…Когда в сентябре 1991-го в Москве прошел фестиваль Monsters Of Rock, местные металлеры с восторгом вспоминали выступления AC/DC, Metallica и Pantera, но никак не могли взять в толк, что среди этих реальных метал-монстров делала группа с двумя долговязыми парнями? Нет, на поле они воспринимались как часть единого порыва, но потом в воспоминаниях казалась несколько лишней на этом празднике хэви-безумия. Московским фанатам невдомек было, что у братьев Робинсонов, тех самых долговязых парней, за плечами был уже мультиплатиновый альбом Shake Your Money Maker, и что по меркам того времени они ничуть не меньше той же Pantera — а то и больше — имели право называться монстрами рока. Назывались они The Black Crowes, и это их журнал Rolling Stone назвал «самой рок-н-ролльной рок-н-ролл-группой в мире».
Они и впрямь были несколько не оттуда: корни музыки «Черных ворон» росли из американского тягучего фолка, из классического южного рока, из психоделии 1960-х и выкристаллизовались они в чеканную, литую форму блюз-рока 1970-х. На протяжении всей своей истории они несколько раз расходились, собирались снова, ссорились, мирились, но и по сию пору The Black Crowes обладает нерушимым статусом сверхпопулярного состава. Однако нас сегодня интересует не история братьев Робинсонов, а всего лишь один ее эпизод…
Летом 1999-го The Black Crowes играли в Лондоне, и на бис прозвучала цеппелиновская Whole Lotta Love. К восторгу публики, на сцену вместе с группой вышел Джимми Пейдж, и вдруг показалось, что время откатилось на 25 лет назад. Это было так здорово, что уже после концерта Робинсоны и Пейдж договорились отправиться вместе на гастроли. Тура не случилось, но уже осенью того же года они вместе отыграли двухдневный концертный марафон в Лос-Анджелесе, в зале Greek Theatre.
Возможно, эти концерты и последовавший за ними альбом Live At The Greek был лучшим, что сделал Пейдж в пост-цеппелиновскую эпоху (я, скажем, с этим не согласен: оба альбома Пейджа и Планта были хороши); так или иначе, его гитара здесь звучала свободно и счастливо, словно он действительно наслаждается собой и всем, что его окружает.
Рассказывают, впрочем, что сценическая «химия» не работала за кулисами. Что Крис и Рич Робинсоны, и без того регулярно ссорившиеся из-за того, кто в группе главный, обнаружили, что можно ссориться еще и с Пейджем. Что тот, обладающий тоже не самым легким характером, вступал в регулярные перепалки. И, честно говоря, что именно из-за этого полноценного тура не получилось (а не только потому, что, как было объявлено, у Пейджа были проблемы со спиной). Но на сцене об этом не было и речи. Три гитары и клавишные создавали невероятную стену звука, а Крис Робинсон (пусть он позже и высказывал неудовольствие от необходимости «имперсонировать Роберта Планта), ничуть не имитируя вокалиста «цеппелинов», был невероятно хорош.
Впрочем, когда дело дошло до релиза, возникли проблемы. Def American, лейбл, на котором выпускались The Black Crowes, не хотел выпускать группу из рук. Запретить релиз было невозможно, однако лейбл наложил табу на все авторские песни Робинсонов. Несмотря на инновационный характер релиза (первая партия компакт-дисков была выпущена популярным в ту пору ресурсом musicmaker.com и заказывалась только через интернет!), в дело было пущено старомодное авторское право. Так что наряду с цеппелиновской классикой мы имеем несколько отменных классических блюзов Элмора Джеймса, Би Би Кинга и Вилли Диксона, а также кавер-версии Yardbirds и раннего Fleetwood Mac. Но, возможно, такое принудительное усекновение репертуара пошло в итоге релизу на пользу. Потому что Live At The Creek — безусловно, один из лучших концертных альбомов рубежа тысячелетий.