Интегральные усилители с чистым линейным трактом без темброблоков и преобразователей, вдобавок оборудованные мощнейшей системой питания по принципу двойного моно, встречаются в продаже нечасто. Но смотрите как нам повезло — в одном месте мы встретили сразу пару как раз таких исполинов. Вот и сравним их друг с другом.
БИТВА ДРАКОНОВ
Монументальность всегда к лицу серьезной аудиотехнике. Зная об этом, производители электроники иногда намеренно делают компоненты как можно более внушительными. Однако сегодня не тот случай — ни один из пары усилителей, которые мы собираемся далее протестировать, не оказался пустышкой.
Один весит за 40 кг, другой — вообще более полсотни килограммов. И оба под крышку набиты электронной начинкой, хотя функционал этих богатырей, казалось бы, вообще на минималках: ни тебе новомодных «блютузов» с USB, ни входов Phono, ни селекторов нагрузки, ни мостовых режимов… По сути, каждое изделие представляет собой линейный усилитель мощности, дополненный высококачественным регулятором громкости, коммутатором для аналоговых сигналов и пультом ДУ.
Тут возникает вопрос: а будет ли такая техника хорошим финансовым вложением? У нас нет сомнений — еще как будет!
Тут возникает вопрос: а будет ли такая техника хорошим финансовым вложением? У нас нет сомнений — еще как будет! Вы приобретаете аппарат, который за свои деньги наверняка предложит максимум мощности и минимум компромиссов, отличные звуковые параметры и сочетаемость даже с самой «трудной» акустикой. При этом вы не платите ни копейки за уйму входов для цифровых источников и за прочие навороты, которые сегодня и так в избытке предлагают едва ли не все продвинутые сетевые проигрыватели и ЦАПы. И такой подход в системном разделении отлично укладывается в концепцию чистого прямого тракта.
Но это в теории. Теперь обратимся к практике.
Легенда о динозавре
Интегральный Calaf был спроектирован почти двадцать лет назад, и в свое время активно продвигался в Европе как доступный High End. Ну как доступный… Хотя китайский аппарат и выглядел так пафосно, будто собирался перещеголять монстров от Krell и Mark Levinson, ценник у него был в районе €3000, что в те времена считалось дороговато для неизвестного бренда. Возможно, поэтому все рецензии в Hi-Fi прессе на Calaf и выходили сдержанными. Эксперты ждали от эффектного «китайца» чего-то сногсшибательно, а звучал он на деле так, как и должен звучать аппарат за свои деньги.
Тот, что сегодня стоит перед нами в стойке, является модифицированной версией, хотя на нем нигде нет маркировки Mk II. В аннотации уже ничего не говорится о гибридном звуковом тракте (Calaf первого поколения имел драйвер на паре двойных триодов 6922). А в характеристиках оконечной секции, где применено по семь пар сильнотоковых транзисторов, исчезло упоминание и о работе в классе А на выходных мощностях до 40 Вт — теперь фигурирует загадочный «холодный класс А» (возможно, это разновидность «экономичного» класса A).
Однако усилитель и после модификации сохранил свою суперсистему питания.
Однако усилитель и после модификации сохранил свою суперсистему питания. Плавкий предохранитель на 5А указывает на то, что аппарат на пиковых мощностях может брать от электросети более киловатта. Крупный тороидальный трансформатор имеет парные вторичные обмотки для воплощения схемы двойное моно. Блок накопительных емкостей состоит из восьми электролитических конденсаторов емкостью 10 000 мкФ в каждом канале. Оконечные каскады посажены на толстые медные шины, а предварительная секция (с дополнительным балансным входом, кстати) — на собственные стабилизированные источники. Основа, как видите, очень солидная.
Кинг-Конг из Чэнду
Xindak — еще более возрастной китайский аудиобренд. Начинала компания с производства автомобильной светотехники, но уже к девяностым освоила выпуск компонентов Hi-Fi. А показанный в Лас-Вегасе на CES 2010 усилитель мощности A600P, построенный на высокомощных транзисторах Sanken с глубоким заходом в класс А, был тепло принят даже требовательными американскими аудиокритиками.
Год спустя на базе A600P китайские инженеры создали интегральный A600Е, добавив в конструкцию моторизованный потенциометр громкости, три небалансных входа в дополнение к штатному балансному (один прямой, в обход регулятора) и селектор для них. По прошествии ещё нескольких лет была сделана и модифицированная версия, обозначенная на сайте Xindak как A600E (09), и получившая усовершенствованную систему питания.
Если в Calaf инженеры стремились добиться стабильной работы на низкоомную нагрузку и максимальной фазовой линейности, то в A600Е(V) приоритет отдан достижению минимального выходного сопротивления.
В нашем распоряжении аппарат с несколько иным цифробуквенным индексом, но, по всей видимости это та же модифицированная версия, только для европейского рынка. Все очень похоже. Шасси, как и весь корпус из алюминиевого проката с внушительным оребрением по бокам, выглядит также фундаментально, а часть узлов под верхней ребристой крышкой дополнительно защищена экраном от электромагнитных помех.
Отметим как достоинство парные клеммы на выходе каждого канала — это позволяет подключать акустические системы двойными проводами для снижения контактных потерь. Есть и скрытые отличия. Если в Calaf инженеры стремились добиться стабильной работы на низкоомную нагрузку и максимальной фазовой линейности (отклонения не превышает двух градусов), то в A600Е(V) приоритет отдан достижению минимального выходного сопротивления и пропорциональности в мощностных показателях. На четырёх омах этот аппарат отдает ровно вдвое больше ватт, чем на восемь, что и приближает его к теоретически идеальному источнику напряжения.
Достигается такой перформанс опять же за счёт непростой системы питания. На борту — пара силовых трансформаторов мощностью по 580 ВА плюс четыре небольших трансформатора на Ш-сердичниках и огромный буфер из электролитов общей ёмкостью 240 000 мкФ.
Расчет против страсти
Многие убеждены, что такие «перекачанные» усилители интересны только любителям кошмарить соседей тяжелым роком. Да, эти интегральники могут легко и «качнуть», и «зажечь», но вообще-то солидный резерв по мощности и скорости нужен для точности воспроизведения. Без этого не будет достоверно передан фронт атаки ударных, динамические контрасты и даже не очень громкие, но резкие звуки. Так что хорошие мощные усилители привносят в саунд прежде всего тактильность и материальность, не нарушая общей гармоничности и благозвучия. И у каждого из тестируемой пары это свойство развито.
Почерк у него более заостренный и чуть даже осветленный, хотя самые низкие составляющие он оформляет в звуковой сцене тоже будь здоров.
Начнем с Xindak A600Е(V). Почерк у него более заостренный и чуть даже осветленный, хотя самые низкие составляющие он оформляет в звуковой сцене тоже будь здоров. Верх красив, изящно детализирован, а все его резковатые составляющие передаются как есть — натурально, а не насильно, с едва уловимой транзисторной агрессией.
Хотите еще больше мягкости, лучшей связности с серединой и дополнительной акцентированности на басах — используйте bi-wiring. С «шестисотым» этот прием работает очень хорошо. Даже подключение второго кабеля с серебряным покрытием, которое обычно приводит к злым контрастным оттенкам, здесь открывает в звуковой картинке только новые нюансы: больше живого «воздуха», крепче «тела», еще мощнее «панч». Вдобавок, улучшается и пространственное разрешение.
Consonance Calaf Mk II лучше сфокусирован на середине. Это его коронная область. Верх тоже передан филигранно, почти без окраски, но в главной полосе он извлекает еще больше тончайших оттенков и нюансов. Очень живо и заразительно звучит любой высокий вокал. Басы и баритоны тоже воспроизводятся довольно трогательно, хотя здесь усилитель не так охотно усиливает фактуру, как его оппонент. Он подкупает не силой, а взвешенностью, не масштабом, а ясностью. Он не выпячивает самые глубокие «тектонические» низы, зато инструментальный и ударный бас — конкретный и зажигательный. Игра пальцами на контрабасе очень отчетлива — тугое сопротивление струны ощущается буквально физически. Деревянная дека инструмента вырисовывается в пространстве в своем реальном размере. Ну а выше — середина и там вообще все элегантней.
Игра пальцами на контрабасе очень отчетлива — тугое сопротивление струны ощущается буквально физически.
Calaf, кстати, раскрывается не сразу — ему надо дополнительные минут пятнадцать-двадцать после каждого включения, чтобы как следует разогреть свои полупроводниковые «связки». А так в целом он хорош везде, где важна реалистичность передачи голосов и акустических инструментов. Также этот аппарат может восхитить своей искренностью и эмоциональностью на старой роковой или блюзовой музыке.
«Шестисотый» в первые минут десять тоже может показаться небезгрешным — резковатым и даже грязным на динамических контрастах. Но затем эти оттенки уходят, не ослабляя общего ясного бодрого характера. Вот почему Xindak лучше подходит для чисто записанного старого джаза, современных джаз-роковых и электронных вещей, БСО и любых записей аудиофильского качества.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Consonance CDS120
- Акустические системы Aurum Cantus V7F
- Кабели
- межблочные XLR Xindak BF-CU
- акустические Xindak LF-CU и Xindak LF-Silver (по 2 метра)
- силовые Xindak PC-03
- Кондиционер питания Xindak XF-2000ES
Opera Consonance Calaf MkII
Производитель: Opera Consonance (Китай)
Входы: XLR и 4 RCA || Выходы: Pre Out || Выходная мощность на нагрузке 8 Ом: 200 + 200 Вт || Гармонические искажения: менее 0,015% (при выходной мощности 100 Вт на 8 Ом) || Отношение сигнал/шум: более 90 дБ || Воспроизводимый диапазон: 20 — 80 000 Гц (±0,1 дБ) || Фазовые отклонения: менее 2 градусов (в диапазоне 20 — 80 000 Гц ) || Демпинг-фактор: более 100 || Габариты: 450 х 200 х 450 мм || Масса: 45 кг || Цена: 328 000 руб.
Xindak A600E(V)
Производитель: Chengdu Xindak Electronics (Китай)
Входы: XLR и 3 RCA || Выходы: только на АС || Выходная мощность на нагрузке 8/4 Ом: 2 х 160/2 х 320 Вт || Гармонические искажения: менее 0,03% (при выходной мощности 30 Вт на 8 Ом) || Чувствительность входов: 240 мВ || Отношение сигнал/шум: более 95 дБ || Воспроизводимый диапазон: 10 — 100 000 Гц (-0,5 дБ) || Габариты: 450 х 220 х 596 мм || Масса: 53 кг || Цена: 337 000 руб.