Aurender выпускает массу цифровой техники, в т.ч. и очень высокого класса, но мастер-клока в её ассортименте до недавнего времени не было. MC20 — аппарат серьёзный — построен на базе рубидиевого временного эталона, имеет систему подавления джиттера и несколько выходов для синхронизации нескольких устройств.
Посмотрим, какой прирост качества мы получим, подключив его к очень серьёзному источнику.
КВАНТОВЫЙ СКАЧОК
Внешнее тактирование звуковых устройств пришло в домашнее аудио из профессиональных студий, где приходится синхронизировать работу множества цифровых устройств — АЦП, ЦАП, микшерных пультов, компрессоров, HDD-рекордеров и т.д. Все они, как правило, соединяются «звездой», т.е. тактовый генератор с несколькими выходами (master) находится в центре, а к нему коаксиальными кабелями подключается вся периферия (slaves). И делается это не для улучшения звучания, а во избежание искажения и потерь информации из-за отсутствия взаимопонимания между звеньями системы.
В домашней технике принцип master — slave тот же, но приоритеты здесь иные.
Сверим часы
Современная аудиосистема тоже может состоять из нескольких цифровых устройств — стримера, CD-транспорта, ЦАПа, сетевого коммутатора и т.д. Но здесь на первый план выходит борьба с джиттером и помехами, которые возникают при взаимодействии устройств между собой и приходят извне по витой паре. И со всем этим Aurender успешно борется: в сетевых проигрывателях, например, порты Ethernet имеют двойную гальваническую развязку (через оптроны), благодаря которой помехи по нулевой шине не попадают на вход и не передаются другим подключенным устройствам.
Второй заслон — колоссальной ёмкости буфер, в который загружаются все полученные извне данные. Это диски SSD ёмкостью 120/240 Гб, на которые сначала данные записываются, а затем извлекаются с тактированием от прецизионного генератора и передаются на цифроаналоговый конвертер. Если всё происходит в пределах одного устройства, больше и желать нечего — что, собственно, мы не раз отмечали при практических испытаниях «Аурендеров». А если источник двухблочный, результат гарантировать на 100% уже не получится из-за возможных артефактов при передаче данных и, прежде всего, из-за увеличения джиттера в тактовых импульсах.
Для решения подобных задач и был создан тактовый генератор MC20, позволяющий синхронизировать несколько цифровых устройств единым клоком беспрецедентной стабильности.
Для решения подобных задач и был создан тактовый генератор MC20, позволяющий синхронизировать несколько цифровых устройств единым клоком беспрецедентной стабильности.
Именно от этого параметра конечном итоге и зависит точность восстановления информации при конвертировании. Для её оценки существует особый критерий — уровень фазового шума. На самом деле это не шум в привычном понимании, а случайные флуктуации частоты и фазы выходного сигнала генератора. Чем выше частота, тем меньше должен быть фазовый шум, и для цифрового аудио это особенно актуально.
В MC20 штатный мастер клок на 10 МГц устроен по принципу OCXO (Oven Controlled Crystal Oscillator), т.е. кварцевый генератор помещается в горячо разогретую камеру (oven — печь), и даже резкие изменения внешней температуры не влияют на выходную частоту. Такой генератор гораздо более дорогой, сложный и громоздкий по сравнению с традиционными TCXO, в которых поддерживается невысокая, но постоянная температура кварца, зато обладает радикально меньшим фазовым шумом.
Но и это ещё не всё. На задней панели MC20 имеется ниша для установки мастер-клока, основанного на рубидиевом стандарте частоты. И если применение OCXO можно считать высокой технологией, то этот модуль — просто космос. Причём в самом прямом смысле: такие генераторы применяются в системах навигации, связи и телеметрии в аэрокосмической промышленности. Рубидиевый модуль работает по принципу привязки частоты кварцевого генератора к высокостабильной линии атомного перехода в парах изотопа Rb 87. Технология действительно серьёзная — отечественный рубидиевый генератор величиной с три сигаретные пачки, например, стоит около 850 тыс. руб.
И если применение OCXO можно считать высокой технологией, то этот модуль — просто космос. Причём в самом прямом смысле
Из приведённых производителем данных следует, что рубидиевый мастер клок обеспечивает на выходе MC20 фазовый шум на 15 дБ (т.е. в 5,6 раз) ниже, чем OCXO, и это колоссальное улучшение.
В аппарате два независимых канала — A и B, и у каждого по паре выходов BNC для частот дискретизации (Clock Out), а мастер клок 10 МГц выводится на попарно на четыре разъёма — два для линии 75 Ом и два для 50 Ом. Входы — USB A и коаксиальный на BNC 75Ω.
Для каждого канала частоту дискретизации можно выбрать кратной 44,1 и 48 кГц. Множители такие: х1, х2, х4, х8 и х16 для первого формата и х32, х64, х128, х256 и х512 для второго.
Генератор собран в полноразмерном корпусе из алюминия. Компоновка двухэтажная: внизу смонтирована система питания с тремя силовыми трансформаторами и семью довольно мощными стабилизаторами напряжения, а сверху — вся цифровая часть с преобразователями частот дискретизации. Весит MC20 более 20 кг.
Улучшить совершенное
Разумеется, чтобы работать с внешним клоком, воспроизводящая техника должна иметь входы для тактового сигнала. Именно такая и была собрана в единую систему для испытаний Aurender MC20. Это двухблочный топовый сетевой проигрыватель Aurender N30SA и цифроаналоговый конвертер dCS Rossini Apex. Причём N30SA разделён следующим образом: в одной части находится источник питания, процессоры индикации и управления, цифровой транспорт для сигналов с портов USB и Ethernet плюс SSD и HDD накопители, а второй содержит остальной цифровой тракт с коммутатором входов AES/EBU и SPDIF, апскейлерами и т.д. Оба блока имеют BNC для внешнего клока, так что вкупе с dCS Rossini Apex у нас уже три синхронизируемых аппарата. Акустика известная — MartinLogan Motion 60XTi и Classic ESL9 с ламповым усилением от Fezz Audio.
О том, что произошло после подключения MC20, рассказывать можно долго. Но если коротко, то было полное впечатление, что систему подменили.
Для сравнения в течение нескольких часов был прослушан один и тот же плейлист с Qobus, Tidal и локального сервера при подключении MC20 и без него, когда вся техника тактировалась собственными встроенными клоками. И в последнем варианте вполне можно было почувствовать высокий класс источника (к слову, в N30SA собственный клок на OCXO) — к качеству стрима придраться было сложно. Прекрасное тембральное разрешение, прозрачный верх, не слишком характерная для цифрового источника плавная подача музыки, достаточно острая локализация виртуальных звуковых источников. С энергетикой тоже проблем не было — удар наполненный, как говорят, с «мясом». Можно было рассуждать об особенностях лампового усиления, сравнивать звучание акустических систем, но цифровое звено нашего комплекта казалось безупречным со всех точек зрения. Т.е. цифра ощущалась лишь изредка на CD-рипах 44/16, да и то в самом верхнем диапазоне.
О том, что произошло после подключения MC20, рассказывать можно долго. Но если коротко, то было полное впечатление, что систему подменили. На концерте для фагота Вивальди пространство раздвинулось так, что я почувствовал себя в большом зале перед сценой, на которой солирующий инструмент заметно выдвинулся вперёд, а скрипки на флангах оказались в метре за передней линией. Реально прибавилось воздуха, что особенно стало заметно на Motion 60XTi с ленточными твитерами. Выросло тембральное разрешение, да и общее ощущение было таково, будто с колонок удалили лёгкое покрывало. Даже на таком примитиве, как ZZ Top, обнаружилась грамотно выстроенная пространственная сцена, в которой шум аналогового исходника ушёл далеко на задний план. Рояль Жака Лусье — с невероятным количеством характерных особенностей настоящего инструмента.
Главное, что стоит здесь отметить — ощущения реальной жизни на записях, сделанных в концертных залах и разложенная буквально по полочкам работа звукорежиссёров на студийных релизах.
Но это частности, главное, что стоит здесь отметить — ощущения реальной жизни на записях, сделанных в концертных залах и разложенная буквально по полочкам работа звукорежиссёров на студийных релизах. И в том, и в другом случае — ощущение, что перед тобой открывается реальное действие, и тем оно более захватывающее, чем сложнее сама музыка.
Немного поэкспериментировал с частотами дискретизации. Большинство треков правдивее звучит с исходным значением, кратное его увеличение может влиять на глубину сцены и общую контрастность картины. С этим можно поиграться в системе с конкретным источником, но важно помнить одно: лучший результат будет, если для CD-рипов выбирать значения, кратные, 44,1 кГц, а для хай-резов типа 24/96 — кратные 48 кГц. И в этом, собственно, самое удивительное — Aurender MC20 радикально улучшает звучание музыки даже с онлайновых сервисов, раскрывая их совершенно неожиданный качественный потенциал.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Aurender N30SA
- Цифроаналоговый конвертер dCS Rossini Apex
- Усилители мощности в моно включении Fezz Audio Titania
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi, Classic ESL9
- Распределитель питания, изолирующий трансформатор, силовые кабели Mudra Akustik
Aurender MC20
Производитель: Aurender (Южная Корея)
SPDIF вход: коаксиальный BNC 75Ω || Выходы тактовых импульсов: рубидиевый Master Clock 10 МГц х 2 75 Ω (LAN, USB Type-B, 2 USB Type-A 3.0 (Host), 2 х 50 Ω (0,7 В RMS ±10%) || Word Clock: канал A х 2 (75 Ω), канал B х 2 (75 Ω) || Фазовый шум (рубидиевый модуль): < -130 дБн/Гц (10 Гц)/< -140 дБн/Гц (100 Гц) || Кратковременная стабильность частоты (рубидиевый модуль): <2×10-11 (1 с), <1×10-11 (10 с) <2×10-12 (100 с) || Стабильность частоты (OCXO): <5×10-10 || Фазовый шум (OCXO): < -115 дБн/Гц (10 Гц)/< -127 дБн/Гц (100 Гц) || Отделка: черная или серебристая || Габариты с опорами: 430 х 127 х 370 мм || Масса: 20,3 кг || Цена: 3 000 000 руб.
Комментарии [2]
Mitko
а какой кабель использовался для передачи тактового сигнала 10 мгц? сравнивали ли на слух влияние разных кабелей для передачи 10 мгц?…10 мгц на выходе синус или меандр?
Николай ЕФРЕМОВ
День добрый. На выходе — меандр. Кабели — японские Canare Ultra Coax 75 Ом. Другие не пробовали.