Обычно новейшие технологические разработки реализуются в первую очередь в технике самого высокого класса, а в средний и бюджетный сегмент они «снисходят» позже. Но именно в массовой аппаратуре влияние прогресса особенно заметно. В наибольшей степени это касается проекционного оборудования, которое совершило за последние годы гигантский рывок вперед. Инновации здесь проявляют себя необыкновенно ярко и отчетливо, причем буквально.
РАБОТА ДЛЯ БЕЛЫХ
На удивление быстрое развитие проекционных технологий объясняется просто: сфера их применения необыкновенно широка, поскольку охватывает бытовой (домашнее кино), деловой (бизнес-презентации) и профессиональные сегменты (коммерческие кинотеатры, образование, светотехнические шоу и т.д.). Повсюду применяются, в сущности, одни и те же технологии — по-разному масштабированные, со своими специфическими особенностями, но общие. К примеру, когда лазерные источники света стали массово доступными, они начали широко использоваться везде. Понятно, что внедрение происходит не равномерно и единовременно: обычно новые технологии появляются сначала в профессиональной или деловой сфере, а потом переходят в домашнюю. Скажем, ультракороткофокусные проекторы изначально были наиболее востребованы в образовании и бизнесе, но по мере совершенствования стали все больше внедряться в домашний обиход, заменяя традиционные телевизоры. Даже возник новый вид дисплея — лазерный ТВ. Был бы спрос, а технологии найдутся.
По аппаратуре всегда видно, кто ее изготовил — современное высокотехнологичное предприятие или гараж в подворотне.
Видеопроектор Diello DL-LW480UST формально не предназначен для домашнего кино, хотя и может стать удачной заменой телевизору. Кроме того, эта модель отражает современный уровень развития проекционных технологий.
Что в имени тебе моем?
Информация о бренде Diello и его продукции представлена только в российском сегменте Интернета, в частности, на сайте его официального поставщика. Тем не менее, известно, что предприятие, которое производит проекторы под этой маркой, было создано в Шэньчжэне в 1992 году, а численность его сотрудников составляет сейчас порядка 600 человек, производственные площади — 22000 м2. Вероятнее всего, эта фабрика выпускает проекционную технику и под другими брендами — обычная практика для китайской промышленности. Более того, нередко бывает, что под раскрученными шильдиками скрывается продукция таких же «скромных» предприятий, которые не гонятся за славой. По большому счету, нас не особо интересует, кто именно разработал и произвел проектор — это важно, если нет возможности оценить технику в работе. А у нас такая возможность есть. Поверьте, по аппаратуре всегда видно, кто ее изготовил — современное высокотехнологичное предприятие или гараж. А класс разработчиков — в том, насколько аппарат соответствует своим задачам. Специализация в проекционном оборудовании четко обозначена в отличие, скажем, от аудиотехники, где универсальность, то есть способность хорошо отыгрывать любые музыкальные жанры — неотъемлемое качество по-настоящему достойной аппаратуры. От проекторов такое не требуется, их специализация проявляется не в способности одинаково хорошо показывать любой видеоматериал, а в приспособленности к определенным условиям просмотра.
Неминуемая близость
Дело не только и не столько в уровне освещения — сделать проектор, который будет одинаково хорошо показывать в светлых и совершенно темных помещениях не так уж сложно. Нужно другое. Наш герой относится к тем проекторам, которые позволяют находиться в непосредственной близости от экрана. С кинотеатральным аппаратом этот номер не пройдет. Такая возможность востребована в образовании, в бизнесе, особенно в небольших переговорных, в разного рода музейных и выставочных инсталляциях, в общем везде, где зритель не обездвижен в кресле, а свободно перемещается в пространстве и даже может подходить вплотную к экрану, чтобы рассмотреть какую-то заинтересовавшую его деталь.
Наш герой относится к тем проекторам, которые позволяют находится в непосредственной близости от экрана.
Эта потребность была осознанна давно, другое дело, что уровень развития технологий позволил удовлетворить ее с высоким качеством относительно недавно. Буду откровенен: первые ультракороткофокусные проекторы воспринимались, скорее, как «цирковой аттракцион», чем рабочий инструмент: они удивляли возможностью установки вблизи от экрана, но качество создаваемого ими изображения было очень далеким от оптимального. Особенно, если находишься рядом с экраном — все недостатки изображения были особенно заметны. Со временем технологии совершенствовались, такие проекторы становились все лучше, но полностью преодолеть чисто физические ограничения ультракороткофокусной оптики, да еще обремененной системой зеркал, так и не смогли. Откровенно говоря, уже не ждал от аппаратов этого типа ничего выдающегося. Эксклюзивные проекторы типа Sony VPL-GTZ1 только укрепляли пессимизм: да, его разработчикам удалось получить весьма высокое качество изображения, но какой ценой… Обычные длиннофокусные аппараты стоимостью на порядок меньше показывали заметно лучше.
Не рассчитывал ни на какие открытия и когда отправлялся смотреть Diello DL-LW480UST. Возможно, потому и был удивлен.
Смотри в середину
Этот проектор — типичная «золотая середина» — не особо компактный, не очень яркий, с относительно невысоким разрешением изображения… Его «фишка» — не в отдельных характеристиках, а в сочетании качеств и свойств. Именно такая техника максимально востребована сферой образования и бизнес-презентаций — там не нужны рекордсмены, там требуются рабочие лошадки, выносливые и неприхотливые. А здесь их целый «табун»: DL-LW480UST входит в серию Cavo, где пять моделей. Отличаются они разрешением матриц и световым потоком, причем в небольших пределах — это дает возможность сделать предельно точный выбор. Хотя все модели серии достаточно универсальны. Наш герой — и здесь в самой середине.
Все модели серии выпускаются исключительно в белом цвете — это не дизайнерский каприз, а указание на сферу применения.
Все модели серии выпускаются исключительно в белом цвете — это не дизайнерский каприз, а указание на сферу применения: эти проекторы должны работать в освещенных помещениях со светлыми стенами, поэтому белый корпус позволит им не «отсвечивать», то есть не выделяться и не привлекать к себе внимание.
То, что аппарат оснащен лазерным источником света, уже не удивляет — сейчас это норма. Хотя лампы тоже не стоят на месте, и их ресурс заметно увеличен, но до 20000 часов в стандартном режиме и 30000 часов в экономичном им далеко. Скептики могут заметить, что лампы можно менять, а лазеры нет (точнее можно, но это очень дорого, поэтому разумнее заметить проектор). Но лампу необходимо заменять обязательно, иначе она может взорваться и повредить проектор, а лазер будет сработать и после выработки ресурса, только снизится яркость.
Проекционная технология у всех моделей Cavo — 3LCD, здесь за последние годы достигнут немалый прогресс. Главное усовершенствование — технология MLA (Micro Lens Array). Похожее решение сейчас является писком технологической моды в сфере телевизионных панелей, а в 3LCD-проекторах она уже стала повседневной реальностью. Ее положительное влияние огромно: микролинзы распределяют лучи света по всей площади жидких кристаллов и за счет этого увеличивают эффективность системы и световой поток проектора. Также они уменьшают ширину промежутков между отдельными кристаллами и делают пиксельную сетку менее заметной. В этом убедился сразу после включения проектора: картинка была на удивление гладкой и однородной, даже засомневался, та ли эта модель, которую собирался смотреть. Да, та, с разрешением WXGA (1280 x 800), а отнюдь не Full HD, как мне показалось по четкости картинки.
Микролинзы распределяют лучи света по всей площади жидких кристаллов и за счет этого увеличивают эффективность системы и световой поток проектора.
Просмотр был организован в условиях, максимально приближенным к реальным — в небольшой переговорной комнате с площадью порядка 12 м2. Проектор стоял на низкой передвижной тумбе, установленной в непосредственной близости перед жестким экраном. Поскольку объектив у DL-LW480UST имеет фиксированное фокусное расстояние, размер изображения можно менять, передвигая тумбу с проектором. К примеру, чтобы получить картинку с диагональю 120”, необходимо отодвинуть проектор от экрана на 17,4 см, что будет соответствовать расстоянию между экраном и объективом в 60 см. Если придвинуть аппарат вплотную к стене, диагональ изображения составит 80”. Естественно, после каждого передвижения необходимо корректировать фокус — делается это двумя ручками на боковой панели аппарата рядом с блоком разъемов. Одна из них обеспечивает фокусировку по центру изображения, вторая — по краям. Оптическая система у проектора более сложная, чем у моделей с нормальной оптикой, где наводка на резкость осуществляется единственным кольцом. Такая система позволяет менять угол наклона проектора относительно экрана для позиционирования изображения по вертикали — делается это с помощью винтовых ножек. А вот ультракороткофокусные проекторы, у которых имеется лишь одна регулировка по всей площади экрана, так сделать не позволят: придется выставлять их строго горизонтально, иначе равномерную четкость не получить.
Экзамен по геометрии
Ультракороткофокусная оптика неизбежно вносит геометрические искажения в изображения. В фотографии это используется как художественный прием, а в проекционной технике от них приходится избавляться. Проще (и дешевле) это делать в цифровом тракте. А поскольку первые сверхширокоугольные проекторы оснащались не очень мощными процессорами, качество коррекции было посредственным. Точнее, правильная геометрия достигалась ценой заметного ухудшения качества изображения. Но технологии обработки видео с тех пор ушли далеко вперед, и проблемы с геометрией успешно решены.
Цветопередача изначально точна и не требует коррекции — если проекция осуществляется на стандартную белую поверхность.
У нашего героя с этим полный порядок: компенсируются не только трапецеидальные искажения, вызванные отклонением оптической оси проектора от перпендикуляра к экрану, но также аберрации, вызванные несовершенством оптики. Для каких-то особых случае предусмотрена возможность исправления сложных искажений по специальной сетке. Естественно, все эти операции требуют определенного времени, но сделать это требуется всего один раз — при условии, что аппарат установлен стационарно. К тому же этим обычно занимаются специально обученные люди на зарплате.
На самом деле с Diello DL-LW480UST может легко управляться любой офисный обитатель. Кроме исправления геометрии, может потребоваться лишь коррекция яркости, которую можно осуществить в видеотракте, либо изменив мощность лазера. Второй способ более правильный, поскольку позволяет не только убрать излишек светового потока, но и сэкономить электроэнергию.
Цветопередача изначально точна и не требует коррекции — если проекция осуществляется на стандартную белую поверхность. Для использования в роли экрана школьной доски (зеленого цвета) есть специальный пресет. Стена любого другого цвета тоже подойдет, только настройка будет чуть более долгой. Настройка гаммы изображения не предусмотрена, вернее, она «зашита» в готовые пресеты. И это правильно.
В роли источника удобнее всего использовать компьютер-ноутбук с подключением по HDMI — в этом случае проектор настраивается автоматически. А если в настройках активирована функция обнаружения входного сигнала, даже вход переключать не придется.
В роли источника удобнее всего использовать компьютер-ноутбук с подключением по HDMI — в этом случае проектор настраивается автоматически.
Графический интерфейс пользователя — такой же, как у модели Diello EL-C555U, с которой мы познакомились осенью прошлого года. Разобраться с ним легко сможет любой — даже при первом знакомстве. Русский язык в меню есть, причем вполне адекватный. И руководство пользователя на русском — тоже. К слову сказать, это признак серьезного производителя, который ориентирован на мировой рынок.
От графики до кинематографии
В модели DL-LW480UST технология 3LCD показала свои преимущества перед DLP во всей красе. Имею в виду высокую цветовую яркость, которая проявляется в насыщенности и сочности цветов. Давно в прошлом осталась и проблема со случавшимся у отдельных 3LCD-аппаратов разбалансом матриц по контрастности — она проявлялась в «подкраске», от которой невозможно было избавиться. Сейчас 3LCD-проекторы ничуть не уступают DLP-моделям по точности цветопередачи, а кое в чем их и превосходят. Имею в виду пресловутый «эффект радуги» — у лазерных проекторов он менее заметен, чем у ламповых, но все еще иногда дает о себе знать. Особенно на графике и текстах, которые часто проецируются в офисной практике.
Убедившись по-быстрому, что DL-LW480UST отлично справляется с презентационными материалами, графиками и таблицами, перешел к самому сложному — кинопоказу. Обычно с офисными проекторами это приводит к закономерному результату — убеждаюсь, что они для демонстрации кино не годятся. Но именно здесь DL-LW480UST удивил: смотреть на нем не очень сложные по изображению фильмы, где не преобладают темные сцены, было приятно и увлекательно. А уж какие-нибудь ролики с YouTube — и подавно. Тем более, что для них вполне хватает встроенного звукового тракта проектора с мощностью аж 16 Вт.
Конечно, в схожий бюджет можно уложить и специализированный проектор для домашнего кино. Вот только световой поток у него будет в пределах 3000 лм, если не меньше, что потребует, как минимум, наличия плотных штор на окнах. А DL-LW480UST можно смотреть с тюлевыми занавесками, при условии, конечно, что комната не находится на солнечной стороне. Так что про DL-LW480UST можно образно сказать, что это «гармонически развитая личность»: и работник он хоть куда, и в свободное время скучать не даст.
Diello DL-LU480UST
Производитель: Diello (Китай)
Технология: 3LCD c MLA || Матрицы: 3 x 0,64” || Физическое разрешение матрицы: WXGA (1280 x 800) || Световой поток: 4800 ANSI лм || Источник света: лазерный || Ресурс источника света (в нормальном/эко режиме), ч: 20000/30000 || Объектив: F1.7/f 2.94 мм || Проекционное соотношение: 0,235:1 || Контрастность (динамическая): 5000000:1 || Режимы изображения: Dynamic, Standard, Cinema, Colorboard, sim-DICOM || Диагональ изображения: 80-120” || Однородность изображения: 80% || Управление оптикой (фокус): ручное || Коррекция трапеции: по вертикали ±5°, по горизонтали ±5°, коррекция подушкообразного и бочкообразного искажений, по 6 точкам || Коммутация: VGA, 2 х HDMI 1.4b, USB-A, USB-B, LAN, аудио 3,5 мм || Звуковой тракт, Вт: 1 х 16 || Потребляемая мощность (Норм/Эко 1/Эко 2), Вт: 370/270/230 || Шум вентилятора (Норм/Эко 1/Эко 2), дБ: 37/30/27 || Интервал замены фильтра, ч: 8000 || Габариты, мм: 520 x 435 x 168 || Масса, кг: 11 || Цвет корпуса: белый || Ориентировочная цена, руб.: 292480