Кино по-прежнему остаётся для нас важнейшим из искусств, как показывает статистика продаж, интерес к домашним кинотеатрам не иссякает. А без видеопроектора, как известно, настоящего погружения в происходящее на экране не получится.
О том, что сейчас происходит на рынке проекторов, о технологиях и перспективах отрасли говорим с Алексеем Сокольским, известным специалистом из компании JVC.
ПРОЕКТОР — НЕ ИСТОЧНИК ЗАРАБОТКА
— Алексей, в прошлый раз мы встречались почти четыре года назад. Что произошло за это время в проекторной индустрии, каковы последние новости? Такое впечатление, что после раздела рынка на лазерные и ламповые модели всё остановилось.
Так оно и остановилось. Негативно сказалась пандемия, и не только на производстве, но и на разработке. Планы заметно сдвинулись, а продукт, запуск которого намечен на 2019-й год, но выпущенный в 2021-м, может оказаться неактуальным. Это делает процесс разработки более долгим и дорогим. Кроме того, локдаун в Китае привёл к тому, что, например, созданный инженерами новый чип мог пойти в производство только через полтора-два года. Вопрос: а нужен ли он будет к тому времени? Поэтому всё и замедлилось. У JVC в течение всей пандемии не было проблем с производством, но остро не хватало комплектующих. Мы производили всё, что было запланировано, но не в те сроки, которые изначально планировались. Поставки задерживались примерно на полгода и носили нерегулярный характер. Три-четыре месяца фабрика стояла из-за нехватки компонентов, а когда они приезжали, всё, что должно было быть произведено за полгода, производилось за два месяца. В итоге продукция отгружалась, но тоже с задержками.
— А что вы скажете про технологии — вроде бы будущее за лазерами, а одна из новых моделей JVC, DLA-NP5 — ламповая.
Это исключение, попытка сделать недорогой проектор с хорошей картинкой, поскольку серьёзный лазерный блок по-прежнему стоит дорого. У NP-5 полная база NZ7, но адаптированная под лампу с системой, позволяющей сохранять контрастность, яркость и цветовой баланс в течение всего срока службы.
Мы пытались сделать недорогой лазерный проектор, рассматривали варианты нескольких упрощённых лазерных блоков, но когда инженеры увидели, какую они дают картинку, отказались. При упрощении лазер теряет свои преимущества по сравнению с лампой.
— Если говорить о разрешении — насколько 8К актуально при крайне ограниченном количестве контента?
Разрешение 8К вполне актуально, поскольку индустрия движется по пути увеличения размера картинки. При диагоналях экрана до 100 дюймов разница между 4К и 8К не очевидна, а при 120 и 150 дюймах уже заметна.
— Насколько я помню, в проекторах JVC 8Ко достигается за счёт E-Shift. Что это за технология сдвига на полпикселя?
Вообще технология E-Shift по своей сути близка к 100-герцовой развёртке. Здесь тоже в развёртке 30 или 50 кадров добавляется кадр и ещё один пиксель, и развёртка уже получается 100 кадров в секунду. У нас сдвиг происходит по диагонали, при этом каждый пиксель 4К делится на четыре части, и в результате получается 8К, поскольку разрешение указывается не по матрице, а по картинке на экране. Плюс этой технологии в том, что она прекрасно адаптирована именно под кино, т.к. устраняются технологические зазоры между пикселями, и на экране получается аналоговая картинка, как на киноплёнке.
— Как сейчас обстоят дела на российском рынке проекторов?
Двояко. Во-первых, нужно понимать, что рынок сам по себе меняется, в т.ч. и каналы поставок, идеология… Не могу сказать, что текущая ситуация уж настолько плоха, в ней есть определённый позитив и драйв для развития. Но инсталляторы и дистрибьюторы должны понимать, что мир изменился, и те стимулы для развития, что работали раньше, больше не работают. Зато есть новые, и тот, кто сможет адаптироваться, будет успешен. В DIGIS товар доступен, он поставляется, более того, официально поддерживаются все гарантийные обязательства. Запчасти поставляются. Стоимость оптического блока NZ9, например, примерно 80% от стоимости проектора, так что если кто-то хочет купить эту модель без гарантии, рекомендую покупать сразу две — одну в качестве будущего донора. Да, на сером импорте можно сэкономить до 20% за счёт НДС, но потом потерять гораздо больше в случае поломки аппарата. Сейчас идут новые модели, с очень недешёвыми комплектующими, а со стороны ЕС есть чёткий запрет на поставку запчастей для проекторов, и оттуда ничего получить невозможно.
— И как эту проблему решает DIGIS?
У DIGIS есть специальные договорённости, которые широко озвучивать мы не можем, так что всё хорошо. А вообще вопрос с гарантийным обслуживанием стоит остро: даже если вы привезёте проектор на ремонт в Европу, не факт, что вы его потом оттуда увезёте. Но у нас с обслуживанием всё нормально.
— Вы упомянули новые стимулы для развития рынка. Каковы они?
Бизнес изменился полностью, и теперь проектор сам по себе не источник заработка, им должна быть компетенция инсталлятора. В Штатах или Европе сама коробка стоит не очень больших денег, но там дороги знания и опыт инженеров-установщиков. У нас же инсталлятора умного дома или домашнего кинотеатра тарифицировали как сантехника — 2500 руб. в час. Сейчас будут выживать компании, способные представить свои знания и опыт на практике, которые не купишь на рынке.
И я бы хотел обратить внимание на стиль продаж, на три момента, над которыми компаниям нужно работать. Во-первых, показывать свой потенциал как специалистов, как продавцов услуг. Коробка — лишь повод для предложения услуги, без неё их опыт никому не нужен. Раньше заработок инсталлятора шёл как раз с продажи коробок, а опыта они только набирались. Сейчас акцент сместился на интеллектуальную составляющую. В Штатах, например, неважно, у кого вы купите проектор, т.к. установщики зарабатывают на проекте, а не на технике. Это наш путь на ближайшие 10 — 15 лет.
Во-вторых, у нас проектор и кинозал — дорогое удовольствие, от миллиона рублей до четырёх. И сравните Hi-Fi салон, который предлагает подобные проекты, и автосалон с похожими ценами — это же небо и земля. Теснота, склад в первом случае и прекрасно организованное пространство с вышколенным персоналом во втором. И если главная задача салона отправить клиенту курьера с коробкой, то чем он отличается от продавцов с «Авито»?
Специально изучал спрос в России и должен сказать, что он не скупой, но очень прагматичный. Если клиент не видит, за что он должен платить, он платить не будет. Если салон не может конкурировать с «Авито» (а это сейчас реальная проблема), ему нужно задуматься, что он делает не так.
И, наконец, третье. Вот вы журналист, и ваше издание держится на плаву благодаря рекламе. Скажите, какой её процент приходится на продвижение товара в коробках?
— Почти 100%.
Вот. Нужна перестройка не только бизнеса, но и рекламы. Пока люди не вкладываются в своё развитие, их будут сравнивать с «Авито». А ведь инсталляторы у нас грамотные, опытные, способные развиваться и предлагать качественные услуги. Им привязываться к коробкам уже не нужно, хоте если говорить о проекторах, то инсталлятор может предложить проверенный и откалиброванный аппарат, готовый к установке. Плюс гарантию на обслуживание на пару лет. Тогда человек будет понимать, за что он платит деньги. Эра продажи коробок закончилась.
В 2012 году Польша пыталась подмять под себя рынок проекторов в России под предлогом, что мы не способны качественно обслуживать покупателей столь сложной техники и можем только коробки продавать. И мне стоило большого труда выпроводить их из России.
К тому же меняется и роль дистрибьютора: если раньше он специализировался, в основном, на логистике, то сейчас он должен становиться неким центром компетенции, обучения и помощи инсталляторам. В случае особо сложного техзадания установщик должен иметь возможность обратиться за помощью к тем, кто конкретную технику знает лучше.
— В России появляются всё новые и новые китайские проекторы — недорогие, с очень приличной картинкой. Такая конкуренция представляет опасность для JVC?
Сейчас мы вообще конкуренции не чувствуем, поскольку спрос на проекторы JVC превышает предложение. Кроме того, китайские модели хотя и очень неплохи, но технологический разрыв пока ещё слишком велик. А вот в самом Китае они номер один.
— Перенос производства в Китай не планируете, как Sony?
Руководство категорически против — есть опасность, что наши технологии будут скопированы. Оптический блок всегда производится в Японии, сборка некоторых моделей организована в Таиланде. JVC хранит свои секреты.
— Нет ли у JVC планов зайти в ультракороткофокусный сегмент?
Если честно, пока не знаю, сейчас всё слишком сильно изменилось. До пандемии у нас планировался выпуск УКФ проектора буквально через год, т.е. 2020-м. Тема была в разработке, я даже видел прототипы, но на какой она сейчас стадии, трудно сказать.
Но замечу, что тот хайп по поводу УКФ, что был ещё пару лет назад, потихоньку спадает и рост сегмента замедлился. Ситуация примерно, как с 3D — сначала спрос резко взлетел, потом так же резко упал и сейчас про 3D мало кто вспоминает.
— Алексей, что бы вы хотели посоветовать своим коллегам, работающим в России?
Мы оказались в тяжёлой ситуации, серьёзных вызовов и больших изменений. Рынок сократился, но люди-то остались и продолжают работать. При жёсткой конкуренции некоторые дилеры ведут себя не очень красиво, аргументируя непорядочность тем, что деньги не пахнут. На самом деле пахнут, и ещё как — многие теряют уважение и российских, и зарубежных партнёров. Если вы не заботитесь о своей репутации и никого не уважаете, значит и сами не достойны уважения. Одноразовые сделки кажутся более выгодными, но если всё же думать о будущем, строить отношения на доверии, бизнес будет гораздо успешнее. Сейчас на рынке ситуация такая, что взаимоуважение важнее сиюминутной прибыли, и это критично для выживания всех нас.
Комментарии [10]
Сергей
Про коробки так оно и есть когда я покупал акустику за 150 000₽ я спросил как звучит акустика за 1000 000₽ мне ответили вам что надо больше мяса?
АБ
Размышляя о словах про ценность кино в нынешнее время, усомнюсь в этой ценности. Причина простая, степень доступности . Так для себя называю это явление. Когда в юности было нормой ночью поехать в автобусе на другой конец города с магнитофоном в руке, чтобы переписать у друзей свежий диск Чикаго , потом блаженствовать , то сейчас музыка -нечто совершенно привычное, скучно-обыденное и в таком количестве, что приходится вспоминать, а чего бы я еще такого послушал, чего ещё не слышал.
То же самое с фильмами. Если в 90-е в эру видео все сходили с ума по свежим сериям любимых блокбастеров, то сейчас сильно задумаешься, что бы ты хотел увидеть , тем более. за деньги и в кинотеатре. Ярких событийных фильмов даже не по пальцам одной руки. Их вообще нет. Интернет свел ценность кино к ценности бутерброда. Не увидел в кинотеатре- не беда, скоро по ТВ покажут. И не раз. Ещё и надоест. Такие грустные мысли.
Николай ЕФРЕМОВ
Ценность кино в нынешнее время как раз в том, что оно позволяет отвлечься от повседневности. И есть масса хороших фильмов, которые по ТВ не покажут никогда.
АБ
Это так. Помню, когда запускался на ТВ проект НТВ, показывали огромное количество совершенно потрясающих фильмов, известных режиссеров, причем без купюр. Мюзиклы, комедии, мелодрамы…. И казалось, что так будет всегда. Но…..
АБ
А еще- хороший заголовок статьи: Проектор-не источник заработка.
Фраза перекликается с высказыванием Виктории Токаревой о том. что для нее писать книги — не источник заработка, это источник счастья.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
АБ, главная проблема кино, музыки, литературы, да и всей культуры — в том, что идет огромный поток коммерческого контента, в котром 90% — откровенное барахло. Вы наугад выхватываете что-то из этого потока, и чаще всего у вас руках оказывается что-то совершенно непотребное. После нескольких попыток вы себе говорите: «Ярких событийных фильмов даже не по пальцам одной руки. Их вообще нет». Вы ошибаетесь, они есть. Но ваши шансы найти их без помощи специалистов минимальны. Есть специальные люди, которые отсматривают огромное количество фильмов и прослушивают множество альбомов, — с их помощью можно найти что-то действительно достойное. Кто ищет, тот всегда найдет.
АБ
Тут я с вами искренне согласен. Есть роскошные фильмы. И недавно увидел по ТВ совершенно чудный трогательный фильм, о котором мне рассказывал друг и советовал его найти.
Назывался фильм Зеленая книга , реальная история из жизни джазового музыканта. По впечатлению от просмотра он для меня сравнится с «Полночь в Париже» Вуди Аллена или» Истина в вине » Отара Иоселиани.
Таких фильмов единицы. Сейчас подумал: а нужно ли, чтобы хорошего было слишком много, как той же музыки вокруг. И ответа пока не знаю.
Andre
«Сантехник с зарплатой 2500 рублей (ну грубо говоря округлим, 25 евро) в…ЧАС»??? По ходу, 13-го разряда сантехник… Ну может в Штатах сантехник и получает больше, в чем лично сам ОЧЕНЬ сильно сомневаюсь. Знаю только, что механик в Европе получает в среднем 13-15 евро в час (сам работаю на предприятии, принадлежащем американской компании, но с расположением в Европе, так что знаю, о чем говорю).
Николай ЕФРЕМОВ
Честно скажу, что не знаю, какая зарплата у сантехников в России. Скорее всего, очень разная, поскольку есть хрущовки, а есть квартиры с джакузи и умными унитазами.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Вообще-то зарплата у сантехников и прочих специалистов — не почасовая, а за конкретные операции. В реальности у квалифицированного мастера получается больше, чем 2500 за час. Поэтому лично я сантехнику чиню исключительно сам. А вот ремонт газовой колонки дешевле 5000 руб. мне ни разу не обходился, хотя времени уходило не больше часа. Услуги спецов, работающих в загородных домах, еще дороже.
Кстати, талантливый писатель-юморист Слава Сэ (мир его праху) долгое время работал сантехником, поскольку прокормить семью литературой у него не получалось.