Вы же помните фильм «Братья Блюз»? Ну да, тот самый великий киномюзикл 1980 года, снятый Джоном Лэндисом? Тот, где в эпизодах снимались Стивен Спилберг и Твигги? Тот, в котором играл великий джазовый тенор 1930-х Кэб Кэллоуэй и слепой гений соула Рэй Чарлз? Тот, который на супердлинных видеокассетах дописывали «Беспечного ездока»? Ну конечно же. помните! Но вы наверняка не знаете, каким было начало этой истории, не знаете, как два стендапера искренне увлеклись музыкой Мемфиса и Чикаго, как они собрали один из самых уникальных составов в истории музыки прошлого века!
Не знаете — ну так я сейчас расскажу.
Все началось с обычного скетча в популярной телепрограмме Saturday Night Live. D 1976 году актеры Джон Белуши и Дэн Эйкройд под аккомпанемент студийного состава во главе с Говардом Шором (будущим знаменитым кинокомпозитором) исполнили старинный блюз I’m a King Bee, одетые в костюмы пчел (Белуши пел, а Эйкройд играл на губной гармонике). Со временем их экскурсы в ранний блюз и соул в рамках программы стали повторяться, а когда Эйкройд открыл свой бар Holland Tunnel Blues, туда стали захаживать не только телевизионные деятели и актеры, но и музыканты: на маленькой сцене всегда лежали инструменты, которые можно было сходу пустить в дело. Именно там Джон Белуши полюбил блюз (до этого он слушал только хард-рок), именно там Эйкройд начал придумывать сюжет, который превратится в знаменитый фильм — и именно там, после одного из джемов, Говард Шор предложил друзьям название «Братья Блюз». Так начиналась история легендарного состава.
Когда в 1978-м комик (в будущем знаменитый киноактер) Стив Мартин собрался выступить в лос-анджелесском Universal Amphiteatre, он позвал Дэна и Джона выступить перед его шоу. Но у них еще не было группы! В состав тогда вошли пианист и аранжировщик Пол Шаффер, участник студийной группы Saturday Night Live саксофонист Лу «Блю» Марини и тромбонист Том Мэлоун (игравшие до того в Blood, Sweat and Tears), гитарист Стив «Полковник» Кроппер и басист Дональд «Дак» Данн из Booker T. игравший у Хаулин Вулфа, а за барабаны сел Стив Джордан, будущий партнер Кита Ричардса и преемник Чарли Уоттса в Rolling Stones. «Мерфи играл с Джеймсом Коттоном, а Дак и Стив играли на всех пластинках лейбла Stax/Volt. Это было мощной силой, в которой слилось все лучшее из Чикаго и Мемфиса. Эти парни добавили легитимности нашему предприятию», — говорил позже Дэн Эйкройд.
Воодушевленные успехом, Джон и Дэн решили записать во время концерта альбом несмотря на то, что некоторые музыкальные издания обвинили их в «пародировании классики блюза». «Мы с Даком прочитали это и сказали: «Что? Мы участвуем в издевательстве над нашей музыкой?!». Пришлось дать несколько интервью и дать всем понять, насколько парни серьезны. Дэн усердно учился играть на губной гармошке еще в Канаде, а Джон был рок-н-ролльным барабанщиком задолго до того, как стал известен как комик», — говорил Кроппер. Поначалу они хотели играть только классику блюза — песни Джуниора Уэллса и Биг Джо Тернера, но это звучало несколько тяжеловато. «На репетициях в Нью-Йорке», — рассказывал Кроппер, — «я опоздал. Дак сказал мне: «Мы записываем много хорошего материала, но все это блюз — ничего коммерческого». И тогда мне пришла в голову идея. я отозвал Джона и Дэна в сторонку и предложил: «Ребята, а если сыграть что-нибудь, под что вы сами могли бы потанцевать?». «Как что?», — спросил Дэн. «Как Сэм и Дэйв»! У них были отличные пластинки, но они были известны еще и как танцоры». Так в репертуаре братьев Блюз появился трек Soul Man.
Мало кто знает, но поначалу лейбл Atlantic, выпустивший дебютный альбом группы Briefcase Full Of Blues, предложил Дэну и Джону половину гонораров за авторство песен, посчитав, что в версиях группы песни Флойда Диксона, Айзека Хейса и других звучат совсем по-новому. «Мы с Джоном отказались, что было довольно необычно в то время», — рассказывал Эйкройд. «Все гонорары за публикацию достались оригинальным авторам». Внезапно старые блюзмены и соул-артисты получили самые большие гонорары за всю их карьеру, и это только усилило чувство товарищества «Братьев Блюз» со всей старой школой.
Альбом имел огромный успех (он достиг первого места в хит-параде журнала Billboard и стал дважды платиновым), а старые заметки Эйкройда, включенные в аннотацию к диску, легли в основу сценария того самого фильма. Увы, в 1982-м Белуши погиб в результате случайной передозировки запрещенными веществами, но «Братья Блюз» на этом не закончились; Эйкройд и музыканты много выступали вместе с братом Джона — Джеймсом и еще одним знаменитым комиком, Джоном Гудманом. На излете 1990-х в одном из их концертов принял участие известный московский музыкант Сергей Воронов, а в 1998-м вышел сиквел фильма — «Братья Блюз 2000».
Но это уже совсем другая история.