Выпуск «чистого» цифроаналогового конвертора Ferrum Audio — событие ожидаемое, но от этого не менее значимое. Отказавшись от секции усилителя для наушников, польские инженеры сосредоточились на совершенствовании процесса преобразования и внедрения в аппарат поистине инновационных решений. Так что Wandla — вовсе не ERCO без выходов на головные телефоны, а продвинутое современное устройство, созданное с нуля.
Слушаем с качественным ламповым усилением и делаем выводы.
ПРОСТРАНСТВО ИЗ НУЛЕЙ И ЕДИНИЦ
Даже если сравнить технические параметры моделей Erco и Wandla, можно понять, насколько далеко продвинулись разработчики в области цифровой схемотехники. Гораздо меньший уровень искажений и шумов, более высокое поддерживаемое разрешение звуковых файлов достигнуто не только за счёт применения обновлённой элементной базы, но и благодаря построению совершенно новой внутренней архитектуры.
Горячее Serce
На разработку Wandla ушло больше запланированного времени, и на рынок он вышел с годичным опозданием. Дополнительное время потребовалось на отладку новой управляющей платформы, которая получила название Serce (сердце по-польски). «Сердцем» является 2-ядерный ARM-процессор, который отвечает за функционал, выполняемый в обычных ЦАПах пятью раздельными чипами. При этом путь сигнала к конвертору от интерфейсов USB-С, HDMI ARC, HDMI для I2S, AES/EBU, а также коаксиального и оптических портов был значительно сокращен, что положительно сказалось на качестве звучания. Эта платформа также позволила совместно с разработчиками HQ Player создать собственную систему динамических цифровых фильтров (DFF) и добавить два фирменных профиля к тем трём, что стандартно предоставляет применяемый конвертер ES9038Pro. В соответствии с пожеланиями пользователей Ferrum Audio обещает со временем добавить ещё несколько кастомных вариантов. Имеющиеся сейчас фильтры обозначены так: HQ Gauss, HQ Apod, ESS Lin-Ph, ESS Min-Ph, ESS Apod.
Замечу, что ES9038Pro чип хотя и не самый новый, но до сих пор считается одним из лучших у ESS Technology. У него не только высокие технические параметры (динамический диапазон до 140 дБ и уровень искажений 0,00008%), но и «аналоговый» характер звучания, что не раз отмечалось различными экспертами. Правда, производитель предупреждает, что параметры конвертера во многом зависят от качества его обвязки и, как мы увидим чуть ниже, специалисты Ferrum Audio в этом отношении сделали всё возможное.
«Сердцем» является 2-ядерный ARM-процессор, который отвечает за функционал, выполняемый в обычных ЦАПах пятью раздельными чипами.
Wandla поддерживает PCM 32/768, DSD512, DoP256 и MQA и может использоваться как предварительный усилитель, поскольку имеет линейный вход на RCA и два варианта выхода — на RCA и XLR. Топология звукового тракта полностью балансная.
Гнезда для сетевого кабеля 220 В у конвертора нет, он может получать питание 24 вольта либо от штатного внешнего источника питания SMPS, или, что намного лучше, от продвинутого гибридного блока Hypsos, который был специально разработан для использования с «настольными» компонентами OOR, ERCO и Wandla. Для подключения Hypsos предусмотрено 4-контактное гнездо постоянного тока Ferrum Power Link.
Все перечисленные выше устройства выполнены в едином дизайне и форм-факторе, но Wandla отличается большим размером дисплея, который, будучи сенсорным, наряду с инфракрасным пультом, является средством управления. Кроме него, подсвечиваемого логотипа (яркость автоматически подстраивается под окружающее освещение, можно отключить совсем), окошка ИК-приёмника и внушительной ручки регулятора выходного уровня на лицевой панели ничего нет. И в этом тоже проявляется мастерство разработчиков, сделавших комфортным и интуитивно понятным общение со сложным техническим устройством. Например, запас громкости можно оценить по длинной горизонтальной полосе на дисплее, а все настройки режимы доступны через наглядные экранные меню.
В верхней крышке имеется масса вентиляционных отверстий, поэтому на конвертер ничего сверху лучше не ставить, чтобы не препятствовать конвекции.
Несмотря на то, что Wandla питается от внешних источников, почти четверть площади материнской платы приходится на вторичную фильтрацию, очистку от помех и стабилизацию напряжений с разделением шин для различных узлов конвертера.
Платформа Serce с процессором ARM собрана на отдельной плате, которая крепится над основной. Не ней же — два фемтосекундных тактовых генератора и чип Burr Brown, обслуживающий входы S/PDIF.
И в этом тоже проявляется мастерство разработчиков, сделавших комфортным и интуитивно понятным общение со сложным техническим устройством.
В передней части справа установлен тактовый генератор на 100 МГц, а рядом — собственно флагманского ЦАП от ESS — ES 9038 PRO. Чип этот восьмиканальный, его токовые выходы соединены по два в параллель для получения балансного сигнала. Для преобразования тока в напряжение специалистами Ferrum Audio был разработан составной гибридный каскад, состоящий из двух одинарных операционных усилителей. Параллельное соединение выходов ЦАПа позволяет снизить номиналы резисторов в цепи обратной связи и тем самым уменьшить искажения и шумы.
В выходных аналоговых буферах для всех четырех каналов также используются одиночные ОУ с усилением по току дискретными транзисторами. Реле AXICOM отключают линейные выходы при переходных процессах в схеме конвертора.
Бодрость духа, грация и пластика
В тестовой системе Wandla со штатным импульсным источником питания подключался по USB к сетевому проигрывателю Aurender N150, а выходной сигнал подавался на интегральный усилитель Fezz Audio Tinania EVO с КТ88 на выходе. Акустические системы — новые напольные Martin Logan XT F100 с ленточными твитерами.
Сразу же отмечу эргономику — выше уже упоминал её, но в работе и при изучении различных режимов мастерство программистов можно было оценить в полной мере. Уверен, затруднений с общением не возникнет даже у тех, кто совсем далёк от техники.
Wandla чётко показывает отличия в их звучании на разных треках. Где-то больше «серебра», где-то меньше, где-то металл прописан, так, что чувствуется его масса, а где-то — лишь в виде лёгкого облачка.
При прослушивании первым делом обратил внимание на верхний диапазон — некоторые ЦАПы с конвертерами от ESS не дружат с ленточными твитерами, но в нашем случае — никакой агрессии даже на горячих фонограммах с ярко записанными тарелками. Более того, Wandla чётко показывает отличия в их звучании на разных треках. Где-то больше «серебра», где-то меньше, где-то металл прописан, так, что чувствуется его масса, а где-то — лишь в виде лёгкого облачка. На записи Анне-Софи Муттер «Violin Concerto in A Minor» Бетховена по тембрам чётко разделены медные духовые, ударные и обертоны струнных, и такое разрешение по верху — большая редкость даже для очень дорогих ЦАПов.
Любопытно, что ES 9038 PRO также используется и в конвертере Mytek Manhattan DAC II, который мы слушали четыре года назад, но не припомню, чтобы настолько информативным казался верхний регистр. Отмечу и общую прозрачность звучания, без малейших признаков типичных цифровых артефактов — потери живости и теплоты в нижней и верхней середине. Информации здесь много, но она слух не перегружает, поэтому слушать комфортно и интересно. Даже в такой примитивной музыке, как Duft Punk, проявляется богатство тембров — слышно, что у некоторых синтезированных звуков очень широкий частотный спектр.
И отмеченная у «Манхэттена» музыкальная пластичность, безусловно, прослеживается и в звучании Wandla.
Он позволяет шести НЧ-драйверам не просто воспроизводить бас, а именно артикулировать его, т.е. разделять на отдельные ноты, из которых складывается общий рисунок.
Характер нижней полосы в большей степени определяется акустическими системами, но вклад ЦАПа тоже достаточно существенен. Он позволяет шести НЧ-драйверам не просто воспроизводить бас, а именно артикулировать его, т.е. разделять на отдельные ноты, из которых складывается общий рисунок. Amon Amarth, «War of the Gods» — насколько мощно и убедительно, настолько же и по-аудиофильски — с фантастической пространственной картиной и разборчивостью в предельно загруженной нижней полосе.
Чтобы послушать, как меняют характер звучания цифровые фильтры, мы подключили Wandla к «ушному» усилителю Fezz Audio Omega Luppi EVO, а к нему — наушники Audeze LCD-5. Традиционно смена фильтров влияла исключительно на ощущение пространства — на HQ Apod оно раздавалось шире и субъективно выходило за пределы наушников, а фильтр ESS Min-Ph заметно обогащал звучание длинными послезвучиями. Главное, что под любой жанр и любой источник (для CD и хайрезов обязательно нужны разные фильтры) можно подобрать оптимальный вариант, а это совсем не лишнее дополнение ко всему отмеченному выше.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Aurender N150
- Интегральный усилитель Fezz Audio Tinania EVO
- Акустические системы Martin Logan Motion XT F100
- Сетевой распределитель Mudra Akustik LS
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros RCA
- USB A-C Audioquest Carbon
- акустические Hi-Fidelity
- сетевые Mudra Akustik
Ferrum Audio Wandla
Производитель: HEM Sp. Z o.o. (Польша)
ferrumaudio.ru/product/wandla
Усиление балансное/небалансное: || Аналоговые входы: 2 х RCA || Входы питания: DС 2,5 мм, 4-контактный FPL || Аналоговые выходы: RCA и XLR линейные || Цифровые входы: USB-C (MQA, до PCM 32/768, DSD512, DoP256); Coax (MQA, до PCM 24/192, DoP64); TosLink (MQA, до PCM 24/96, DoP64, HDMI ARC, HDMI I2S, AES/EBU || ЦАП: ESS Sabre ES9038PRO|| Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 200 кГц (±0,1 дБ) || || THD/Шум: 0,00009%/-115 дБ || Динамический диапазон аналог/цифра: 130/120 дБ || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходное сопротивление: RCA/XLR: 22/44 Ом || Потребляемая мощность без сигнала: 10 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 217 x 50 x 206 мм || Масса: 1,8 кг || Цена: 430 000 руб.
Редакция благодарит салон AVComfort за помощь в организации прослушивания