Эта модель для тех, кто хочет иметь не только безукоризненное звучание, но и любоваться внешним видом своей техники. Первое желание исполняется за счёт досконально продуманной и прецизионной конструкции с тангенциальным тонармом, а второе — благодаря дизайну в стиле Bauhaus с 24-каратным золотым покрытием некоторых элементов.
Сочетание, прямо скажем, впечатляющее.
ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ
В последнее время проигрыватели с тангенциальными тонармами попадаются нам всё чаще, и это уже можно считать тенденцией. Идея не нова — в конце 70-х некоторые японские фирмы предлагали вертикальные музцентры, в которых тонармы перемещались линейно от шагового двигателя, но дорожку они отслеживали через раз.
Выяснилось, что принудительный привод не годится — точно синхронизировать перемещение каретки с переходом иглы на соседнюю канавку настолько сложно, что затея теряет всякий смысл, и разработчики массовой техники о ней быстро забыли. В наше время эта задача успешно решается совершенно другим путём.
Борьба за свободу
История датской Bergmann Audio типична для компании, выпускающей технику класса High-End. Её основатель, Джонни Бергманн Расмуссен (Johnnie Bergmann Rasmussen), с детства любил музыку и для её воспроизведения решил построить собственный проигрыватель. Чертежи первого прототипа он разработал в начале 90-х в возрасте 22 лет, и ещё около семи лет потребовалось, чтобы довести до ума конструкцию в железе. На рынок она вышла под названием Sleipner, а позднее была положена в основу более современной модели, которую мы собираемся испытывать.
Название Magne взято из скандинавской мифологии: так звали сына бога Тора, его имя означает «сила». В Magne (впрочем, как и во всех остальных модели этой марки) были изящно решены две главные задачи. Первая — применение того самого тангенциального тонарма (в англоязычной литературе используется термин «линейный»). Его очевидное преимущество — отсутствие угловой ошибки на всём пути перемещения иглы от начала диска до выводной канавки. Именно поэтому при изготовлении пластинки первичный лаковый диск нарезается с линейным ходом резца. В проигрывателях Bergmann тонарм перемещается за счёт усилия, создаваемого самой иглой, как в поворотных конструкциях, но в линейных сложнее избавиться от трения между скользящей кареткой и её направляющей. Смазка здесь не поможет — жидкая вытечет, а более густая создаст слишком сильное сопротивление.
Его очевидное преимущество — отсутствие угловой ошибки на всём пути перемещения иглы от начала диска до выводной канавки.
Джонни Бергманн решил проблему максимально эффективно — в узкий зазор между направляющей и трубкой, к которой крепится тонарм, под давлением подаётся воздух, и эта прослойка исключает какой-либо контакт между поверхностями Сигнал с головки выдаётся по тончайшим свитым проводничкам, которые механического сопротивления не создают, и тонарм перемещается совершенно свободно.
Противовес закреплён на хвостовике через демпфирующую прокладку. Разумеется, предусмотрена регулировка VTA и азимута. Конструкция кажется простой, но на её создание действительно ушло более пяти лет.
Со второй проблемой также удалось справиться с помощью пневматики. Для получения высокой инерции опорный диск должен иметь как можно большую массу (в Magne он весит 5,5 кг), но чем он тяжелее, тем выше давление на опору подшипника и, соответственно, её износ. Как видно на фото, в пластиковую втулку, запрессованную в плинт, вставляется ось приводного диска, а на него устанавливается 30-сантиметровый опорный с полимерным слипматом. Во втулку снизу подаётся воздух, который с постоянным усилием выталкивает ось вверх. Напор воздуха для тонарма и диска регулируется отдельно на задней панели проигрывателя. Скорости 33/45 переключаются позолоченными кнопками на верхней панели.
Точность изготовления элементов конструкции поразительна — все идеально подогнано, работает без люфтов и совершенно бесшумно. Не слышно даже помпу, размещённую в скромном чёрном боксе с размерами 370 x 195 x 175 мм.
Точность изготовления элементов конструкции поразительна — все идеально подогнано, работает без люфтов и совершенно бесшумно.
Проигрыватель массой 20 кг устанавливается на три опоры, предусматривающие точную регулировку по высоте.
Питание 12 В DC подаётся на двигатель от сетевого адаптера.
Версия Gold Edition — эксклюзивная, помимо неё для модели Magne предусмотрены два стандартных цветовых варианта: чёрный диск/чёрный плинт и серебряный диск/чёрный плинт.
За и против
Система, в которой мы испытывали проигрыватель, была подробно описана здесь, но для нынешнего теста мы поменяли цифровой источник Playback Designs на Bergmann Magne. Ранее на тонарм был установлен японский MC-картридж Phasmation PP-1000, сигнал с которого подавался на повышающий трансформатор Phasmation T550. Фонокорректор — Vitus Audio RP-102 из серии Reference с великолепными характеристиками и широкими возможностями настройки под любые типы головок. Вся остальная система — без изменений, так что нам выпал шанс сравнить цифру и аналог в системе суперкласса.
Кроме того, заряд энергии на альбоме Led Zeppelin II выплёскивался именно такой, который всегда хочется получить от настоящего рока.
Первое, что я должен отметить — полную тишину в колонках при вращающемся диске. Ни рокота, ни фона, ни шума, хотя отдача головки очень низкая, всего 280 микровольт. Это, конечно, заслуга корректора и, замечу, далеко не единственная.
Теперь сравнение: на большинстве хай-резов верхний диапазон воспринимался более широким, до самых воздушных обертонов, но всё же чувствовалась некоторая искусственная синтетика, к которую мы в силу привычки просто не замечаем. И если здесь мы восхищаемся: «О, какой богатый верх», то, слушая винил, хочется сказать: «Какие же красивые тарелки!». Да, верхняя полоса чуть приземлена, но она комфортно ложится на слух и под звучание пластинок невольно расслабляешься.
Немного по-другому передаётся объём виртуальных объектов: ударную установку на «Moby Dick» Led Zeppelin [1] буквально можно потрогать, а при стриминге она больше напоминала двухмерную копию. Разница обусловлена, в основном, за счёт нижнего регистра — Magne выдавал очень конкретный, я бы даже сказал осмысленный бас, которому была подчинена остальная звуковая картина. Система наглядно демонстрировала преимущества закрытого оформления для огромных НЧ-драйверов: чётко отслеживались все особенности игры Джона Пол Джонса, причём на слух можно было определить, где он находится в звуковой сцене. Кроме того, заряд энергии на альбоме Led Zeppelin II выплёскивался именно такой, который всегда хочется получить от настоящего рока. Плюс эффект присутствия, обусловленный наличием массы второстепенных подробностей, которые так любят аудиофилы-графоманы.
Партии отдельных инструментов в общем хоре считываются легко, поэтому система увлекает именно музыкальным содержанием, а не только эффектностью подачи.
Теперь музыка посложнее. На проигрывателе — сборник симфонических произведений Exotic Dances from the Opera в исполнении Симфонического оркестра Миннесоты [2], «Пляска скоморохов» — трек всем известный, на нём обычно демонстрируют динамический потенциал системы. Это фрагмент и на компакт-диске звучит отлично, и не разочаровал на виниле. По всем параметрам цифровой носитель должен иметь больший динамический диапазон, но в случае с Magne этого не скажешь — на пиковых уровнях колонки выдавали чувствительный удар в грудь, и было отлично слышно, что в этом мощнейшем фортиссимо участвуют разные инструменты — от струнных и духовых до большого барабана в самом нижнем регистре. На цифре удары не менее убедительны по силе, но, чтобы разложить их на составляющие, приходится напрягать слух. Отсюда и общее впечатление от оркестра на виниле — партии отдельных инструментов в общем хоре считываются легко, поэтому система увлекает именно музыкальным содержанием, а не только эффектностью подачи. С которой, кстати, здесь тоже полный порядок.
Chicago Transit Authority, двойник 1969 года, первый пресс на «трёхглазой» Columbia [3]. Люблю это издание: обложка из грубого картона, идеально прописанная масса с минимальной компрессией и, как следствие — свободный и масштабный саунд. Проигрыватель показывает все прелести старой звуковой школы — открытый, внятный и быстрый нижний регистр и подробнейшая нюансировка в средней полосе. Оцифровок, способных передать всё это в первозданном виде, я пока не встречал.
И, наконец, выверенный до мелочей проект аудио гуру г-на ван ден Хула — альбом «A Tribute to Analog» [4]. Запись сделана минимальными техническими средствами с кратчайшим путём сигнала от микрофона к рекордеру. В исполнении Bergmann Magne получился абсолютно живой перформанс, будто сидишь перед настоящей сценой с настоящими музыкантами. Что особенно понравилось — никаких искажений на последнем треке пластинки, чувствуется лишь лёгкая потеря динамики из-за снижения линейной скорости.
И вот что мы имеем в сухом остатке: не самый дорогой проигрыватель Bergmann Audio не стал слабым звеном в связке компонентов высочайшего класса, которые так же легко и свободно продемонстрировали свои способности, как и с дорогим цифровым источником. Эксперимент очередной раз доказал, что в правильной системе винил с точки зрения музыкальности оставляет мало шансов хай-резам, преимущества которых сводятся исключительно к удобствам хранения и доступа.
МУЗЫКА
- Led Zeppelin II. Atlantic Records, 1969 г.
- Exotic Dances from the Opera. Reference Recording, 1996 г.
- Chicago Transit Authority. Atlantic Records, 1969 г.
- Van den Hul, «A Tribute to Analog». Carbon Recording, 2008 г.
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Bergmann Magne
- МС-головка Phase Tech Phasmation PP-1000
- МС-трансформатор Phase Tech Phasmation T550
- Фонокорректор Vitus Audio SP-103
- Предварительный усилитель Vitus Audio SL-103
- Усилители мощности моно Vitus Audio SM-103
- Акустические системы Magico M6
- Кабели: ZenSati Seraphim
Bergmann Magne Gold Edition
Производитель: Bergmann Audio (Дания)
Управление микролифтом: ручное || Тип привода: пассиковый || Тонарм: тангенциальный, с воздушным подшипником || Эффективная масса: 11 г || Головка: Phasmation PP-1000 || Двигатель: постоянного тока 15 В || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 об/мин || Диаметр диска: 300 мм || Масса диска: 5,5 кг || Коэффициент детонации: ±0,01% (33 1/3) || Отклонения скорости: ± < 0,1/0,09% (33/45)|| Питание: адаптер 12 В DC || Потребляемая мощность: 13 ВА || Отделка: чёрный диск/чёрный плинт, серебряный диск/чёрный плинт || Габариты проигрывателя/компрессора: 495 x 165 x 440 мм/370 x 195 x 175 || Масса проигрывателя/компрессора: 20/8,3 кг || Цена без головки: 1 270 500 руб.
Комментарии [1]
Вал
Сковородку неудобно ставить пупочка торчит. Блины печь удобно