©/℗ 2023 Columbia/Apple Original
Жанр: историческая мелодрама
Сценарист: Дэвид Скарпа
Режиссер: Ридли Скотт
Оператор: Дариуш Вольски
Композитор: Мартин Фиппс
В ролях: Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Тахар Рахим, Руперт Эверетт, Марк Боннар, Пол Рис, Бен Майлз, Риана Дьюс, Людивин Санье, Эдуар Филиппонна
Что. Так и тянет написать, что это очередной байопик о французском диктаторе, но на самом деле это не так. Многочисленные критики фильма, видимо, этого не поняли, отсюда — и не самый высокий рейтинг картины. Вспоминаю, как резко скептически встретила советская академическая историческая среда «Андрея Рублева» Андрея Тарковского. И что? Фильм вошел в историю, а о тех, кто его ругал, сейчас никто не вспоминает.
Не стал бы также утверждать, что последнее творение Ридли Скотта посвящено исключительно отношениям Наполеона и Жозефины. Да, это одна из важнейших линий в фильме, но, на мой взгляд, не самая главная.
Режиссер попытался понять личность своего героя — что им двигало, каким человеком он был и, наконец, почему его жизнь закончилась так бесславно. Разобравшись, он передает нам это знание сугубо кинематографическими средствами — не дидактически, а эмоционально и пластически. И за одно лишь достоен аплодисментов. Вот только не все понимают этот язык. Многим проще анализировать слова и сюжет. Отсюда вал глупых и наивных рецензий. Не зря А. С. Пушкин настаивал: «Драматического писателя надо судить по законам, им самим над собою признанным». (Из письма А. А. Бестужеву, 1825 г.).
Ридли Скотт вовсе не является авангардистом — он работает по общепризнанным канонам, а потому доступен для массового восприятия — надо лишь понимать (или хотя бы догадываться), что такое искусство кино. Естественно, даже такой знаменитый художник и мастер не может быть абсолютно свободным и вынужден учитывать правила игры, установленные современным обществом. Я про политкорректность и «культуру отмены». В плоти фильма глубоко пропечатались следы оков, которые не давали автору высказаться абсолютно свободно. Как ни странно, но события 200-летней давности требуют в отражении не меньшего конформизма, чем реалии наших дней.
«Наполеон» не просто так вышел именно сейчас. Образ великого корсиканца в интерпретации Ридли Скотта — горький упрек в адрес современных мировых лидеров, особенно европейских. Слабых, нерешительных, пугливых, легко идущих на преступные компромиссы ради своего благополучия. Но зато обладающих прекрасными манерами, чего так не хватало Наполеону в глазах тогдашней аристократии. Но автору фильма наплевать на манеры, свои приоритеты он выразил в слогане: «Он пришел из ниоткуда, но завоевал все». Кто был ничем, тот стал всем. Пусть и ненадолго.
Кто. Надеюсь, не надо в очередной раз рассказывать, кто такой Ридли Скотт? Относительно недавно мы писали о предыдущем его фильме «Последняя дуэль». Кстати, роль Жозефины была предложена Джоди Комер, но нам повезло: она отказалась, поскольку была занята своим моноспектаклем. Хотя, может быть, это была вежливая отмазка — Джоди очень умная девушка и, вероятно, догадалась, что это не ее роль. В итоге мы получили совершенно потрясающую Жозефину в исполнении Ванессы Кирби. В последнее время она снимается в основном в блокбастерах — это полезно для карьеры, но вряд ли интересно с точки зрения творчества. А между тем у нее в бэкграунде фильм «Трамвай желание» по пьесе Теннеси Уильямса, она серьезная театральная актриса. Благодаря ее игре, мы можем легко понять привязанность Наполеона — это настоящая роковая женщина, которая делает с мужчинами, что хочет и во многом определяет их судьбу. Впрочем, Наполеон вообще был зависим от женщин, особенно от своей матери. Только с матерью развестись он не мог, а с Жозефиной развелся. После чего у него все и пошло наперекосяк…
Выбор Хоакина Феникса на роль Наполеона обусловлен не только внешней схожестью с историческим персонажем (впрочем, весьма условной), но и тем, что он один из немногих актеров, способных адекватно выразить затейливый замысел режиссера. Что тоже многие критики не поняли. Сдержанный, какой-то простой и внешне заурядный. Закадровый голос говорит об его амбициозности, но внешне она никак не проявляется… Совсем не похож на героя и диктатора, поставившего на уши всю Европу. Хотя оказался способным на достаточно эффектные жесты — во время коронации, например, когда сам водрузил на себя корону. Режиссер вынуждает нас самостоятельно разгадывать внутренний характер героя, давая лишь едва заметные подсказки. Ведь люди часто оказываются совсем не теми, кем они поначалу кажутся.
Оператор — Дариуш Вольски, снявший множество блокбастеров («Пираты Карибского моря», «Ворон», «Марсианин», «Чужой», «Алиса в стране чудес»), сериал «Воспитанные волками». Много работал с Ридли Скоттом, в частности, на «Последней дуэли».
Композитор — Мартин Фиппс, написавший музыку ко множеству сериалов («Черное зеркало», «Острые козырьки» и т.д.). Мастер своего дела, что проявилось отчасти и в том, что музыка выполняет свою роль, не перетягивая на себя одеяло.
Как. Если воспринимать фильм рационально, как иллюстрацию к событиям из учебника истории, это потраченное впустую время. Как некую психологическую задачу — уже значительно интереснее. И только сопереживание героям делает просмотр по-настоящему увлекательным. Увы, чтобы увидеть красоту окружающего мира, необходимо обладать эмоциональным «зрением».
Ниже — ссылки на трейлеры, последний — дублированный. Сравните с оригинальным и решите для себя, не лучше ли помучаться с субтитрами, чем слушать малохудожественную самодеятельность.