©/℗ 2024 Blue Note Records
Жанр: кроссовер-джаз
Формат: FLAC 24 бит/96 кГц
Состав:
- Bill Frisell Trio:
- Bill Frisell — гитара
- Thomas Morgan — бас
- Rudy Royston — ударные
- Brussels Philharmonic (дирижер Alexander Hanson)
- Umbria Jazz Orchestra (дирижер Manuele Morbidini)
Кто. Американский музыкант и композитор, который не нуждается в представлении, к том уже мы о нем уже писали. Он велик настолько, что не гнушается ролью сессионного музыканты в самых разных проектах. Участвовал в великом множестве коллабораций, в частности, записал совместный диск с Винисиусом Кантуария «Lagrimas Mexicanas». Многие считают его лучшим в мире джазовым гитаристом, и мне нечего на это возразить. Впрочем, он уже давно перерос рамки исполнительства — как раз это и показывает его новый альбом.
Что. Двойной альбом с джазовой классикой, композициями британского джазового композитора и аранжировщика Майкла Гиббса (Michael Gibbs) и самого Билла Фризелла, записанными на концертах с двумя разными оркестрами в период 2021-2022 гг. На первом диске — в Бельгии с Брюссельским филармоническим, состоящим из 60 музыкантов, под управлением Александера Хэнсона (Alexander Hanson), на втором — в Италии с более компактным джазовым оркестром итальянского региона Умбрия (11 музыкантов) под руководством Манюэле Морбидини (Manuele Morbidini). Композиции исполнялись с двумя коллективами разные, но два трека совпадают, хотя и аранжированы совершенно по-разному для сильно отличающихся составов.
На виниле выпущено две версии: обычная двойная и лимитированная тройная с бонусным диском, на котором собраны «дополнительные» концертные треки, исполненные главным образом одним трио без оркестров.
Подобные проекты, объединяющие джазовых и роковых музыкантов с оркестрами, — давно не новость. Затеваются они с разными целями и не всегда бывают удачными (особенно, если проникнуты стремлением кому-то что-то доказать), но этот необыкновенно интересен. Отчасти потому, что выражал чисто творческие устремления Била Фризелла, а также необыкновенным взаимопониманием между оркестрами и джазовым трио. Вот уж воистину музыка едина, а жанры разделяются не какими-то формальными признаками, а исключительно способностями исполнителей и композиторов. Нет «низких» жанров — есть лишь работающие в них люди с очень разными способностями и профессиональным мастерством.
Как. Как легко догадаться, звучат две части альбома совершенно по-разному. Что особенно хорошо заметно по двум совпадающим композициям (Doom и Electricity). Причем дело не только в аранжировках, составе музыкантов, но и самой записи, поскольку большой и малый коллективы выступали в неодинаковых залах, очевидно, с разным размещением микрофонов. Да и продюсеры у них были разные.
Сказать, что один вариант лучше другого, нельзя. Лично мне больше по душе первый — в силу значительно более масштабного звукового пространства и более «вкусного» звучания гитары. Кому-то наверняка больше понравится второй. Но само по себе их сопоставление может доставить массу удовольствия. Особенно — на достойной системе, способной мысленно перенести вас в концертные залы, где делались записи.