В характеристиках этого проектора по отдельности нет ничего выдающегося или рекордного — мы знаем аппараты с большим разрешением, световым потоком, с большим набором функций, ярким дизайном… «Фишка» этой модели — в сочетании всех параметров, включая один из самых существенных — цену. Однако, чтобы по-настоящему определить, насколько она привлекательна, надо увидеть аппарат в работе. Мы увидели и делимся впечатлениями.
ИГРА В ПРЯТКИ
С техникой Formovie вплотную знакомимся впервые, так что сначала расскажем о том, кто ее делает. Бренд молодой, был создан в 2016 году двумя всемирно известными компаниями — Appotronics и Xiaomi. Первая из них — крупный производитель, обладающий рядом ключевых оригинальных технологий, вторая — авторитетный «гуру» дизайна, маркетинга и продаж, мастер создания и продвижения брендов. Столь сильный союз не может не быть успешным.
В конце 2021 года состоялась премьера первой кинотеатральной модели T1 TriColor внутри Китая, а в 2022 она произвела настоящую сенсацию на международном рынке — уже под названием Theater. Сейчас на рынке присуствуют обе модели, но надо знать, что международная отличается от китайской настройками и качеством изображения.
Бренд молодой, был создан в 2016 году двумя всемирно известными компаниями — Appotronics и Xiaomi.
Важная особенность аппарата — фирменный источник света от Appotronics, построенный по технологии ALPD 4.0 (это предпоследняя версия технологии, в прошлом году была представлена новейшая, ALPD 5.0). Этот источник 4-цветный, хотя в нем задействовано два лазера — один RGB (трехцветный), а второй — синего цвета с фосфорным колесом. Эта конструкция позволила значительно увеличить световой поток (на 30% по сравнению с 3-цветным ALPD 3.0), повысить нативное соотношение контрастности и расширить цветовой охват до 107% от цветового пространства Rec.2020. Отчасти это объясняет относительно небольшие габариты аппарата в сочетании с немалым световым потоком в 2800 ANSI лм. При том, что конструкторы ухитрились разместить в корпусе с габаритами 550 × 349 × 108 мм еще и стереофоническую аудиосистему с 4 динамиками и усилителем на 30 Вт, причем не абы какую, а разработанную в сотрудничестве с британской компанией B&W.
Наверное, следует упомянуть и то, что Formovie Theater — один из первых проекторов в мире с поддержкой технологии Dolby Vision. Самым первым, кстати, был Xiaomi Laser Cinema 2. Судя по некоторым признакам, наш герой — его усовершенствованная и «усиленная» версия.
Важная особенность аппарата — фирменный источник света от Appotronics, построенный по технологии ALPD 4.0.
Помимо «внутренних» особенностей, у проектора, который мы смотрели, была еще одна «внешняя» — то, как он был инсталлирован. Возможность познакомиться с аппаратом нам предоставили в шоу-руме домашних кинотеатров компании Fobis, а там он был спрятан в специальную тумбу с вмонтированным в нее ALR-экраном 100” от Global Screens с полотном Black Code UST 0.5, специально разработанным для ультра-короткофокусных проекторов. Причем отражающая поверхность у него может быть стационарная постоянного натяжения или моторизованная в рулоне — она выдвигается из тумбы перед просмотром. Между сеансами мы видим невысокую и не привлекающую внимания мебель с качественной отделкой, и никаких экранов и проекторов. «Фактор жены» в апофеозе. Кстати, на основе той же идеи были созданы рулонные телевизоры LG, только UST-система Formovie многократно дешевле и с бóльшим экраном.
Заметим, что отражающая поверхность может быть и с диагональю 120”, однако с таким размером для проектора со световым потоком 2800 ANSI лм потребуется более тщательное затемнение помещения, по крайней мере, для показа кино. Тогда как экран 100” показался нам наиболее универсальным — надо лишь позаботиться, чтобы на него не падал прямой яркий свет.
Из тени в свет перелетая…
Обычный телевизор часто смотрят «фоном», то есть занимаясь параллельно какими-то делами, что подразумевает достаточно высокий уровень освещенности в помещении. Именно в этом — главное преимущество излучающих свет дисплеев перед отражающими. Но если вы хотите посмотреть кино, полностью погрузившись в происходящее на экране, свет необходимо приглушить, изменив соответственно настройки экрана. Именно поэтому топовые телевизоры стали оснащать датчиками освещенности и системами, которые адаптируют параметры изображения к меняющимся внешним условиям. Насколько точны такие системы — отдельный вопрос.
Formovie Theater — один из первых проекторов в мире с поддержкой технологии Dolby Vision.
Для кинотеатрального видеопроектора, установленного в специально оборудованном кинозале, этой проблемы не существует. А вот перед UST-моделями, который рассматриваются обычно как альтернатива телевизору, она стоит в полный рост. Скорее всего, у них со временем тоже появится функция автоматической коррекции изображения под внешнюю освещенность, но пока что нам такое не встречалось. Приходится подстраивать картинку вручную. Важно, как это делается, и насколько долгий путь по меню предстоит пройти пользователю, сколько кнопок нажать.
Клавиши прямого доступа к соответствующему разделу настроек на пульте нет — эти типичная «ленивка» вроде тех, что идут в комплекте к Android-приставкам. Зато работает по Bluetooth, а потому пультом не надо «целиться» в управляемый аппарат, тем более спрятанный в тумбу. Так что входим в меню настроек, далее — в раздел «Проектор», а в нем — в пункт «Яркость камеры». Заметим, что здесь в переводе на русский допущена неточность: в английской версии это Brightness Mode («Режим яркости»). Внутри — три варианта: «Офисный режим» (максимальная яркость), «Режим просмотра» (примерно на 5% темнее, чем предыдущий) и «Ночной режим» (яркость снижается на 35%).
В большинстве случаев переключения между первым и третьим будет достаточно. Но перфекционисты могут пойти дальше — в раздел «Изображение», где имеется выбор из семи готовых и одного пользовательского пресета (для обычного видео и HDR — отдельно, то есть всего 16 пресетов), а также пункт «Гамма» с тремя режимами: «Темный», «Средний» и «Яркий» — по сути это тоже управление яркостью, но — одновременно с контрастностью. Жалко, что до всего этого надо добираться через меню, но если запомнить путь, можно переключаться довольно быстро.
Между сеансами мы видим невысокую и не привлекающую внимания мебель с качественной отделкой, и никаких экранов и проекторов.
Перфекционисты имеют все возможности для точнейшей настройки изображения — вплоть до установки баланса белого по 11 точкам. Наши зарубежные коллеги даже смогли успешно откалибровать проектор по приборам. Вероятно, хотели, чтобы аппарат показывал не хуже, чем самые дорогие кинотеатральные модели, и это им отчасти удалось. Однако пользоваться этими возможностями вовсе не обязательно: проектор и так прекрасно показывает. По крайней мере, для тех, кто не занимается профессиональной настройкой дисплеев. Измерять надо не цветопередачу, а уровень вовлеченности при просмотре кино.
Портрет в интерьере рынка
Пока мы тестировали проектор в демо-зале Fobis, пришлось несколько раз прерваться, поскольку туда приходили посетители, желавшие купить этот аппарат. Один из них был настроен крайне решительно и даже хотел вытащить Formovie Theater у нас из-под носа, чтобы увести его к себе домой. От скоропостижного завершения знакомства нас спасло лишь то, что этот экземпляр уже был обещан другому клиенту. Чем объясняется такой ажиотаж?
Прежде всего, необыкновенно привлекательным соотношением качество/цена. Конечно, по меркам этого вида техники, аппарат бюджетный, и при большом желании к его работе можно придраться. Например, к тому, что его оптика не обеспечивает равномерной четкости по все площади кадра: на тестовой таблице было видно, что на периферии фокус не идеальный (по секрету: такое бывает и с более дорогими моделями, причем не только UST). Но на фильмах это не заметно, ведь самое важное в кино всегда происходит в центре.
Перфекционисты имеют все возможности для точнейшей настройки изображения — вплоть до установки баланса белого по 11 точкам.
Звуковая система работает поинтереснее, чем встроенный тракт большинства телевизоров, но на полноценное сопровождение фильмов она не претендует. Для озвучивания роликов YouTube или телевизионных трансляций ее возможностей хватает, особенно, если комната невелика. Но для полноценного показа блокбастеров или просмотра концертных видео все же необходима внешняя многоканальная система.
Но зато картинка приятно удивляет правдоподобными цветами, она выразительна и достаточно реалистична. И, разумеется, впечатляет диагональю 100” — телевизоры с сопоставимым по размеру экраном стоят сейчас значительно дороже. В наше время это приходится учитывать.
Formovie Theater
Производитель: Formovie (Китай)
Проекционная технология: DLP 0,47” || Разрешение матрицы 1920 x 1080 || Разрешение изображения: 4K (3840 х 2160) || Световой поток: 2800 ANSI лм || Соотношение контрастности (статическое): 3000:1 || Источник света: лазерный ALPD 4.0 || Цветовое пространство: 107% BT.2020 || Ресурс источника света, ч: 30000 || Проекционное соотношение: 0,23 || Дистанция до экрана, м: 0,14 — 0,49 || Диагональ изображения: 80 — 150” || Управление оптикой (фокус, коррекция тарпеции): моторизованное || Технологии HDR: HDR10, Dolby Vision || Игровые функции: VRR, ALLM, Game Mode || Входы: 2 х HDMI 2.1, 1 х HDMI eARC, 2 х USB-A, аудио 3,5 мм|| Выходы: Toslink, аудио 3,5 мм || Звуковой тракт, Вт: 2 х 15 Вт || Многоканальные форматы: Dolby Audio, Dolby Atmos, DTS:X || Операционная система — Android 11.0 || Поддержка Chromecast: да || Шум системы охлаждения, дБ: 26-28 дБ (в зависимости от режима работы) || Сетевые интерфейсы: Ethernet, Wi-Fi 6 2,4/5 ГГц, Bluetooth 5.0 || Функция Bluetooth-спикера: да || Габариты, мм: 550 × 349 × 108 || Масса, кг: 9,8 || Цвет корпуса: «космический серый» || Ориентировочная цена, руб. (без ALR-экрана): 249 900 руб.