сцены, ни её пропорции. Передний план либо приближается, либо удаляется и при достижении нулевой отметки картина словно растворяется в атмосфере. Кстати, если говорить о пространственных впечатлениях, то не могу вспомнить, когда в моей практике и ESL-панели последний раз «исчезали» из звукового поля. С B.dpr EX – на каждом втором треке. Масштаб тоже впечатляет: симфонии Сибелиуса в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра — это действительно оркестр, с мощной динамикой и реальным энергетическим зарядом.
Бас будем оценивать уже с Motion XT F200. Шесть НЧ драйверов в синхроне — это нечто. Понятно, что основная нагрузка ложится на моноблоки, но такую глубину, артикуляцию и наполнение нижней полосы без качественного ЦАПа и прозрачного предусилителя получить невозможно. Здесь также невольно отмечаешь хорошее сведение полос, и дело не только в правильных кроссоверах колонок — моноблоки получают сигнал с гармоничным спектром, в котором всё сбалансировано от нижней границы воспроизведения до верхней. А твитеры у XT F200 ленточные, фирменные Motion, очень чувствительные к малейшим недочётам остального тракта. В нашем случае ничего кроме лёгкости, прозрачности и детальности в верхней полосе заметить было невозможно. Разборчивость такова, что на треке Noisia Resonance IV каждый нюанс был словно очерчен резцом, и все они складывались уверенно читаемую картину.
Понятно, что всё описанное выше — системный результат, но как первое, самое важное звено, ЦАП/пред уверенно задал стандарт качества, под который можно подбирать усилитель, акустику и кабели.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Aurender N10
- Усилители мощности моно B.Audio B.AMP
- Акустических систем MartinLogan ESL-9, Motion XT F200
- Колодка питания Mudra Akustik
- Кабели:
- USB A-B Audioquest Carbon
- межблочные Atlas Mavros XLR
- акустические Hi-Fidelity
- силовые Mudra Akustik
B.Audio B.dpr EX
Производитель: B.Audio (Франция)
Конвертер: мультибитный сигма-дельта || Стриминговые протоколы: UPnP, MPD, LMS, NAA, Roon, Airplay Gapless playback || Встроенный музыкальный сервер: UPnP/Openhome || Цифровые входы: 2 х SPDIF (PCM до 24/192), 2 x TosLink (PCM до 24/96), AES/EBU (PCM до 24/192), USB type B, RJ45 Ethernet (PCM до 32/384, DXD/DoP/native DSD до DSD256) || Аналоговые входы: стереопара XLR, 2 стереопары RCA || Сопротивление на аналоговых входах: 47 кОм || Выходы: XLR, RCA || Выходное сопротивление: 100 ом || Регулятор громкости: -80 до 0 dB, 64 шага || Воспроизводимый диапазон: >200 кГц || Габариты (В х Ш х Г): 91 x 450 x 375 мм || Масса: 7,4 кг || Цена: 2 140 000 руб.