Бейрут, начало 60-х — это место растущей религиозной и политической напряженности в Ливане и его окрестностях, но вместе с тем и место рок-н-ролльного микровзрыва. Когда в 1964 году «Битлз» вырвались на международную арену, весь мир, включая Ближний Восток, влюбился в их музыку. Начали появляться ливанские и арабские группы: Dark Eyes, The Kool Kats, The News, The Nomads, The Vultures, имена, которые известны только специалистам и фанатам.
Но была и самая первая рок-группа, появившаяся в Ливане в 1962-м, заслуживает особого упоминания. Их музыка, которую они выпускали сперва как Top 5, а потом как The Sea-Ders/The Cedars, преодолела культурные и религиозные барьеры и однажды привлекла внимание парней по имени Пол Маккартни и Джордж Харрисон. Это история группы, которая могла добиться успеха на международной арене. Не добилась, увы. Но могла.
Барабанщика Sea-Ders Зухар Турмош, более известный под сценическим псевдонимом Зэд Тармуш, сегодня живет в Англии и работает школьным учителем — но он прекрасно помнит времена, когда он учился играть на барабанах в музыкальной школе на улице Садат в Бейруте. Тогда в Ливане не было рок-радио, и по пятничным вечерам Зэд ловил египетское Radio Cairo, надеясь услышать свою любимую группу Cliff Richard and the Shadows.
Зэд на балконе своего дома в Бейруте, 1962
С Рэймондом Азури и Джо Шехейдом он познакомился в музыкальном магазине. «Я знал этих ребят, когда-то их показывали по ливанскому телевидению, они пели песни Everly Brothers — один в один! Когда они позвали меня в свою группу, я тут же согласился». В 1962 году они обрели название — The Top 5 — и публику: группа играла в отелях и университетах, а по выходным в клубах, где были запрещены наркотики и алкоголь, «только кока-кола и старый добрый рок-н-ролл». В их репертуар входили рок-н-ролы не только американские, но и британские, и континентальные — от Роя Орбисона до Джонни Холидея.
The Top-5 репетируют перед концертом
Но после песни Please Please Мe мир изменился: рок-н-ролл отошел на задний план. Зэд, Рэй и Джо отказались от своего старого репертуара и прославились, как «Битлз Ливана». В 1966 году группа начала писать собственный материал. Они выпустили на родине первую пластинку, и она хорошо продавалась. Более того, каким-то невероятным образом она оказалась на столе человека по имени Дик Роу из лондонского лейбла Decca Records, который тут же предложил подписать с ними контракт. Интересно, что Роу некогда отверг «Битлз», хотя позже подписал контракт с «Роллинг Стоунз»… В августе 1967 года группа была готова покинуть Ливан под новым названием: The Sea-Ders/The Cedars. Гитарист и басист Рауль Хадж и Джо Самаха ушли, и на их место пришел гитарист Альберт Хаддад, а Рэй взял на себя бас.
Альберт, как выяснилось, отлично играл на бузуки, инструменте, который вскоре сформировал фирменный звук The Sea-Ders. «Это не мы придумали», — объяснял Зад. «Мы хотели быть настоящей рок-группой, безо всякого восточного оттенка. Мы чувствовали себя принадлежащими всей мировой культуре». Но у продюсеров Decca были другие планы. «С самого начала нам сказали: вы ливанцы, так что играйте восточную музыку».
Продюсеры были правы: группа быстро привлекла к себе внимание. Во время трехмесячного ангажемента на них приходили знаменитости, например, актеры Виктор Спинетти и Джон Хёрт… А однажды туда заглянули Пол Маккартни и Джордж Харрисон — посмотреть, как играют на «этом странном инструменте».
For Your Information, первый британский The Sea-Ders/The Cedars, вышел в 1967-м, не попал в чарты. Decca выпустила еще и EP. «Это был полный и абсолютный провал», — говорит Зэд. «До сих пор люди говорят мне, что это была фантастическая пластинка и что мы были настоящим авангардом. Но я отвечаю: «Мы потерпели неудачу». Впрочем, это не помешало им выпустить еще пару синглов… но потом группа распалась: музыканты не смогли пережить вместе этот провал. В 1969-м Рэй, Джо и Альберт вернулись в Ливан, но Зэд решил остаться в Великобритании. Он повесил свои барабанные палочки на стену, стал в 1974-м гражданином Великобритании году и работал школьным учителем. Впрочем, музыкой он продолжал заниматься (для себя).
Так что же пошло не так? Зэд считает, что музыканты просто испугались того, что с ними случилось и остановились в развитии. «Нам следовало изучать другие музыкальные направления — такие как джаз-фьюжн, хэви-рок, как сделали Cream, Jethro Tull, Vanilla Fudge или Джими Хендрикс». И, тем не менее, пионеры ливанского рока могут похвастаться замечательной хотя и небольшой коллекцией песен. В 2008-м португальский виниловый лейбл Groovie Records выпустил лимитированным тиражом в 600 экземпляров альбом, на котором оказались собраны все восемь песен, записанные тогда в Лондоне (через два года их переиздали на CD в США, а еще через два последовало американское лимитированное аудиофильское издание на 45 оборотах). Так что ничего не исчезает, как пел в свое время бит-квартет «Секрет».