©/℗ 2023 MGM+
Жанр: сериал, историческая драма
Сценарий: Саймон Бурк, Рейчел Паттерсон
Режиссеры: Дэвид Эванс, Салли Апрахеймиан
Операторы: Денсон Бэйкер, Тим Флеминг, Бен Вилер, Николя Дэйли, Тони Слэйтер Линг
Композитор: Сэмюэл Сим
Художники: Люка Транчино, Джулия Кьяра Круньола, Даниэла Джованнони, Массимо Паулетто, Джанпаоло Рифино, Габриэлла Пескуччи, Роберта Тронкарелли
В ролях: Касия Смутняк, Алекс Лани, Питер Кэмпион, Колетт Далал Чанчо, Кристин Боттомли, Мэттью МакНалти, Лиа О’Прей, Том Глинн-Карни, Надя Паркс, Юэн Хоррокс, Эрл Кейв, Клэр Форлани, Бенжамин Айзек, Жоэль, Дэвид Айвери и др..
Что. Продолжение сериала о древнеримской матроне (госпоже, домине) Ливии Друзилле, жене императора Октавиана Августа и матери императора Тиберия, причисленной к богам ее внуком оператором Клавдием. Сюжет, как и в первом сезоне, весьма близок к реальным историческим событиям — с поправкой на то, что все было очень давно, сохранились только тексты древних историков, а они, как легко догадаться, далеко не всегда были объективны. Хотя в истории, на мой взгляд, главное не абсолютная точность фактов (едва ли достижимая в принципе), а её законы и те самые уроки, которые якобы никогда не усваиваются. На самом деле очень даже усваиваются, правда, не теми, кто принимает решения, а теми, кого властители обычно не слушают.
Как и в прошлом сезоне, сериал смотрит на историю с женской точки зрения, показывая, как женщины манипулируют мужчинами и добиваются своего вопреки обстоятельствам и случаю. Главный их инструмент не красота и сексуальная привлекательность, а хитрость, ум, понимание человеческой натуры, знание мужских слабостей, а также способность просчитывать свои действия на много ходов вперед. Все эти качества вырабатываются на протяжении многих поколений у людей, ограниченных в правах. При условии, что природа (или хорошая наследственность) дала им живой ум, а семья — приличное образование.
Из женщин, которым ни в чем никогда не отказывали, которые пользуются неограниченной свободой во всем, личности типа Ливии Друзиллы получиться не могут. Посмотрите на ярых феминисток, и все поймете. Им кажется, что они сражаются за права женщин, но не догадываются, что главное их достижение — право быть глупыми.
Кто. Первый сезон был итальянско-британским и выходил на платформе Sky. Работу над ним закончили после начала пандемии, так что длительный перерыв был неизбежен. За его время проект перешел под крыло американской сети спутникового и кабельного ТВ MGM+ (ранее известной как Epix). Однако вся команда проекта сохранилась практически в полном составе. Хотя в ней и произошли некоторые изменения. Добавилось несколько актеров, кто-то ушел из-за того, что персонажи ушли из жизни, а кто-то постарел. Весь сезон сделали всего два режиссера — это старый (в смысле снимавший первый сезон) Дэвид Эванс и присоединившаяся к нему Салли Апрахеймиан, известная по режиссуре пары эпизодов «Доктора Кто».
Как. Плотнее и жестче, чем в первом сезоне. Практически отсутствуют длинноты — действие развивается более динамично. На мой взгляд, второй сезон сделан заметно лучше. Главная героиня постарела, у ее мужа-императора стали появляться любовницы, поэтому арсенал средств воздействия сократился. Врагов меньше не стало. Но зато появился опыт. И ей по-прежнему везёт — боги все еще на ее стороне… Самое интересное — это неоднозначность главных героев (более-менее однозначны только второстепенные). Ливия Друзилла вызывает к себе симпатию, к тому же она действует исключительно в интересах семьи и детей. Но при этом не останавливается перед убийствами, она коварна и вероломна. В современном мире ей грозило бы пожизненное заключение (если бы поймали), но в Древнем мире все было немного по-другому. Впрочем, победителей не судят ни сейчас, ни тогда.
Что касается картинки, все осталось на прежнем чрезвычайно высоком уровне. На хорошем большом экране получите истинное удовольствие.