Холодный, вьюжный февраль, самое начало. С Москвы-реки дует, и сильно, однако к светящимся стенам концертного зала «Зарядье» спешат люди: вот-вот раздастся третий звонок. Сегодня играет Большой симфонический оркестр, БСО; за дирижерским пультом — Мариус Стравинский.
Короткая справка. Стравинский, как пишет Вики, «казахско-британский» дирижер. Родился в (тогда ещё) Алма-Ате, отец и мать — музыканты, в юном возрасте переехал в Британию. Начинал как скрипач; в Лондоне учился в школе Иегуди Менухина, затем в Итон-колледже, закончил Королевскую музыкальную академию, много выступал, а в 13 лет, выступая с оркестром, которым дирижировал Марис Янсонс, увлекся и этим видом музыкального искусства. В 19 лет был ассистентом великого Клаудио Аббадо, в 23 стал дирижером-ассистентом в оркестре Московской филармонии и одновременно — в оркестре театра «Геликон-опера». В 28 занял пост худрука и главного дирижера Карельской филармонии, став самым молодым главным дирижером в России. Был ассистентом Владимира Юровского. Работал с самыми разными оркестрами в России, Белоруссии, Италии, Англии, Германии, Чехии, Словении, Литве, Австралии, Японии, на Мальте. Авторитетный британский лейбл Cameo Classics (импринт Lyrita Recording Edition, лейбла с более чем 60-летней историей, специализирующегося на музыке британских композиторов) выпустил 8 компакт-дисков Стравинского, в том числе — несколько мировых премьер.
Я не случайно начал с фрагмента с музыкой Филипа Гласса, классика минимализма. Дело в том, что репертуар Мариуса Стравинского крайне обширен и разнообразен: он дирижировал музыкой Мессиана и Брукнера, Равеля и Рахманинова, Берга и Шостаковича, Бизе и Брамса, Чайковского и Бетховена, Дебюсси и Глазунова. Можно счесть, что русские (хорошо, советские!) корни дирижера диктуют ему особое отношение к традициям русского симфонизма и дар проникать в русскую музыку, но это будет ошибкой: немецкие и французские композиторы даются ему ничуть не хуже. Музыкальные критики и обозреватели не раз отмечали, что Стравинскому удается найти почти родственную связь с оркестром; скорее всего, такой талант продиктован не только его дирижерским талантом, но и отношением к музыкантам. В одном из интервью Мариус сказал: «Не дирижер создает музыку, а музыканты; мы просто показываем им, как это сделать. <…> Если вы честны с ними, и они видят, что вы здесь по верным причинам, все в порядке. У меня никогда не было проблем с оркестрами, мы всегда находили общий язык»
Однако вернемся в февральский вечер в «Зарядье». В первом отделении звучал скрипичный концерт турецкого композитора Кемаля Ульви Эркина, у нас почти не известного широкой публике, но более чем интересного композитора (на родине он — один из классиков прошлого века). Солировал азербайджанский скрипач Эльвин Хокса Ганиев (это был его дебют в «Зарядье»). Сложная, ритмически причудливая музыка явно апеллировала к турецкому фольклору, удачно сочетаемому с симфонизмом прошлого века; было интересно, но непросто. На контрасте с первым произведением фантазия Франца Ваксмана на темы из оперы Бизе «Кармен» выглядела, пожалуй, легковесной. Но дирижёр удачно справился с обоими задачами: и прихотливая турецкая музыка, и знакомые мелодии Бизе (хоть и в версии Ваксмана) звучали ярко, но не вызывающе. Вообще говоря, в манере дирижировать Стравинский умело сочетает благородную академичность с эмоциональностью, не давая ни одному из компонентов взять верх. И это сыграло ключевую роль во втором отделении, когда зазвучала музыка Яна Сибелиуса. Четыре симфонические легенды «Лемминкяйнен», написанные великим финном по мотивам народного эпоса «Калевала» — визитная карточка композитора, произведение, принесшее ему известность и славу, и БСО со Стравинским исполнили их с блеском. Пятилетний опыт работы в Карелии явно сказался на отношениях Стравинского с этой музыкой: казалось, неуемный дух героя Лемминкяйнена незримо веял в зале; аплодисменты слушателей были заслуженно щедры и совершенно искренни.
Увы, трансляция этого концерта не сохранилась в Сети, так что вам остается поверить мне на слово, а еще лучше — следите за афишами: Мариус Стравинский часто выступает в России; попав на его концерты, вы не пожалеете об этом, как не пожалел и я.
И, чтобы ближе познакомить читателей с героем этой заметки, напоследок хочу показать недлинное его интервью, записанное как раз в Петрозаводске. Смею заметить, как человек он ничуть не менее интересен себя же в дирижерской ипостаси.