В аналогичном форм-факторе выпускались колонки в золотую эпоху аудио, но и сейчас время от времени появляются модели, вызывающие приятную ностальгию.
Да и со звуком у таких систем, как правило, всё в порядке — солидный корпус, высокая чувствительность, крупный басовик, рупорное оформление твитера…
Именно так многообещающе выглядят Pylon Jade Twenty, которые мы готовимся слушать.
НАСЛЕДНИКИ
Pylon Audio S.A. — крупный европейский производитель акустических систем и корпусов для многих известных компаний как в Европе, так и за ее пределами. Фабрика расположена в небольшом городке Яроцин, на полпути между Варшавой и Берлином, а головной офис и отдел R&D — недалеко от Белостока. Там же находится и безэховая камера, которая обошлась компании более чем в миллион злотых. «Пилон Аудио» также производит собственные динамики, которые использует во многих своих разработках. С момента основания в 2011 году компания стремится «выпускать отлично звучащие колонки по доступной цене». Впрочем, у Pylon Audio есть модели, которые вряд ли можно назвать доступными, но здесь, как всегда, нужно иметь в виду соотношение цены и качества.
Напомню, что при проектировании новых моделей специалисты компании используют измерительную программу Loudsoft, созданную известным датским конструктором Питером Ларсеном, который ранее разрабатывал динамики в ScanSpeak и Dynaudio. Софт позволяет с большой точностью определять параметры и моделировать электродинамические громкоговорители.
Бумага, воск и масло
Большинство акустических систем Pylon Audio имеют современные пропорции, как, например, недавно испытанные нами Diamond 30, так что наши нынешние испытуемые Jade Twenty, хотя и не единственное у компании, но всё же исключение. Которое со временем вполне может стать правилом. И дело не только в модном ныне ретродизайне — многих привлекает и характер звучания таких систем, и высокая чувствительность, открывающая широкие возможности по выбору подходящего усилителя.
«Мне хотелось, чтобы динамик был быстрым и прозрачным, но при этом сохранял винтажный характер — ведь ради этого и создавалась вся конструкция».
Широкая лицевая панель (42 см) позволила для озвучивания нижней полосы установить 12-дюймовый басовый драйвер PSW 32.8 CS, который был изготовлен дружественным польским производителем по чертежам Pylon Audio. Марек Костржинский (Marek Kostrzyński), главный инженер компании, рассказал, как ставилась задача при его разработке: «Мне хотелось, чтобы динамик был быстрым и прозрачным, но при этом сохранял винтажный характер — ведь ради этого и создавалась вся конструкция». Драйвер с лёгким бумажным диффузором работает при поддержке широкого щелевого фазоинвертора, расположенного в нижней части переднего щита. При большом сечении, необходимом для устранения «воздушных» призвуков, он занимает минимум места и расширяет басовый диапазон вниз до 35 Гц.
Частота раздела здесь примерно 1200 Гц, т.е. вдвое ниже, чем у подавляющего большинства двухполосных конструкций. Соответственно, понадобился твитер, способный озвучивать также и верхнюю середину. Его пришлось изобретать самим, и в результате появился компрессионный BMS драйвер PST 25PO.8 с верхней границей 20 кГц. Для него специалистами компании был также разработан рупор с профилем Tractrix.
О кроссоверах производитель сведений не даёт, но, судя по общей концепции, они достаточно просты. Многопроводное подключение к усилителю не предусмотрено.
Заявленная чувствительность Jade Twenty составляет 91 дБ, а 8-омная характеристика импеданса не имеет резких провалов — идеальные параметры как для транзисторных, так и ламповых усилителей, мощность которых производитель рекомендует от 25 Вт.
Понадобился твитер, способный озвучивать также и верхнюю середину. Его пришлось изобретать самим, и в результате появился компрессионный BMS драйвер PST 25PO.8.
Корпуса мониторов выполнены из толстых плит МДФ с внутренними стяжками для увеличения жёсткости. Снаружи они отделываются натуральным шпоном американского ореха, обработанного маслом и воском. Пёстрые тканевые грили с крупной фактурой «под старину», закрывающие весь передний щит, крепятся на пластиковых фиксаторах.
Основание сделано таким образом, что при установке на полу колонки имеют заметный наклон назад — чтобы синхронизировать полосы по времени и спроецировать звук в сторону слушателей. Отдельно продаются ажурные металлические стойки (на фото), разработанные специально для Jade Twenty. Они не только придают колонкам нужный наклон, но и поднимают их на 22 сантиметра над полом.
Производитель рекомендует эту модель для помещений площадью от 18 до 45 м².
В концертном исполнении
Как всегда при испытании акустических систем у нас в системе будет два усилителя -– обновлённый ламповый Fezz Audio Tinania EVO и транзисторный Torus 5060. Музыку будем брать из каталога Qobuz, задействовав сетевой проигрыватель Aurender A200.
Именно подача, а не окраска — её не заметно ни на духовых, ни на струнных инструментах, и в звучании джазового оркестра, например, тональный баланс соблюдается образцово.
Сразу должен заметить, что винтажного привкуса в звучании Jade Twenty на самом деле немного — в основном, это рупорная подача верхнего диапазона с плотным, но не агрессивным спектром. Именно подача, а не окраска — её не заметно ни на духовых, ни на струнных инструментах, и в звучании джазового оркестра, например, тональный баланс соблюдается образцово. Влияние рупоров гораздо заметнее на формировании пространственной картины — направляя колонки слегка внутрь или устанавливая их параллельно передней линии, легко регулировать и ширину звуковой сцены, и её глубину. Более того, колонки можно установить твитерами наружу, как на фото, или поменять их местами. Зауженный вариант особенно хорош для больших комнат, где таким образом можно получить широкую стереобазу с острой фокусировкой виртуальных источников в центре. Но в любом случае звучание получится живое, с богатыми и натуральными тембрами. На Riders on the Storm тарелки — настоящее серебро, начищенное до блеска.
Бумажный 12-дюймовый драйвер тоже по-своему интересен. Благодаря малой инерции он выдаёт массу музыкальных подробностей в голосовом диапазоне и одновременно с этим обогащает саунд какими-то нереально глубинными нотами — и ничего не смешивается, одно преподносится независимо от другого.
На заряженных треках Notorious Big бас, вокал и звоночки разложены так, будто воспроизводятся разными акустическими системами, хотя общая картина получается на редкость цельной. Ритмический рисунок, даже такой сложный, как на концертных записях Карлоса Сантаны, передаётся точно и синхронно по всему диапазону — от бас-гитары и бочки к рабочим барабанам, перкуссиям и тарелкам. Благодаря этому ценному свойству ощущение «каши» не возникает ни на насыщенной электронной музыке, ни на больших оркестрах.
Jade Twenty любят, когда им поддают жару — на уровнях выше среднего полнее раскрывается нижний регистр, бас начинает эффектно контрастировать с рупорным верхом.
Общая динамика тоже впечатляет, буквально кажется, что перегрузить эти колонки попросту невозможно — на резких пиках ни малейших признаков компрессии или искажений. Попутно выяснилось, что Jade Twenty любят, когда им поддают жару — на уровнях выше среднего полнее раскрывается нижний регистр, бас начинает эффектно контрастировать с рупорным верхом и в результате получается настоящий рок-н-ролльный драйв во всей своей красе. Не даром Марек Костржинский упоминал, что от этой модели они хотели получить настоящий концертный саунд.
А вот с транзисторным Torus 5060 зависимость от громкости практически не выражена — колонки эффектно играют на любых, даже на совсем интимных уровнях. Удар оформлен лучше, атака получается резче, поэтому такие шедевры, как сольники Оззи Осборна или ранние System of a Dawn подаются эффектнее, с настоящим панчем в нижней полосе. А вот скрипка, виолончель или акустическая гитара звучат немного суше и не так увлекательно, как с лампой. Но в любом случае Jade Twenty располагают к себе лёгким характером, музыкальностью, отсутствием синтетики и способностью увлечь своим звучанием. И это лучшее, что они унаследовали от прототипов прошлого века.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Aurender A200
- Интегральные усилители Fezz Audio Tinania EVO, Fezz Audio Torus 5060
- Сетевой распределитель Mudra Akustik LS
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros RCA
- сетевые Mudra Akustik
Pylon Jade Twenty
Производитель: Pylon Audio S.A. (ПНР)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 20 000 Гц || Чувствительность: 91 дБ || Частотs разделения полос: 1200 Гц || Сопротивление: 8 Ом || Подводимая мощность номинальная/максимальная: 140/220 Вт || Отделка: вощёный с маслом шпон американского ореха || Габариты (с опорами): 386 х 640 х 420 мм || Масса: 35 кг (каждой) || Цена за пару: 380 000 руб.
Комментарии [1]
Алексей
Охотно верится в достойный саунд. И цена в нынешних реалиях уже пожалуй далеко не заоблачная. Но, черт возьми, что за руки собирали эту акустику? Винтами (саморезами?) безобразно деформирован фланец корзины, это прямо режет взгляд. Или сборщик не виноват, просто корзина отштампована из тончайшей стали со свойствами пластилина… Непонятно такое отношение к потенциальному покупателю.