Этот бренд из Чехии в нашей стране почти неизвестен, и это, на наш взгляд, большое упущение. Компания единомышленников создаёт аудиотехнику ультимативного класса, не признавая даже незначительных компромиссов.
Начинаем восполнять пробел: слушаем систему с предусилителем, моноблоками и стендовыми мониторами Block Audio в тщательно выстроенной акустической среде.
БЛОКИРОВКА СОЗНАНИЯ
Про акустическую среду мы рассказывали совсем недавно, описывая проект нового шоурума компании TOPHIEND, в котором результат достигался без традиционных средств обработки помещений, с полным сохранением уюта и стиля жилого интерьера. Для этого потребовались впечатляющие интеллектуальные усилия и финансовые вложения, но в прошлый раз мы могли оценить результат исключительно визуально. Сегодня мы сделаем это на практике, послушав подобранный комплект компонентов бескомпромиссного уровня в специально подготовленной комнате.
Системный блок
Компания TOPHIEND не только проектирует различные инсталляции, но и является дистрибьютором нескольких довольно интересных брендов. Именно они и представлены в системе, которую мы готовимся слушать.
Большая часть компонентов, которых вы видите на фото, создана специалистами чешской компании Block Audio. Ассортимент её изделий не слишком обширен, но здесь явно исповедуется принцип «лучше меньше, да лучше». Формально компания, основанная 10 лет назад, считается чешской, на самом деле представительство и отдел R&D у неё имеется также и в США. Соответственно, на североамериканском рынке продукция Block Audio хорошо известна и пользуется спросом, несмотря на высокую конкуренцию в сегменте High End Audio.
Первым делом отметим предусилитель Line & Power Block SE. Он двухблочный: верхний корпус содержит собственно аудиотракт, коммутатор входов и регулятор громкости, состоящий из набора прецизионных резисторов, коммутируемых с помощью реле. Усилительные каскады каждого канала собраны в виде отдельных модулей, полностью развязаны по питанию (на платах видны конденсаторы Mundorf) и тщательно экранированы. Все каскады предусилителя имеют балансную топологию от входа до выхода и работают в чистом классе «А», что обусловило чрезвычайно низкий уровень нелинейных искажений — менее 0,0005%. Общая компоновка оптимизирована для предельно короткого пути сигнала, что позволило избежать внутренних кабельных соединений. В этом же корпусе размещены экранированные модули ММ/MC фонокорректора, усилителя для наушников, а также платы индикации и управления.
Коммутация источников сигнала исчерпывающая: четыре стерео входа XLR, пять RCA, плюс Phono. Предусмотрена индивидуальная подстройка чувствительности линейных входов, в т.ч. и балансных. Усиленный сигнал выдаётся на пару выходов XLR, продублированных RCA, а наушники можно подключить через Jack 6,3 мм.
Дисплей с ненавязчивым дизайном выдаёт массу информации, включая температуру выходных транзисторов усилителей мощности (об этом ниже), сдвиг фаз между каналами, наличие баланса и т.д.
Нижний блок предусилителя — источник питания, причём не сетевой, а аккумуляторный. Контура правого и левого каналов — раздельные. Время работы от одной зарядки более 15 часов.
В нашей системе предусилитель в версии SE, что означает транзисторы с лучшими характеристиками для входных каскадов, разъемы RCA Furutech для входов Phono и эксклюзивные варианты отделки.
Усилители мощности Mono Block весят 90 кг каждый и, насколько я помню испытанные нами аналогичные конструкции, это у нас рекорд. Моноблоки развивают по 500 Вт RMS на четырёх омах, 250 Вт на восьми и способны выдать до 200 Вт в чистом классе «А».
Фантастический потенциал моноблоков обеспечивается изготовленным на заказ тороидальным трансформатором мощностью 2,5 кВА с малыми полями рассеяния и фильтром питания ёмкостью по 500 000 мкФ на канал. Кроме того, уверенный контроль любой «тяжелой» акустической системы гарантируется благодаря колоссальному коэффициенту демпфирования (5000), который был достигнут за счёт хитрой организации цепей обратной связи.
Моноблоки рассчитаны на работу исключительно с описанным выше предусилителем Line & Power Block, с которым они соединяются не только сигнальными кабелями, но и по специальной шине управления. С её помощью автоматически согласуются выходные каскады предусилителя со входами оконечников, контролируется их температура и рабочие режимы, а также обеспечивается возможность единого дистанционного управления.
Все каскады предусилителя имеют балансную топологию от входа до выхода и работают в чистом классе «А», что обусловило чрезвычайно низкий уровень искажений — менее 0,0005%.
Как и в преде, здесь обеспечиваются минимальный путь сигнала и кратчайшие линии питания без использования внутренней проводки. Все усилительные каскады построены на дискретных элементах. Цепи управления и система защиты выходных каскадов с индикацией уровня искажений питаются от отдельного источника.
Для экономии электроэнергии предусмотрены два режима работы — Eco и Auto Eco. В последнем случае усилитель автоматически переходит в класс АВ при отсутствии входного сигнала.
Обратите внимание на сетевой ввод — это не стандартный IEC, а патентованная конструкция Block Audio C-LOCK. Специальное цанговое кольцо фиксирует вилки силовых кабелей, делая соединение максимально надежным. С использованием этой же технологии компания производит собственную серию встраиваемых в стену розеток для подключения High-End оборудования.
Такие монстры для стендовых мониторов Shelf Block, конечно же, перебор, но мы хотели создать все условия, чтобы эти малыши полностью раскрыли свой динамический потенциал. Хотя малышами при весе 29 кг их можно назвать с большой натяжкой. Специалисты Block Audio считают эту модель кульминацией «глубочайших исследований, наработок, обширных знаний и самых сложных технологий».
Суть этих технологий компания не раскрывает, известно лишь, что корпуса мониторов ультимативного качества рассчитывались современными методами компьютерного моделирования, а передняя панель представляет собой алюминиевую плиту толщиной 40 мм.
Уверенный контроль любой «тяжелой» акустической системы гарантируется благодаря колоссальному коэффициенту демпфирования (5000), который был достигнут за счёт хитрой организации цепей обратной связи.
Системы двухполосные, со специально созданными динамическими головками. За нижний и средний регистры отвечает драйвер нестандартного калибра 6 дюймов (160 мм) с диффузором из углеродного волокна. Он работает в фазоинверторном оформлении с внушительным портом, выведенным на заднюю стенку корпуса. Производитель не приводит данных о том, каков рабочий диапазон мониторов, так что глубину баса будем оценивать на слух.
28-миллиметровый твитер установлен в как бы глубине воронки, и это решает две проблемы. Во-первых, оба излучателя лучше согласуются по времени отклика (более медленный мидбас выдвинут вперёд), а во-вторых, получившийся короткий волновод оптимизирует диаграмму направленности твитера.
О частоте раздела и порядке фильтров данных также нет, в описании лишь говорится, что они собраны из комплектующих максимально возможного качества. Внутренняя проводка выполнена серебряной моножилой с тефлоновой изоляцией Dupont.
Shelf Block выпускаются в двух вариантах отделки: с приятным наощупь покрытием Nextel Sude (замшевый антрацит) и в чёрном рояльном лаке.
Для этой модели выпускаются специальные стойки Stand Block — их вы и видите на фото.
Оба излучателя лучше согласуются по времени отклика (более медленный мидбас выдвинут вперёд), а короткий волновод оптимизирует диаграмму направленности твитера.
Теперь коротко о других компонентах системы. Источником служил сетевой медиаплеер Rockna Wavedream NET с модулем стриминга и двухтерабайтным музыкальным хранилищем. Сигнал с него подавался на конвертор Echo’s End Reference Supreme Edition, созданный специалистами литовской компании Lessloss Audio. Несмотря на то, что для подключения мы использовали балансное соединение AES/EBU, имеющее скромные характеристики (предельное разрешение 24/192), аппарат оказался очень интересным по звуку. Но об этом ниже.
Энергия и синергия
Главный компонент нынешней системы, т.е. помещение для прослушивания, был подробно описан в нашей предыдущей публикации. Несмотря на отсутствие привычных элементов акустической обработки, подготовка основной звуковой зоны была чрезвычайно основательной и потребовала поистине беспрецедентных переделок. И это, безусловно, сказалось на звучании.
Начнём с конца. Мониторы Shelf Block я заприметил ещё на апрельской выставке Fresh Hi-Fi. Шёл по коридору отеля и был неожиданно остановлен живым звуком, доносящимся из комнаты с экспозицией TOPHIEND. В ней я и завис, несмотря на острый дефицит времени.
Сам бас на редкость плотный и увесистый, но он не раздут и не пытается доминировать над серединой — тональный баланс абсолютно линеен.
В подготовленном помещении всё оказалось ещё интереснее. Думаю, всё дело в массе мониторов — они выдают звуковой фронт с таким панчем, который под силу не всяким напольным системам. Shelf Block буквально выстреливают отдельные ноты в нижней полосе, благодаря чему ритмический рисунок даже сложной композиции считывается на раз. Сам бас на редкость плотный и увесистый, но не раздут и не пытается доминировать над серединой — тональный баланс абсолютно линеен.
Мониторы сочетают два редких и порой взаимоисключающих качества — эффектность подачи и правдивость. Они ничего не украшают, не стремятся поразить слушателя праздничным звучанием, но слушать их чрезвычайно увлекательно. Та самая открытость, привлёкшая меня при первом знакомстве, проявилась ещё в большей степени, поскольку комната, в которой мы слушали, вообще себя не проявляла. Полное ощущение, что система играла в большом зале — ни гуляющего по углам баса, ни ранних отражений (ну, если только на очень большой громкости), ни посторонних призвуков или вибраций.
И нельзя не рассказать о пространстве, которое выстраивают Shelf Block. Полное погружение в музыку получается, если сесть не слишком далеко, в полутора-двух метрах от передней линии. В этом случае трёхмерная картина возникает как бы вообще без участия мониторов, а отдельные инструменты звучат где-то возле задней стены.
Теперь по поводу усиления. Упомянутой выше чёткостью и хорошо читаемой структурностью в нижней полосе система обязана тому невероятному коэффициенту демпфирования, которым отличаются моноблоки. При этом, что неожиданно, они не зажимают диффузоры намертво, а дают им достаточно свободы для воспроизведения тонких ревербераций и послезвучий. Но удар — словно прямой в голову, без сантиментов. Нет сомнений, что эти гиганты легко справятся с более габаритной и малочувствительной акустикой, но в нашем случае важно то, как они работают с микродинамикой. На фрагментах piano оркестровой классики слышны не только лёгкие касания смычков, но передаётся и атмосфера зала. А это, замечу, дорогого стоит.
На фрагментах piano оркестровой классики слышны не только лёгкие касания смычков, но передаётся и атмосфера зала. А это, замечу, дорогого стоит.
Вклад предусилителя выявить сложнее, но кое-что и о нём сказать можно. Во-первых, он совершенно прозрачен — прекрасно показывает особенности звучания ЦАПа, который выдаёт не только массу тончайших нюансов, но и придаёт приятную бархатистость звучанию струнных инструментов. Во-вторых, в Line & Power Block SE прекрасный регулятор громкости — при изменении уровня пространственная картина остаётся стабильной, меняется лишь её масштаб и глубина. В-третьих, он не особо чувствителен к замене выходных кабелей — в ходе экспериментов мы меняли межблочники, и разница на слух была минимальной. Это говорит о чрезвычайно малом, студийном выходном сопротивлении преда. Кстати, масштаб звуковой картины и атмосферность тоже его заслуга.
А в целом система, включая комнату, — наглядный пример оптимального сочетания свойств отдельных её частей, я бы даже сказал, синергии, когда сознание непроизвольно концентрируется не на особенностях звучания, а на самой музыке независимо от стиля и жанра.
СИСТЕМА
- Сетевой медиаплеер Rockna Wavedream NET
- ЦАП Lessloss Echo’s End Reference Supreme Edition
- Предусилитель Block Audio Line & Power Block SE
- Усилитель мощности моно Block Audio Mono Block
- Акустические системы Block Audio Shelf Block
- Силовой распределитель Block Audio Dog Block SE
- Опоры под компоненты Lessloss Bindbreake
- Кабели:
- межблочные Way Cables Poetry Plus analog XLR, 2м
- акустические Kubala Sosna Elation Speaker Cable Single Wire, 3 m
- силовые Way Cables Substance Power, Way Cables Core Power, Power Mains Block Se 20а IEC C13
Echo’s End Reference Supreme Edition | Цифроаналоговый конвертер
Производитель Lessloss Audio (Литва)
Цифровые входы: USB-A, S/PDIF, AES/EBU || Поддерживаемое разрешение: до 192/24, DSD128 || Поддерживаемые форматы файлов: практически все существующие || Аналоговые выходы: 2 х XLR, 2 x RCA|| Габариты (Г х Ш х В): 375 x 230 x 55 мм || Масса: н/д || Цена: 3 830 000 руб.
Block Audio Line & Power Block SE | Предусилитель
Производитель: Block Audio S.R.O. (Чехия)
Входы: 4 х XLR, 5 х RCA, Phono MC/MM || Выходы: 2 x XLR, 2 x RCA, XLR и Jack 6,3 мм на наушники || Максимальное выходное напряжение RMS на выходах RCA/XLR: 10/20 В || Коэффициент нелинейных искажений: <0,0005% || Коэффициент интермодуляционных искажений: <0,0007% (6 В) || Усиление по выходам RCA/XLR: +18/12 дБ || Отношение сигнал/шум: -130 дБА || Разделение каналов: >130 дБ || Входное сопротивление: по входам RCA/XLR 20/40 кОм || Выходное сопротивление RCA/XLR: 25/50 кОм || Полоса усиливаемых частот (±0,5 дБ): 0 Гц — 300 кГц || Время работы от аккумуляторов: >15 часов || Пульт ДУ: да || Габариты предусилителя и блока питания: 460 x 105 x 360 мм || Общая масса: 28 кг || Цена: 5 700 000 руб.
Block Audio Mono Block | Моно усилители мощности
Выходная мощность (RMS): 500 Вт (4 Oм), 250 Вт (8 Oм), 200 Вт в чистом классе А || Общий уровень искажений при номинальной мощности: < 0,01% || Уровень интермодуляционных искажений: < 0,002% || Полоса воспроизводимых частот (±0,01 дБ): 0 Гц — 20 кГц || Усиление: 20/26 дБ || Отношение сигнал/шум: -120 дБА || Чувствительность: 2,25 В RMS || Входное сопротивление: по входам RCA/XLR 10/20 кОм || Демпинг фактор: >5000 (8 Ом) || Габариты: 500 x 280 x 535 мм || Масса нетто/брутто: 90/100 кг || Цена за пару: 8 400 000 руб.
Block Audio Shelf Block | Акустические системы
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: н.д. || Чувствительность (2,83 В/1 м): 88 дБ || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты разделения полос: н.д. || Рекомендованная мощность усилителя: до 150 Вт || Отделка: замша + тёмный антрацит, чёрный рояльный лак || Габариты (В х Ш х Г): 400 х 216 х 340 мм || Масса 1 шт.: 29 кг || Цена за пару в комплекте со стойками: 2 370 000 руб.
Комментарии [8]
АБ
Соглашусь, что высочайший коэффициент демпфирования -параметр достаточно надуманный , всему есть разумный оптимум. Да и провода к колонкам вернут его к реальному значению. Более того, именно токовый режим управления динамиком способствует снижению интермодуляционных искажений на средних частотах, о чем была известная статья в Радио в начале нулевых.
Николай ЕФРЕМОВ
Да, но ИТУН плохо работает на низких частотах как раз из-за высокого выходного сопротивления
АБ
Тихо возражу , упомянув статью Сергея Давидовича Батя, «Токовый усилитель глазами инженера.» Там эти проблемы удалось заставить работать на нас.
Но постройка специального усилителя, под который создается специальная акустика, скорее выбор одиночек , нежели промышленности.
Andre
По поводу «колоссального коэффициента демпфирования» — это про Soulution Audio: там он вдвое больше, 10 000 на 8 Ом. Непонятно одно — зачем?
Николай ЕФРЕМОВ
Чтобы шунтировать громкоговоритель выходным сопротивлением усилителя и подавить его противо эдс, которую он пытается вернуть обратно в усилитель. И которая по цепи ООС попадает на его вход. Но и здесь нужно знать меру — зажатый динамик играет сухо и скучно.
Andre
Николай, я не до конца выразился — под «зачем» я имел ввиду не «для чего», а «куда столько». Тогда как опытным путем вроде бы давно установлено, что оптимальное значение демпфирования примерно 700-800 для действительно тяжелой на раскачку акустики и требующей строгого контроля в низкочастотном спектре. И наоборот, есть «легкая» акустика, не предъявляющая никаких особых требований к усилению, которая легко споется с ресивером начального уровня, не говоря уж об интегральнике с мощниками. А здесь 10 000… Если производитель намекает типа, что такое значение — результат уникальных разработок его техники — может быть. Но на практике, как по мне, сколько тестов ни читал, такое значение не востребовано. А вот за его достижение переплатить приходится немало — у Soulution Audio самая младшая «300-я» линейка начинается с ценника свыше десяти тысяч евро за компонент.
Игорь
Soulution объясняет необходимость в запредельно высоком КД тем, что с таким КД можно лепить любую ООС без негативных последствий. Ну и скорость нарастания сигнала у них тоже на очень высоком уровне.
Николай ЕФРЕМОВ
Мне кажется, вы путаете причину со следствием. Высокий КД, в основном, и достигается за счёт глубокой ООС. Что для звука в целом не очень полезно.