©/℗ 2023 Searchlight Pictures
Жанр: фантасмагория, арт-хаус
Сценарий: Тони Макнамара
Режиссура: Йоргос Лантимос
Оператор: Робби Райан
Композитор: Джерскин Фендрикс
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф. Ханна Шигулла, Джеррод Кармайкл, Кэтрин Хантер, Сьюзи Бемба, Кристофер Эбботт, Вики Пеппердин, Маргарет Куолли и др.
Что. Фильм по книге шотландского писателя Аласдера Грея (Alasdair Gray), но не экранизация. Многие думают, что раз сценарий написан по книге, значит все должно быть точь-в-точь, как на бумаге. Возможно, это следствие школьного образования: литературу у нас худо-бедно преподают, а кино почему-то нет. Хотя, может быть, дело не в образовании, а в том, что литература в массовом сознании считается более «высоким» искусством, чем кинематограф. Впрочем, не будем углубляться в дебри искусствоведения.
Сюжет картины до меня уже многократно пересказан — повторяться не буду. На самом деле, он не так важен — это всего лишь шампур, на который нанизаны кусочки смыслов. В «Бедных-несчастных» их великое множество. Они сами возникают в голове внимательного и расположенного к восприятию зрителя, поэтому могут сильно отличаться у разных людей. Если же хочется просто развлечься и не более того, лучше вообще посмотреть что-нибудь другое.
Лично мне в картине было интересно наблюдать за трансформацией главной героини. В реальной жизни взросление тела и разума идет параллельно, поэтому сложно понять, какие черты личности определены физиологией, а какие — образованием и жизненным опытом. В фильме нам показывают смелый научный эксперимент: мозг еще не родившегося младенца пересаживают в тело молодой, но уже взрослой женщины. По ходу картины мы видим, как она меняется, движимая поначалу любопытством, похотью, затем познает сострадание, начинает стремиться к свободе и, наконец, находит свой главный жизненный интерес, становится полноценной личностью. Роль тела в этих изменениях минимальна — рулит разум, которому дали все возможности для развития.
Некоторые увидели в фильме феминизм. Вопрос в том, что называть этим термином. Насилие над языком («режиссерка» и т.д.), абьюз в отношении мужчин и прочие крайние проявления напыщенной глупости — да, это феминизм. Равные права во всем (включая право распоряжаться своим телом) — это не феминизм, а неизбежное условие развития человеческой цивилизации. Нет развития — нет будущего.
Кто. Постановщик Йоргос Лантимос специализируется на «странных» картинах, из которых самой «нормальной» была «Фаворитка». Но даже необычный «Лобстер» кажется абсолютно традиционным по сравнению с «Бедными-несчастными». Работу режиссера он совмещал с продюсированием. В продюсерскую группу входила и исполнительница главной роли Эмма Стоун. Это вообще стало трендом: актеры и режиссеры все чаще берут на себя функции продюсеров — это дает им возможность реализовать свои творческие амбиции и определять конечный результат. Оказывается, без жирных котов из голливудских студий можно легко обойтись.
Сценарист Тони Макнамара уже работал со Стоун на «Круэлле» и «Фаворитке», с того же фильма в «Бедные и несчастные» перекочевал и оператор Робби Райан.
Очередной «Оскар» Эммы абсолютно закономерен: роль необыкновенно сложная не только профессионально, но и психически, и она с ней справилась великолепно. Вторую по значению роль в фильме сыграл Уиллем Дефо, однако тяжелый пластический грим не дал ему полностью раскрыться. Но зато это получилось у Марка Руффало, сыгравшего влюбленного адвоката-афериста. Кстати, именно к нему больше всего подходит определение «бедный-несчастный». Счастливую возможность реализоваться не упустили многие исполнители эпизодических ролей: легендарная Ханна Шигулла (любимая актриса Вернера Фассбиндера), мало кому известная Кэтрин Хантер (снималась, в частности, в «Гарри Поттере и Ордене Феникса»), аристократичный Кристофер Эбботт в роли первого мужа героини (сериалы «Уловка 22» и «Переполненная комната»), наконец, Маргарет Куолли (девица-хиппи из «Однажды в Голливуде») — её звездная карьера, похоже, пошла вверх…
Справедливости ради надо отметить команду художников — их было слишком много, чтобы перечислять поименно, хотя именно они получили три совершенно заслуженных «Оскара» — за работу художника-постановщика, за костюмы, прически и грим. Декорации и костюмы и в самом деле сногсшибательные.
Как. Именно это — как — является в фильме самым важным. Интенсивность визуальной информации зашкаливает. Комиксы отдыхают. Мир Бэллы Бакстер предстает перед нами ирреально прекрасным — как во сне. Трамваи давно стали необъемлемым атрибутом Лиссабона, но в фильме они скользят высоко над городом. И так во всем: хорошо знакомое становится сказочным… Что всем этим хотел сказать нам автор? Не ищите ответ: это надо не понять, а прочувствовать.