Первый закон аудиофила гласит: все звенья аудиосистемы должны безупречно подходить друг к другу. Формулировка простая, но на поиск наилучшего сочетания, бывает, уходят годы, а то и десятилетия. Любой же случай, когда пазл из компонентов High End сразу складывается идеально, достоин внимательного изучения и описания.
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Этот обзор возник благодаря удачному стечению обстоятельств. Коллеги однажды заехали в московский салон «AVComfort», где в это время подключали компоненты брендов, которые недавно появились на российском рынке. Пробный сетап выглядел на редкость серьезно и был собран в отдельной комнате с грамотной акустической обработкой, в которой мы и раньше провели немало редакционных тестов.
И когда всё было соединено, включено и настроено, произошла, как мне сказали, настоящая магия, захватывающая не только меломанов и аудиофилов, но и случайных слушателей — музыка зазвучала так, что было невозможно оторваться.
Несколько дней спустя эту системную комбинацию оценил и я. Далее постараюсь представить все её звенья и прокомментировать вклад каждого компонента.
Вне зоны действия сети
Не думал, что после знакомства с сетевыми источниками топ-уровня меня еще что-то удивит, но солидное устройство с гравировкой Pink Faun 2.16 Ultra на верхней крышке и единственной кнопкой на лицевой панели это сделать смогло.
Этот музыкальный сервер-стример, как и предшествующие модели Pink Faun 2.16 и 2.16X, представляет из себя типичный компьютер с материнской платой ATX. В нашей версии он был оснащен четырёхтеребайтным SSD и 32 ГБ ОЗУ (конфигурация определяется при заказе). Однако назвать этот аппарат компьютером в полном смысле нельзя — разработчики предприняли поистине беспрецедентные меры, чтобы выполнить устройство по аудофильским канонам.
В версии Ultra добавился передовой программный проигрыватель Stylus от Euphony Audio, полностью настроенный под «железо».
Жесткий корпус из алюминия разработан под пассивное охлаждение. Внутри установлена сложнейшая энергосистема, которая насчитывает три силовых трансформатора, ряд дросселей, ёмкостной буфер на 800 000 мкФ и около двух десятков контуров стабилизации. Буквально каждый потребитель в этой машине — процессор и планки памяти DDR4, мосты и периферия, интерфейсы вывода сигнала и сетевая часть с двумя портами — получают отдельное питание от собственного линейного источника. Особое внимание уделено и развязке SSD — их контроллеры, оказывается, «шумят» особенно сильно.
Также на особую диету с суперконденсаторами на 5 Фарад посажены и фирменные малошумящие генераторы Ultra OCXO (отношение С/Ш -135 дБ). В базовой конфигурации их несколько: для процессора и мастер клока, но можно добавить отдельный и в интерфейс вывода цифрового звука. Штатный, к слову, предлагает только выход AES/EBU, но у Pink Faun есть целый набор опционных «бриджей» с нужными пользователю выходами.
Софтовая часть Pink Faun в прежних версиях представляла сильно модифицированную ОС Arch Linux, оптимизированную для работы с минимальной задержкой и без загрузки видеодрайверов. В нее предустановлен Roon Core Server и HQPlayer. В версии Ultra добавился передовой программный проигрыватель Stylus от Euphony Audio, полностью настроенный под «железо».
Выше показан основной браузерный интерфейс управления Stylus. Интуитивно простым он мне не показался, поскольку требует привыкания, но есть похожий и достаточно удобный мобильный интерфейс для смартфона. Весь функционал плеера перечислять не буду (думаю, многое понятно из скриншотов), но главное отмечу.
Жмешь на иконку Play&Relax и наступает прозрение: каждый образ в сцене вдруг становится трехмерным, каждый план — абсолютно четким, каждый звук — органичным
Первое: Stylus также может работать в гибридном режиме, когда вся файловая библиотека обслуживается каталогизатором Roon, а вывод звука на конечную точку рендерится средствами, разработанными в Euphony Audio. Предусмотрен и вариант полного перехода на ядро Roon, если кому-то так привычнее. Но сразу скажу, что ни гибридный, ни альтернативный варианты мы не тестировали.
Второе: Stylus позволяет реализовать в 2.16 Ultra самый бескомпромиссный офлайновый способ проигрывания. Аппарат помещает в свою оперативку все файлы из вашего плей-листа и по вашей команде начинает их воспроизводить подряд, выдавая на выходной интерфейс данные с исключительно точным тактированием напрямую, без буферизации. Только так, по мнению разработчиков, и достигается идеальное воспроизведение — сервер в этом режиме не тратит вычислительные ресурсы на прием пакетов и обработку сетевого протокола, на сборку и проверку данных в буфере, на команды управления и т. д.
Эта функция требует некоторой усидчивости и терпения, т.к. перенос в ОЗУ полного альбома, найденного не на локальных хранилищах, а, допустим, в каталоге Qobuz, может занять несколько минут, но на качестве звучания это сказывается, должен сказать, просто восхитительно!
Слушаешь сначала все в привычном онлайновом режиме и вроде уже лучше некуда — все чистенько и информативно, все красиво в тембрах, все разложено в пространстве. Но жмешь на иконку Play&Relax и наступает прозрение: каждый образ в сцене вдруг становится трехмерным, каждый план — абсолютно четким, каждый звук — органичным. Словно входишь в одно пространство с исполнителями.
Есть, правда, нюанс. Интерфейс управления после включения Play&Relax перестает реагировать на команды, но работоспособность моментально возвращается после физического нажатия на ту самую единственную кнопку на фасаде. И в этом есть свои плюсы: роскошный эффект прояснения звучания выражается не только на чистеньких аудиофильских записях, но и на обычных музыкальных релизах. И многие из знакомых альбомов так и хочется изучить заново, дослушать до последнего трека.
Сложно сказать, что играет главную роль в таком радикальном приросте качества и музыкальности воспроизведения — софт Euphony Audio, железо Pink Faun или какие-то ещё ноу-хау, о которых разработчики не говорят, но сочетание всего этого — реально эталонное.
Pink Faun 2.16 Ultra
Производитель: Pink Faun B.V. (Нидерланды)
www.pinkfaun.com
Входы: 2 LAN 1 Гбит/с, USB Type-A, USB-C || Выходы: AES/EBU XLR (опции: USB Audio 2.0, I2S HDMI, SPDIF BNC/Coax) || Поддерживаемые файловые форматы: PCM и DSD64/128/256/512 || Объем внутреннего хранилища: 4 ТБ || Потребляемая мощность: от 16 до 250 Вт || Отделка: серебристая, черная || Габариты: 450 х 150 х 410 мм || Масса: 22 кг || Цена: €26 000
Союзники
В тестовой системе преобразование цифрового сигнала от 2.16 Ultra осуществлялось канадским ЦАПом EММ Labs DV2. Сам производитель называет этот аппарат интегральным конвертором, т.к. в нём применяется новаторская система регулировки громкости EMM VControl, которая не производит промежуточного квантования, не усекает разрядность сигнала и встроена непосредственно в фирменный однобитовый преобразователь MDAC2.
Он также является уникальной разработкой — это первый в мире полностью дискретный ЦАП, работающий на 16-кратной частоте DSD. Такой, по замыслу создателей, свободен от нелинейности, которая проявляется в разной степени у всех конверторов на интегральных микросхемах.
Это первый в мире полностью дискретный ЦАП, работающий на 16-кратной частоте DSD. Такой, по замыслу создателей, свободен от нелинейности, которая проявляется у всех конверторов.
Преобразованию предшествует цифровая обработка Meitner Digital Audio Translator, в ходе которой в музыкальном аудиосигнале детектируются переходные процессы, и они в реальном времени воссоздаются с высокой точностью в однобитовом апсемплированном потоке.
На задней панели DV2 помимо стандартных входов есть гнездо EMM Optilnik под соединение по высокоскоростной оптике. Также имеется и асинхронный интерфейс USB c патентованной гальванической развязкой и специальной системой устранения джиттера. Да и вообще куда не посмотри — всюду всякие технические хитрости. Даже внутренний тактовый генератор MCLK2 работает, как следует из описания, на нестандартной частоте.
В тестовой системе мы использовали датские межблочники Dyrholm Audio серии Vision (применялись как в балансной линии на входе в ЦАП, так и на его выходах). В таких кабелях каждый проводник представляет собой медную жилу UP-OCC, которая оплетена хлопковыми волокнами, защищена от окисления, экранирована и отнесена от других проводников так, чтобы снизить ёмкость и индуктивность.
Это компонент, который на качественных записях вообще нельзя причислить к цифровым по характеру звучания.
В звучании сетапа именно эти кабели, как выяснилось, и определили голографичность сцены и узнаваемость всех ее нюансов. С другими недешевыми кабелями сцена немного раздвигалась, но теряла центр, а мелкие штрихи воспроизводились более технично и отвлекающе, что противоречило философии Pink Faun: no sound, just music.
Преобразователь тоже хорошо вписался в ту же концепцию. Это компонент, который на качественных записях вообще нельзя причислить к цифровым по характеру звучания — он выдает щедрый, проработанный, реалистичный саунд с абсолютно чистым «воздухом». Такой вывод я сделал после того, когда вместо EMM Labs DV2 в тракт был включен другой, не менее серьезный конвертор, продемонстрировавший иной звуковой почерк.
EMM Labs DV2
Производитель: EMM Labs and Meitner Audio (Канада)
www.emmlabs.com
Входы: EMM Optilink, 2 TOSLink, 2 Coax, AES/EBU, USB Type-A || Выходы: стереопары RCA и XLR || Поддерживаемые потоки: PCM до 192 кГц (по SPDIF), PCM и MQA до 384 кГц, DSD до 5,6 МГц || Уровень на выходах RCA/XLR: 3,5/7,0 В || Выходное сопротивление RCA/XLR: 150/300 Ом || Отделка: серебристая/черная || Габариты: 438 х 161 х 400 мм || Масса: 17,2 кг || Цена: €30 000
Звёздная пара
Внешне эпатажные швейцарские усилители DartZeel — образец системной продуманности и разумной достаточности. Здесь нет особых функциональных наворотов, зато хоть отбавляй необычных инженерных находок, внедренных для повышения качества звучания. Чемпионы по количеству наград от мировых экспертов.
Тракт до него предельно короткий — сигнал с любого линейного входа на своем пути проходит всего через восемь p-n-переходов, а со входа Phono — через 11.
Взять хотя бы пред NHB-18NS. В нем, например, вообще нет привычного релейного селектора входов — источник выбирается включением нужного усилительного каскада (да-да, на каждом входе свой мини-усилитель без общей ООС и при этом отличается исключительно высоким быстродействием. Питание — с вынесенным в отдельный корпус выпрямительным блоком, который также служит зарядкой для внутреннего батарейного комплекта, от которого пред может работать до 10 -12 часов. Регулятор уровня, обозначенный как Pleasure Control, действует исключительно на ослабление выходного сигнала и построен на фоторезисторах, которые в силу значительного разброса параметров производителю приходится отбирать в пары для каждого экземпляра предусилителя из многих сотен штук. Тракт предельно короткий — сигнал с любого линейного входа на своем пути проходит всего через восемь p-n-переходов, а со входа Phono — через 11.
В модели NHB-18NS второго поколения встроенный корректор можно переключить с обычной с кривой RIAA на стандарт Neumann, задействовать фильтр-сабсоник, задать входное сопротивление и коэффициент усиления (по шесть уровней).
Еще одной фирменной фишкой являются входы/выходы Zeel BNC. Специальные межблочники DartZeel с коаксиальными разъемами и точным волновым сопротивлением 50 Ом обладают всеми преимуществами несимметричных интерфейсов (простота, отсутствие искажений полуволн), но обеспечивают защищенность сигнала от внешних наводок на коротких длинах не хуже балансных, гарантируют ничтожные потери на контактных переходах и полную согласованность сигнальной линии в широчайшей полосе частот.
Звучание связки «Дартзилов» можно обсуждать долго, даже взыскательных аудиофилов оно моментально покоряет невероятной глубиной, ощущением полета и увлекательностью.
Оконечник NHB-108 — настоящая легенда. Первая модель швейцарского бренда, которая теперь выпускается в версии Model Two. Сохранилась архитектура «двойного моно» и фирменная сверхбыстрая схемотехника без общей ООС.
Производитель не афиширует внесенные в конструкцию изменения (видимо, чтобы не упрощать жизнь плагиаторам, выпускающим клоны), но, как и прежде, аппарат отличается огромным энергетическим запасом. Обратите внимание на шины, которые связывают выводы электролитов — можно подумать, что они сделаны такими крупными ради красоты, но их толщина, форма и объем выбирались так, чтобы здесь не возникло ни малейших потерь.
Звучание связки «Дартзилов» можно обсуждать долго, даже взыскательных аудиофилов оно моментально покоряет невероятной глубиной, ощущением полета и увлекательностью. Но и чисто технических аспектах все безупречно: никаких ограничений в скорости и размахе динамики, никакой подкраски на ВЧ, никакой вуали в пространстве. И при этом — живые искренние тембры в середине, удивительно крепкий контроль баса…
Пред — вообще волшебник пространства. Переключаешь на батарейное питание, и в сцене воцаряется фундаментальный порядок.
DartZeel NHB-18 mk2
Производитель: DartZeel Audio SA (Швейцария)
www.dartzeel.com
Входы: Phono, XLR, 4 Zeel BNC, 4 RCA || Выходы: XLR, RCA PreOut, RCA RecOut, 3 Zeel BNC || Входное сопротивление RCA/XLR: 30/15 кОм || Входное сопротивление Phono: от 43 Ом до 47 кОм (коэффициент усиления 72 — 54 дБ) || Выходное сопротивление RCA/XLR/Zeel BNC: 75/600/50 Ом || Воспроизводимый диапазон: 5 — 500 000 Гц (при неравномерности -1 дБ) || Скорость нарастания сигнала: 24 В/мкс || Гармонические искажения: менее 1 % (в пределах всего выходного диапазона) || Интермодуляционные искажения: 0,05% || Отношение сигнал/шум: более 92 дБ (более 70 дБ для входа Phono) || Разделение каналов: более 80 дБ || Габариты: 440 х 170 х 415 мм || Масса: 24 кг (+3 внешний блок питания) || Цена: CHF 80 000
Dartzeel NHB-108 Model Two
Входы: XLR, Zeel BNC, RCA || Входное сопротивление по входам RCA или XLR: более 30 кОм || Коэффициент усиления: 26 дБ) || Выходное сопротивление: 0,33 Ом || Воспроизводимый диапазон: 0,8 — 600 000 Гц (при неравномерности -3 дБ) || Скорость нарастания сигнала: 88 В/мкс || Гармонические искажения: менее 1 % (в пределах всего выходного диапазона в полосе от 7 до 77 000 Гц) || Отношение сигнал/шум: более 112 дБ || Разделение каналов: более 90 дБ || Габариты: 440 х 170 х 415 мм || Масса: 30 кг || Цена: CHF 80 000
Алмазный блеск
Признаться, на напольные Raidho TD 2.2 я поначалу смотрел со скепсисом. Системы небольшие, да ещё на 2,5-полосы, т.е. с перекрытием диапазонов в области НЧ/СЧ. Считается, что такая схема может обеспечить более связное согласование с ВЧ, но все это драматично зависит не только от точности фильтров, но и от возможностей головок. Да и бренд в нашей стране не слишком известен, но как выяснилось — совершенно незаслуженно.
16,5-сантиметровые мидбасовики отличаются пятислойными диффузорами с покрытием Tantalumand Diamond, которое повышают жесткость в 50 раз и уменьшают резонансы мембраны на 36 дБ!
А у Raidho есть драйверы-уникумы с высочайшими характеристиками. 16,5-сантиметровые мидбасовики отличаются пятислойными диффузорами с алмазосодержащим покрытием Tantalumand Diamond, что в совокупности повышает жесткость в 50 раз и уменьшает резонансы мембраны на 36 дБ! В магнитной системе — неодим N52 с оптимизированным однородным полем. Для повышения эффективности привода и снижения искажений используется титановая звуковая катушка с проводом квадратного сечения.
Пленочный твитер сделан по схеме одностроннего магнитопланара с особым зигзагообразным расположением дорожек на мембране и хитрой обратной камерой. В Raidho уверяют, что у этого излучателя практически нет резонансов и искажений, а завал АЧХ начинается аж после 82 кГц!
Но TD 2.2 покоряет не только широтой частотного диапазона, но и материальностью каждого звука (с фазочастотным согласованием полос здесь, очевидно, полный порядок). А также совершенно феноменальным для своих скромных габаритов динамическим охватом. Эта акустика способна воспроизводить неуловимые наноштрихи и при этом мощно выстреливает практически любой по силе и скорости динамический контраст. Даже на средних уровнях почерк у Raidho живой и полновесный, без малейшей компрессии — как у крупных АС с приличной чувствительностью. Но при этом они не раздувают звуковое пространство и виртуальные образы — сцена строится точная, ясная и разноплановая, как у эталонных студийных мониторов.
TD 2.2 покоряет не только частотным диапазоном, но и материальностью каждого звука. А также совершенно феноменальным для своих скромных габаритов динамическим охватом.
Обычно системы с таким набором талантов наиболее критичны в подборе компонентов, но в нашем сетапе TD 2.2 и себя раскрыли на сто процентов, и каждому компоненту позволили показать максимум. Именно они поставили точку в нашей инсталляции, завершив систему с бесспорным соответствием заоблачному уровню, заданному Pink Faun еще в самом начале.
Raidho TD 2.2
Производитель: Raidho Acoustics/Dantax A/S (Дания)
www.raidho.dk
Конфигурация: 3 излучателя, 2½ полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 32 — 50 000 Гц (±3 дБ) || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление: не указано || Частоты раздела полос: 400 и 2400 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 150 Вт || Отделка: черная или шпон на заказ || Габариты (с опорами): 315 х 1150 х 505 мм || Масса: 45 кг || Цена за пару: €39 500
КОМПОНЕНТЫ
- Сервер-стример Pink Faun 2.16 Ultra 4 ТБ
- ЦАП EMM Labs DV2
- Предварительный усилитель Dartzeel NHB-18 mk2
- Усилитель мощности Dartzeel NHB-108 Model Two
- Акустические системы Raidho TD 2.2
- Сетевой коммутатор Pura Power Ammonite
- Кабели
- LAN Pink Faun Digital Interlink
- AES-EBU Dyrholm Audio Vision NCF Digital
- межблочные XLR Dyrholm Audio Vision NCF
- акустические Purist Audio Design Aqueous Aureus Speaker Luminist Revision
- силовые Dyrholm Audio Vision NCF
- Кондиционер питания Plixir BAC 3000
Редакция благодарит московский салон AVComfort за помощь в организации и проведении прослушивания.