Универсальность редко обходится без компромиссов. Но все равно востребована, поскольку позволяет сэкономить. К примеру, домашний ультракороткофокусный проектор с ALR-экраном способен заменить минимум два устройства (большой телевизор и проектор в домашнем кино), при этом обходится существенно дешевле. Вопрос, является ли замена адекватной, следует ставить в каждом конкретном случае. Вот он перед нами — топовая модель молодого американского бренда.
СТРЕМИТЕЛЬНАЯ МОЛОДОСТЬ
Молодость понятие относительное. По сравнению с брендом Formovie, созданным в 2016 году, AWOL Vision — совсем малыш, его основала в 2020-м группа энтузиастов, которая ставит своей целью «поднять домашние развлечения на новый уровень». Уже к 2022 году фирма обзавелась линейкой ультракороткофокусных проекторов, в которой модель LTV-3500 Pro занимает верхнюю позицию. Заметим мимоходом, что энтузиасты энтузиастам рознь: одни по несколько лет собирают на краудфандинговых платформах деньги на выпуск ерундового гаджета, другие — за такое же время не только удивляют мир сложнейшей техникой, но и выстраивают эффективную структуру сервиса и продаж в США и Европе. Сыграло роль то, что за AWOL Vision стоит серьезная бизнес-структура — компания Elevation Technology Partners LLC, зарегистрированная во Флориде (США). Она же указана в инфо-меню проектора, как производитель. Причем видеопроекторы — отнюдь не единственная сфера ее деятельности. О месте производства можете не спрашивать: сейчас практически все видеопроекторы (за исключением самых топовых моделей некоторых японских и европейских брендов) изготавливаются в Китае.
Система не просто серьезная, но уникальная по ряду параметров.
Модель LTV-3500 Pro не просто серьезная, но уникальная по ряду параметров, по крайней мере, на данный момент. Во-первых, это самый яркий из доступных сейчас домашних UST-проекторов — его световой поток достигает 3300 ANSI лм (пиковое значение — 3500 лм). Во-вторых, это единственный аппарат такого типа на рынке (не считая его младших собратьев из линейки AWOL Vision) с поддержкой 3D. Конечно, эта функция уже потеряла былую привлекательность, от ее поддержки отказались многие производители телевизоров, но для части пользователей, особенно с детьми, она по-прежнему остается интересной.
Под съемной крышкой на тыловой панели имеется специальный отсек, в который можно спрятать приставку Smart TV или Google TV. Разъем HDMI и порт USB для питания предусмотрены.
У соседа не всегда больше
Все познается в сравнении. А в ситуации с LTV-3500 Pro избежать его было сложно. Смотрели его в том же шоу-руме домашних кинотеатров компании Fobis, где чуть раньше знакомились и с UST-проектором Formovie Theater, только аппарат AWOL Vision был размещен в соседней комнате, но тоже в тумбе и с таким же ALR-экраном 100” от Global Screens с полотном Black Code UST 0.5. Внешнее освещение — неяркое рассеянное с возможностью приглушения и полного отключения.
Поначалу показалось, что яркость изображения у двух аппаратов примерно одинаковая. Но когда заглянули в настройки LTV-3500 Pro, обнаружили, что была активирована функция автоматической установки мощности лазера в зависимости от окружающего освещения (то самое, чего нам так не хватало у Formovie Theater), а пресет гаммы установлен на Dark. Разница светового потока в 500 ANSI лм оказалась весьма существенной. Зачем нам такая яркость? Затем, чтобы работать на экран большей диагонали. 100” для нашего героя маловато, ему нужно минимум 120” (такие ALR-экраны у Fobis в наличии), да он легко справится и со 150”. Просто в шоу-руме для большого экрана было тесновато, а солидный потенциал аппарата был очевиден и на маленьком.
100” для нашего героя маловато, ему нужно минимум 120”, да он легко справится и со 150”.
Еще одно преимущество перед «соседом» — равномерный фокус по всей площади экрана, безупречная четкость изображения. По этому показателю LTV-3500 Pro не только вполне сопоставим с серьезными фронтальными проекторами, но и превосходит некоторые из них (не будем называть известные бренды, которые экономят на оптике). Это явная заслуга качественного объектива с линзами из стекла от японской компании Ricoh. Знатоки фототехники могут заметить, что в пластиковых линзах нет ничего плохого, более того, пластик позволяет изготавливать сложнейшие асферические оптические элементы, которые были бы неприемлемо дорогими, если их делать из стекла. Но есть одно маленькое «но»: оптика из стекла отличается лучшей термостабильностью, что важно для мощных видеопроекторов, но несущественно для фото- или видеокамер. Так что здесь стекло — это большой плюс.
Графический интерфейс пользователя (самого проектора, а не «надстройки» Android TV) — оригинальный и, как нам показалось, очень удобный: внизу расположены входы, наверху — приложения, раздел доступа к файлам на внутренних и внешних накопителях, настройки. Пульт — с прямым доступом к наиболее важным функциям, в частности, есть кнопка, открывающая меню Light Mode, где можно изменить мощность лазера, чтобы адаптировать проектор к изменившимся условиям внешнего освещения — если автоматическая функция почему-то не справилась. Работает пульт как по ИК, так и по Bluetooth, однако в первом режиме он не сможет командовать аппаратом, спрятанным в стойку. Давным-давно приходилось подключать внешние ИК-датчики, чтобы решить эту проблему, но великий «Синезуб» от нее избавил окончательно и бесповоротно. Кстати, у аппарата есть отдельный Bluetooth-интерфейс для звука, причем двунаправленный — может работать на передачу (на беспроводные наушники) и на прием (сам проектор становится Bluetooth-спикером), правда, нет функции отключения лазера, чтобы сэкономить его ресурс, когда вы слушаете аппарат, но не смотрите. Ну и ладно — уверены, что у человека, который купит такой проектор, беспроводные колонки дома есть.
Если киноперсонаж с мужественной трехдневной щетиной вдруг оказывается начисто выбрит, это значит, что в проекторе включены все подавители шумов.
В чем проектор AWOL Vision как бы уступает своему «соседу», это в том, что его аудиосистема не носит гордый шильдик B&W. Правда, она немного мощнее, да и звучит ничуть не хуже. А если сравнивать с телевизорами, то и явно лучше — за счет более объемного корпуса. На наш слух, она вполне годится для просмотра роликов на YouTube, по крайней мере, на первое время, пока вы выбираете нормальную многоканальную аудиосистему для домашнего кино.
Адаптация от обратного
Лет 10—15 назад любой проектор требовал длительной и кропотливой настройки перед просмотром кино. Причем корректировать приходилось не только яркость, но и цветопередачу. Современные аппараты в этом не нуждаются — они практически из коробки показывают безупречно, при условии, что работают на экран оптимальных размеров. Правда, касается эти лишь «чисто» кинотеатральных и не самых доступных моделей. Универсальные модели (к каковым относится и LTV-3500 Pro) настраиваются на фабрике немного по-другому. Попросту говоря, как телевизоры — чтобы в магазине или шоу-руме привлекали посетителей яркими и сочными цветами. Именно поэтому у нашего героя по умолчанию выбран пресет Vivid (в переводе на русский — «живой»). Естественно, когда аппарат устанавливали в демо-зале Fobis, пресет переключили на более гуманный и естественный. Однако остались активными все «улучшайзеры» — подавители шумов и система повышения плавности движений (MEMS). На самом деле, они оказывают благотворное влияние на картинку — если смотреть телевизионные передачи или не самые качественные ролики с YouTube, но в кино они убивают правдоподобие и кинематографичность, делая изображение как в «мыльной опере», а порой и превращая в компьютерную графику. Если киноперсонаж с мужественной трехдневной щетиной вдруг оказывается начисто выбрит, это значит, что в проекторе включены все подавители шумов, причем на максимум. Вот и приходится начинать просмотр с их отключения. Ведь кино для нас — самое важное из всех искусств.
Столь привлекательное изображение мы видели у UST-проектора впервые.
На отключение всех цифровых обработок потребовалось минуты три. Усилия были вознаграждены экспрессивной и вместе с тем естественной картинкой. Признаемся, что столь привлекательное изображение мы видели у UST-проектора впервые. Все-таки сверхширокоугольная оптика вносит серьезные искажения сама по себе, а здесь она еще и расположена под острым углом к экрану. А корректировать их так, чтобы не вносить в картинку видимые искажения и артефакты, научились относительно недавно.
Тем не менее, удивились, что аппарат способен соперничать по качеству показа с сопоставимыми по цене фронтальными моделями. Возможно, дело в качественной оптике. А может, и в солидном запасе по световому потоку — это всегда делает картинку особенно выразительной и энергичной. Правильный источник света тоже важен — все-таки трехцветный лазер обеспечивает значительно более точную цветопередачу, чем лазерно-хромовый. Качественный видеотракт — несомненно. Свою роль сыграло, видимо, и то, что модель изначально разрабатывалась для американского рынка, избалованного качественной домашней проекционной техникой. Создать такой проектор могли только опытные специалисты самой высокой квалификации. Неважно, в какой стране они работали, важно, что у них получилось.
AWOL Vision LTV-3500 Pro
Производитель: Elevation Technology Partners LLC (США)
Проекционная технология: DLP 0,47” || Разрешение матрицы 1920 x 1080 || Разрешение изображения: 4K (3840 х 2160) || Световой поток, лм (ANSI/пиковый): 3300 / 3500 || Соотношение контрастности (статическое): 3000:1 || Источник света: TriChroma Pure Laser || Цветовое пространство: 107% BT.2020 || Ресурс источника света, ч: не менее 25000 || Объектив: Ricoh с линзами от стекла || Проекционное соотношение: 0,25 : 1 || Диагональ изображения: 80 — 150” || Управление оптикой (фокус, коррекция трапеции): моторизованное || Технологии HDR: HLG, HDR10, Dolby Vision || Игровые функции: VRR, ALLM, Game Mode || Технология MEMS: да || Входы: 2 х HDMI 2.1, 1 х HDMI eARC, 3 х USB-A, micro-USB, AV 3,5 мм || Цифровой выход: S/PDIF Toslink || Звуковой тракт, Вт: 2 х 18 Вт || Многоканальные форматы: Dolby Atmos, DTS Virtual X || Операционная система — Android 9.0 || Поддержка Chromecast: да || Шум системы охлаждения, дБ: не более 30 || Сетевые интерфейсы: Ethernet, Wi-Fi 6 2,4/5 ГГц, Bluetooth 5.0 || Габариты, мм: 355 х 599 х 145 || Масса, кг: 10,8 || Совместимость с системами управления: PJ Link, Control 4, Savant || Ориентировочная цена, руб. (без ALR-экрана): 449 900