Для справки: M&K Sound — компания, которая придумала и выпустила первый в мире сабвуфер, и вот уже 50 лет специализируется в области профессионального озвучивания кинозалов. Новые модели выпускаются крайне редко, и появление целой линейки сабвуферов в начале 2022 года стало настоящей сенсацией.
Мы испытали по очереди три бас-машины серии V+: 10-, 12- и 15-дюймовую. Получилось невероятно громко!
УДАРНО-ВОЛНОВАЯ ТЕРАПИЯ
Вряд ли можно найти ещё одну компанию, которая в годы своего становления была настолько тесно связана с озвучиванием кинофильмов. На протяжении последних 50 лет акустические системы MK Sound считаются звуковым стандартом для студийной акустики при работе с многоканальными фонограммами. Контрольные агрегаты этой марки устанавливались в крупнейших голливудских киностудиях и просмотровых залах, их использовали специалисты Dolby Laboratories и DTS в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
Опережая конкурентов, MK Sound одна из первых начала сертифицировать свою акустику по спецификациям THX, которые были разработаны компанией Lucasfilm для максимального соответствия звучания домашних кинотеатров тому, что было задумано звукорежиссёрами при создании саундтреков. И более того — по некоторым параметрам акустика MK Sound даже превосходила требования THX, что и сподвигло Джорджа Лукаса использовать мониторы этой марки при озвучании трёх эпизодов «Звездных войн».
По некоторым параметрам акустика MK Sound даже превосходила требования THX, что и сподвигло Джорджа Лукаса использовать мониторы этой марки при озвучании трёх эпизодов «Звездных войн».
Теперь о сабвуферах. В этой области MK Sound тоже можно считать компанией-первопроходцем, поскольку именно её специалисты создали первую в мире акустическую систему исключительно для воспроизведения баса. Пассивная колонка с двумя мощными драйверами была изготовлена в 1973 году по заказу группы Steely Dan для сведения альбома «Pretzel Logic», а уже через год появился первый сабвуфер для домашнего применения.
В настоящее время MK Sound принадлежит нескольким датским бизнесменам, которые воплощают в жизнь базовые принципы основателей компании Джонаса Миллера (Jonas Miller) и Кена Крейсела (Ken Kreisel), используя современные материалы и технологии.
Сплошные плюсы
Один из упомянутых выше принципов — акустическое оформление «закрытый корпус» для всех систем, включая сабвуферы. Такое решение позволяет получить более быстрый, по сравнению с фазоинверторными конструкциями, отклик на приходящий сигнал, что особенно важно в низкочастотной области, где часто возникают проблемы с чёткостью артикуляции и атаки баса. Соответственно, все три наших испытуемых из новой серии V+ имеют закрытое оформление.
Это собственная разработка Super Fast Deep Bass Driver с диффузором из пропитанной целлюлозы, центральным колпачком из стеклоткани и фирменным подвесом NBR.
Очень важное, принципиальное отличие от предыдущей серии V заключается в том, что старшие модели V12+ и V15+ настраиваются через фирменное приложение M&K Professional, предоставляющее инсталлятору массу возможностей для интеграции сабвуфера в конкретное помещение. Кроме того, у всей тройки увеличена мощность встроенных усилителей и расширен рабочий диапазон.
Начнём знакомство с младшей бас-машины V10+. На переднем щите корпуса, имеющего форму правильного куба со стороной 345 мм, установлен 10-дюймовый басовый драйвер. Это собственная разработка Super Fast Deep Bass Driver с диффузором из пропитанной целлюлозы, центральным колпачком из стеклоткани и фирменным подвесом NBR (нитрил бутилкаучук). Магнитная система усилена, для снижения потерь на вихревые токи в неё введена шунтирующая алюминиевая шайба. При закрытом оформлении и относительно небольшом объёме корпуса сабвуфер по -6 дБ воспроизводит бас от 20 Гц.
По сравнению с предыдущей моделью V10 встроенный усилитель класса D имеет мощность, увеличенную с 200 до 300 Вт RMS, а в пиковая достигает 600 Вт. Снижение границы рабочего диапазона и 100-ватная прибавка мощности для столь компактного аппарата можно считать выдаюшимся достижением.
Входная коммутация довольно лаконична — пара линейных выходов RCA L/R плюс такие же выходы для подключения дополнительных сабвуферов. Зато предусмотрены плавные регулировки уровня, фазы 0 — 180° и частоты среза фильтра в пределах 60 — 200 Гц. Возможно автоматическое включение питания по входному сигналу.
Новый корпус красиво оформлен в черном или белом матовом исполнении. Матерчатый гриль крепится на магнитах.
Все настройки в V12+ возложены на управляющее приложение M&K Professional. Оно предоставляет гораздо больше возможностей, чем традиционный набор регуляторов.
Модель V12+ наделена 12-дюймовым драйвером SFDBD, у которого лёгкий диффузор из пропитанной целлюлозы для увеличения жёсткости дополнен центральным колпачком из стеклоткани. Магнитная система усилена, для борьбы с вихревыми токами в ней имеется алюминиевая шайба. Форма закрытого корпуса — правильный куб со стороной 395 мм. По сравнению с V10+ граница рабочего диапазона на 2 Гц ниже — 18 Гц со спадом на -6 дБ. Мощность же встроенного усилителя выше: 400 Вт RMS и 800 Вт пиковая. Сабвуфер сертифицирован по THX для помещений объёмом до 57 м³.
Подключения предусмотрены те же, что и у рассмотренной выше модели — по паре стерео входов и выходов на разъёмах RCA.
А вот органов управления здесь минимум — кроме регулятора уровня и сервисного порта USB — ничего. Все настройки в V12+ возложены на управляющее приложение M&K Professional. Оно предоставляет гораздо больше возможностей, чем традиционный набор регуляторов активного сабвуфера.
Помимо стандартных настроек приложение позволяет выбирать крутизну среза НЧ-фильтра (12, 18 и 24 дБ на октаву), указывать задержки в метрах, футах и миллисекундах, выбирать из пресетов Normal, Music и Movie, а также задавать время автоматического отключения сабвуфера при отсутствии сигнала на входе. В большинстве настроечных режимов предусмотрена передача управления от встроенного DSP сабвуфера внешнему AV-процессору. И ещё пара полезных вещей, которыми мы воспользовались перед прослушиванием: воспроизведение свип-тона для выявления стоячих волн в комнате и их ослабление ручным эквалайзером (а есть ещё и автоматический) с регулировкой частоты, уровня и добротности. Как выяснилось позже, это весьма эффективный инструмент рум-коррекции. Кроме того, можно запомнить до четырёх самостоятельно созданных профилей.
При своих солидных габаритах корпус прекрасно задемпфирован — при простукивании отзывается как цельный кусок дерева.
Сабвуфер V15+ можно считать пропорционально увеличенной копией модели V12+. В кубе со стороной 470 мм установлен динамик 15-дюймового калибра, который работает от импульсного встроенного усилителя мощностью 500 Вт RMS и 1000 Вт на пиковых уровнях. Воспроизведение баса начинается от 18 Гц.
Эта модель сертифицирована по THX для помещений объёмом до 85 м³.
При своих солидных габаритах корпус прекрасно задемпфирован — при простукивании отзывается как цельный кусок дерева.
Настраивается он также через управляющее приложение M&K Professional, поэтому на задней панели мы обнаружили лишь регулятор уровня, линейные входы и выходы, а также сервисный USB-порт.
Музыкальный размер
Источником в нашей системе служил BD-плеер OPPO-203, к которому был подключен внешний накопитель с тестовыми фрагментами фильмов. С него же мы воспроизводили музыку на CD. В процессоре-усилителе DIGIS Audio SG-1 было задействовано только два канала и выход на сабвуферы, т.е. мы испытывали систему 2.1. В качестве фронтальной акустики использовались настенные системы Wharfedale ML-200.
Это обусловлено, в первую очередь, скоростью баса и способностью сабвуфера без затяжки воспроизводить серии резких звуков.
Начинаем с младшего кубика, V10+. Его динамический потенциал оказался гораздо серьёзнее, чем можно было ожидать — в сцене атаки камикадзе на американский авианосец (фильм «Midway») стрельба, рёв моторов и грохот металла передавались на редкость натурально. Это обусловлено, в первую очередь, скоростью баса и способностью сабвуфера без затяжки воспроизводить серии резких звуков. Пулемётные очереди не сливались в монотонный гул, наоборот, каждый отдельный выстрел был отчётливо слышен.
Благодаря относительно небольшому калибру драйверов, сабвуфер удалось без труда согласовать с компактными сателлитами, и наша система 2.1 прекрасно показала себя и при воспроизведении музыкальных саундтреков. Концерт Брайана Ферри «Live in Lyon 2013» — стыковка без провала с сателлитами (частота примерно 110 Гц) с основательным низкочастотным фундаментом. Полное ощущение, что работают полнодиапазонные фронтальные системы с наполненной нижней серединой. Компактный корпус благодаря высокой жесткости абсолютно не окрашивает звучание, сабвуфер играет чисто, без посторонних призвуков.
Но выяснилась одна вещь, типичная для комнаты без акустической обработки — в разных её местах интенсивность и чёткость баса заметно отличались. Разобраться с этой проблемой мы решили с помощью приложения M&K Professional.
Для чистоты эксперимента к системе был подключен самый крупный сабвуфер, V15+: если уж его удастся оптимально интегрировать, то и с V12+ проблем не будет. При прогоне свип-тоном выяснилось, что в комнате две основные моды стоячих волн — на 60 и 120 Гц. Первую удалось ослабить подстройкой фазы, а вторую — устранить ручным эквалайзером. Для оптимального согласования с настенными сателлитами полосу сабвуфера пришлось расширить до 130 Гц и тщательно подобрать задержку.
Компактный корпус благодаря высокой жесткости абсолютно не окрашивает звучание, сабвуфер играет чисто, без посторонних призвуков.
Конечный результат реально порадовал: концерт AC/DC звучал не хуже, чем в тщательно отстроенном домашнем кинозале — мощно, энергично, зажигательно и практически без комнатных артефактов. Энергетика у V15+ сумасшедшая, этот саб способен вбивать удары буквально в тело зрителей.
С музыкой у него тоже всё в порядке, повозившись минут пять с приложением, удалось разделить бас-гитару и бочку на CD-треке Dream Theater, за что старшая модель и получает нашу награду «Выбор Эксперта». Впрочем, хороши и младшие — V10+ и V12+, у них тот же профессиональный почерк — мгновенная реакция, масса оттенков баса и мощная энергетика. Динамика пропорционально адаптирована к помещениям разного объёма, так что можно подобрать оптимальный вариант для любой акустической обстановки.
СИСТЕМА
- Источник BD-проигрыватель OPPO UDP-203
- AV-ресивер Digis Audio SG-1
- Фронтальная акустика Wharfedale ML-200
M&K Sound V10+
Производитель: M&K Sound (Дания)
Акустическое оформление: закрытый корпус || Калибр драйвера: 10 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 24 — 200 Гц || Спад на НЧ: -6 дБ @ 20 Гц в ближнем поле || Перестройка фильтра НЧ: 60 — 200 Гц, 4-й порядок || Подстройка фазы: плавная 0 — 180° || Мощность встроенного усилителя (RMS/пиковая): 300 (0,5% THD на 4 Ом)/600 Вт || Линейные входы/выходы: 2 х RCA/2 х RCA || Ограничитель динамического диапазона: да || Auto Power: да || Отделка: чёрная или белая матовая || Габариты: 345 х 345 х 345 мм || Масса: 10,3 кг || Цена: $1556
M&K Sound V12+
Акустическое оформление: закрытый корпус || Калибр драйвера: 12 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 20 — 200 Гц || Спад на НЧ: -6 дБ @ 18 Гц в ближнем поле || Перестройка фильтра НЧ: 43 — 300 Гц, 4-й порядок || Подстройка фазы: плавная 0 — 360° || Мощность встроенного усилителя (RMS/пиковая): 400 (0,5% THD на 300 Вт, 4 Ома)/800 Вт || Линейные входы/выходы: 2 х RCA/2 х RCA || Ограничитель динамического диапазона: да || Auto Power: да || Отделка: чёрная или белая матовая || Габариты: 395 х 395 х 395 мм || Масса: 16,3 кг || Цена: $2164
M&K Sound V15+
Акустическое оформление: закрытый корпус || Калибр драйвера: 15 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 20 — 200 Гц || Спад на НЧ: -6 дБ @ 18 Гц в ближнем поле || Перестройка фильтра НЧ: 43 — 300 Гц, 4-й порядок || Подстройка фазы: плавная 0 — 360° || Мощность встроенного усилителя (RMS/пиковая): 500 (0,5% THD на 400 Вт, 4 Ома)/1000 Вт || Линейные входы/выходы: 2 х RCA/2 х RCA || Ограничитель динамического диапазона: да || Auto Power: да || Отделка: чёрная или белая матовая || Габариты: 470 х 470 х 470 мм || Масса: 21 кг || Цена: $3349
Комментарии [3]
Вячеслав
чисто рекламная статья, 300 вт — выдающееся достижение? про двухкиловаттные сабы в таком же форм факторе не слышали? нет?
Николай ЕФРЕМОВ
Слышали и даже слушали. И что, теперь про другие не писать?
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Вячеслав, а где вы увидели в тексте слова про «выдающееся достижение»? Вы полагаете, что саба главный показатель — это мощность? Эка невидаль — 2 кВт! Может, лучше на вес оценивать? И как вы определили, что это «чисто рекамная статья»? Вы большой знаток рекламы — сами ее пишете, заказываете, публикуете?
Что-то у нас в последнее время стали появляться читатели с гипертрофированной фантазией , которые видят у нас совсем не то, что написано. Впрочем, это уже не по нашей части — тут специалист нужен…