Moscow Hi-End Show в «Холидей Инн Селигерская» на Коровинском шоссе становится уже традиционным, и это большой плюс: возможность регулярно и своевременно знакомиться с новинками аудиорынка уже оценили многие любители музыки. Тем более, что по формату эта выставка заметно отличается от тех, что проводятся на других площадках и открывает перед посетителями иные возможности.
ТОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ
За последние полгода мне довелось побывать на нескольких хай-файных выставках и, должен заметить, Moscow Hi-End Show заметно выделяется из общего ряда. Особенно это проявилось в ходе недавнего, апрельского мероприятия, которое благодаря демократичным ценам для участников прошло с явным перевесом российских производителей. И что самое интересное, в большинстве своём они не копируют западные образцы, а находят собственные, порой весьма оригинальные решения. Так что отечественную технику по праву можно считать авторской — а это, на мой взгляд, необходимое (но, увы, не достаточное) условие для причастности к классу High End Audio.
Да и самый настоящий High End, без оговорок, также был на выставке представлен. Это, конечно, совсем другой уровень, как качественный, так и ценовой, но плюс в том, что при таком разнообразии предложений посетители могли выбрать вариант в соответствии со своими финансовыми возможностями.
Но, как известно, лучше один раз увидеть, поэтому ниже — фоторепортаж с MHES 2023. А если захотите услышать, приходите на следующую выставку, которую мы будем обязательно анонсировать у себя на сайте.
Компания Ella Audio из Оренбургской области поначалу копировала западную технику, но сейчас реализует исключительно собственные проекты и показывает постоянный рост качества. По словам разработчика Максима Есенкова, его цель — максимально приблизиться к тому звуку, что мы слышим в реальной жизни, а результата нужно добиваться по-своему, не оглядываясь на других производителей.
Старшая, напольная модель Spartacus — закрытого типа. Верхняя полоса озвучивается твитерами, изготовленными на базе Dynaudio Esotar: закупаются подвижные системы с шёлковыми куполами, добавляются мощные магниты из Питера, фланцы также точатся российскими умельцами. Перед установкой в корпус излучатели подбираются в пары. Басовики Eton тоже из старых запасов с последующей доработкой. Чувствительность этих 2,5-полосных колонок 93 дБ, разделительный фильтр собственной разработки, финальная настройка производилась в безэховой камере. В отделке используется натуральная кожа и натуральный шпон, ножки выточены из авиационного алюминия. Цена за пару — 600 тыс. руб. На фото также модель помладше, Sorang, она стоит 350 тыс. руб.
Усилители тоже собственной разработки. У того, что справа, класса АВ, в каждом канале по 96 транзисторов, а отношение сигнал/шум -150 дБ. Цена — 350 тыс. руб.
Алюминиевый куб — усилитель класса А по схеме, аналогичной Krell и Acuphase, он стоит 250 тыс. руб.
Ella Audio также разрабатывает собственные кабели по уникальной технологии, которую не использует ни один производитель.
Знакомая нам компания Kennerton из Санкт-Петербурга выпускает динамические и изодинамические головные телефоны, «ушные» усилители и кабели. Всё, что вы видите на фото, изготавливается в России вручную с применением ценных пород дерева, алюминия, стали и натуральной кожи. В каталоге компании модели как для любителей музыки, так и профессионалов в ценовом диапазоне от 30 до 260 тыс. рублей.
Из новинок, появившихся после прошлой выставки, отметим прототип нового усилителя в деревянном корпусе с повышенным выходным током. Он собран на транзисторах и работает в классе А. Ещё одна недавняя разработка — полностью открытые динамические наушники на излучателях диаметром 72 мм. На сегодняшний день это самая крупнокалиберная модель Kennerton.
Старейшая российская компания «Валанкон» переориентировалась на бюджетные проекты. Попытки сотрудничества с ВГТРК в области создания активных студийных мониторов, о которых мы рассказывали в прошлом репортаже, закончились ничем, несмотря на высокое качество разработок. Тем не менее, активные мониторы двух типов по-прежнему изготавливаются под заказ. Старшая модель обойдётся в 95 тыс. руб, младшая — в 90.
На фото — Валентин Костин демонстрирует акустические системы с круговой диаграммой направленности. Они предназначены для создания пространственной звуковой среды, не требуют акустической обработки помещений и создают однородное поле с чёткой локализацией виртуальных источников.
Система, собравшая убедительные достижения серьёзных российских производителей.
От Audio Stand Art: известный по прошлой выставке ЦАП/пред Effigy пятого поколения с дискретной матрицей собственного производства и самая горячая новинка — усилитель мощности Z-200, работающий в т.н. адаптивном классе А. Ток покоя выходных каскадов небольшой, но он всё же работают без переходных искажений, но с динамикой, характерной для класса АВ.
Акустические системы — от Flying Lemon Audio: трёхполосные полочные мониторы Drive 2 с 12-дюймовыми басовиками в закрытом корпусе. Сайт компании по-прежнему недоступен, поэтому подробности выяснить не удалось.
А это, пожалуй, самая интригующая экспозиция — и по разнообразию компонентов, и по организации прослушивания.
Внимание сразу привлекают огромные акустические системы от компании VPAcoustics Валерия Перевезенцева (на фото). В основном, она специализируется на архитектурной акустике для частных кинозалов и музыкальных систем класса High End. Как и на прошлой выставке, в этот раз были показаны акустические системы M 1.0 — младшая модель из серии Tryplex. Это двухсекционная конструкция с 15-дюймовыми басовыми драйверами Volt PA, в которой ВЧ и СЧ полосы озвучиваются головками Thiel & Partner на излучателях с керамическими диффузорами. Высокая чувствительность (93 дБ) позволяет озвучивать помещения площадью от 20 до 40 м совместно с усилителями относительно невысокой мощности. Стоимость базовой версии в рояльном лаке — 2 000 000 руб.
Обратите внимание на источник в системе — это CD/SACD-транспорт Métronome t|AQWO и внешний цифроаналоговый конвертер Métronome с|AQWO, и у каждого из них собственный выносной блок питания. В общей сложности у этого комплекта 18 силовых трансформаторов и несколько десятков стабилизаторов напряжения.
Дисковод у транспорта с верхней загрузкой, производства D&M, но с серьёзной доработкой французскими инженерами. Вдобавок, магнитный прижим из патентованного композита Delrin, эффективно поглощает вибрации диска.
ЦАП получает сигнал от транспорта в формате I2S по интерфейсу HDMI. Кроме того, чипы AKM AK4497 (в моно включении, т.е. по одному на канал), предусматривают апсэмплинг данных PCM и DSD, а также позволяет выбрать цифровой фильтра из шести вариантов с различными фазовыми и частотными характеристиками.
Описываю всё подробно, чтобы показать уровень источника, поскольку в ходе прослушивания системы проводились сравнения цифрового и аналогового звучания, и для чистоты эксперимента — практически в бескомпромиссной реализации. За цифру отвечал комплект Métronome, а за аналог — отстроенный и модернизированный студийный магнитофон Studer A62, который предоставила кировская студия SmartAudio Recording Lab вместе с тиражными копиями мастер-лент в формате 38/2. По сути, это было сравнение источников, поскольку весь остальной тракт не менялся.
Коротко о впечатлениях. «Штудер» порадовал очень насыщенной серединой, объёмным басом и открытой динамикой. Подача — эмоционально заряженная, отчасти даже несколько эпатажная. Вокал великолепен. Общее впечатление — отлично, но красивость иногда зашкаливала, словно фонограммы были искусственно «раскрашены». Кто-то из публики дал точное определение — «жирный звук». Тем не менее, слушать было приятно и увлекательно.
Комплект Métronome буквально выровнял всё по линейке — при идеальном тональном балансе показал какую-то невероятную точность в передаче тембров и заметно расширил звуковой диапазон вверх. В звучании тарелок появились «искры», а подача в целом казалась более контрастной и тембрально уравновешенной по всему спектру. Что интересно, с «Метрономами» колонки Валерия Перевезенцева заметно прибавили в классе — из их звучания ушла «винтажность» и стало понятно, почему за них просят столь немалые деньги.
Традиционно система VPAcoustics была скоммутирована российскими кабелями Living Atmos серии Optimus Ultimate. Но компания не стоит на месте: уже выпущена обновлённая балансная версия Optimus Ultimate Mk II, в которой удалось получить заметный прирост качества звучания без повышения цены. Осенью она будет опробована в студии SmartAudio Recording Lab. Кроме того, в силовых кабелях линейки Optimus Ultimate теперь будут применяться корейские вилки iEego, которые были выбраны по результатам слепых прослушиваний.
Система от Hi-End Centre показала, как может звучать винил, если к подбору компонентов подойти тщательно и с умом. Большая их часть нам уже хорошо знакома, но появились и весьма любопытные обновления. На проигрывателе винила CS Port Audio TAT-1M2 (недавняя версия с латунным опорным диском 28 кг) был установлен тонарм SAEC WE-4700. Это российская премьера новой интересной конструкции Double Knife, воплотившая лучшие решения из опыта известной японской компании.
Ещё две новинки — фонокорректор SSP-2 и гибридный интегральный усилитель TSI-300 греческого бренда True Life Audio. В предварительной секции TSI-300 используются лампы 12AU7 NOS (новые из старых запасов), а в выходных каскадах — 20 мощных биполярных транзисторов Toshiba. Усилитель имеет архитектуру «двойное моно» и на 4 Ома выдаёт 2 х 300 Вт.
Акустику Lawrence Dragon (Тайвань) мы впервые услышали на прошлой выставке и удивлялись разнообразию материалов, используемых производителем: передний твитер здесь с алмазным напылением, а задний — керамический; пара 5-дюймовых среднечастотников тоже с применением керамики, а пара 13-дюймовых НЧ-драйверов — с диффузорами из карбонового композита. В прошлый раз «Драконы» демонстрировались с однотактниками на ГМ70, но с TSI-300 они прозвучали значительно интереснее, особенно для тех, кто любит ударный собранный бас и крепкий панч в области нижней середины. При этом звучание не теряло ни детальности, ни тональной достоверности.
Московская компания Tzibisov Store дебютировала на выставке с авторской акустикой Сергея Цибизова. В линейке Pure три модели с басовиками 6, 8 и 10 дюймов (на фото — младшая и старшая). Акустическое оформление у всех — Transmission Line в виде сложного лабиринта. Динамики российские, от компании НОЭМА. Корпуса из многослойной фанеры отделаны натуральным шпоном с последующей обработкой маслом, а лицевые панели — из массива дерева, причём доска для них распиливается с зеркальным рисунком для правой и левой колонки. Поэтому каждая пара уникальна, исключительно ручной работы. Цены такие: 6” — 450 тыс. руб, 10” — 800 тыс., но, как говорит Сергей, можно поторговаться.
Колонки подключались к недорогому двухблочному усилителю Emotiva BasX PT1/A2 и показали очень динамичное, открытое звучание с прекрасно проработанным и быстрым басом. Контрабас на записи казался буквально живым, с натуральными вибрациями струн и корпуса. В ближайшее время мы рассчитываем познакомиться с акустикой Сергея поближе.
Миша Кучеренко — неизменный участник всех хай-файных выставок, на MHES выступает в нескольких ипостасях: представляет компанию «СтереоПравда», проводит встречи со зрителями своего YouTube канала и вместе с соведущим Ярославом Воробьёвым отвечает на их вопросы, а также презентует свою книгу «Неполиткорректная История High End Audio», которую можно было приобрести на выставке с автографом автора.
Помимо интересного общения, посетителям было предложено принять участие в прослушивании нескольких вариантов конфигурации аудиосистемы очень высокого уровня и составить собственные рейтинги в зависимости от качества их звучания.
Всё, что вы видите на фото, за исключением акустических систем, создано в московской лаборатории Felix Audio. Это сетевой стример Insider, аудиофильский роутер Influencer, интегральный усилитель, а также кондиционер питания Nothing и полная кабельная обвязка.
Influencer — продвинутый роутер с правильно организованным питанием. Управляется он по 2,4 ГГц, а раздаёт контент по 5 ГГц, причём на свободном 177-м канале, где нет помех от соседей. Кроме того, он способен выдавать поток по Ethernet на стример Insider. Усилитель построен по схеме Quad с Current Dumping, в блоке питания — выпрямители на транзисторах. В кондиционере Nothing используется принцип магнитной фильтрации.
Лаборатория акустики Dorius (от лат. дорийский музыкальный лад) специализируется на разработке и изготовлении оригинальных акустических систем. В её активе даже имеется патент РФ на изобретение многокамерного акустического оформления.
Эта технология, позволяющая получить внятный и глубокий бас от динамиков небольшого калибра, была реализована во многих проектах компании. Особое внимание также уделяется и внешнему виду акустики: производственная база лаборатории позволяет изготавливать корпуса самой необычной формы со сложной внешней отделкой.
Недавнее 15-летие лаборатория отметила выпуском модульной линейки «Циклон» с рядом инновационных решений: апериодическая трансмиссионная линия (сейчас оформляется заявка на патент), акустическая сшивка полос с минимальной электрической фильтрацией, встречно-противофазное включение динамиков для снижения искажений.
Экспозиция российской мануфактуры Demograf Audio Equipment — одна из самых представительных на выставке. Она объединила изделия лучших отечественных производителей, в числе которых Perun Audio, Snorry Isodynamic и ЭДО (изодинамические и гибридные наушники), Art-Cables High-End Audiolab (кабели) и Gerbera Sound (ламповые фонокорректоры).
Для демонстрации наушников Demograf Audio Equipment предоставила интегральный усилитель с танталовыми лампами 3с24 и топовых ЦАПы с конденсаторами Duelund.
Кроме того, мануфактура показала две системы с ЦАПами на PCM1794, CS4397 и AK4497, ламповыми усилителями и авторской широкополосной винтажной акустикой Sansui G-300 в модификации мастера Андрея Попрыткина. В качестве источников использовались винтажные CD-плееры Krell KPS-20LI с ламповым клоком и Phillips LHH-300.
И, как в прошлом году, в экспозиции московской компании AllB можно было послушать самые разные акустические системы, но все они объединены единым принципом — высокая чувствительность и простейшие разделительные фильтры первого порядка. Как следствие — быстрое и динамичное звучание с массой информации в среднечастотном диапазоне.
Гвоздём экспозиции снова стали 4-полосные 18-дюймовые системы, реальные 100-процентные коаксиалы с четырьмя звуковыми катушками, четырьмя диффузорами и четырёхзвенным разделительным фильтром. Самое удивительное, что эти гигантские излучатели не круглые, а имеют квадратную форму. По словам разработчика Леонида Белебашева, такие лучше сочетается с прямоугольным рупором, благодаря чему улучшается линейность на низких частотах и получается лучшее согласование с СЧ-полосой. Чувствительность систем порядка 100 дБ, поэтому проблем с подбором подходящего усилителя быть не должно.
Кроме того, буквально перед выставкой эти монстры были усовершенствованы — за счёт дополнительного демпфирования удалось обуздать бас и адаптировать его к помещениям относительно небольшой площади.
Кабели Art-Cables High-End Audiolab изготавливаются в Москве в соответствии с собственной концепцией. Проводники из винтажной меди, в т.ч. и японской — от Furukawa и Mitsubishi Electric. В ассортименте все типы кабелей, от шнуров для стационарных наушников до силовых и акустических. Основное отличие от конкурентов в том, что любое изделие можно взять домой на прослушивание, и если не понравилось, вернуть. Цены на силовые кабели с тайваньскими вилками iEGA — от 8 до 60 тыс. руб., акустических — от 30 до 95 тыс. за 3-метровую пару, межблочники — от 12 до 90 тыс. за метровый комплект.
Не спадает интерес к хорошо записанной музыке на магнитной ленте. Студия Zavalinka Records, неизменный участник всех хай-файных выставок, предлагает фонограммы на любой вкус. Из новинок отметим альбомы Умки, Веры Матвеевой и «Миссии Антициклон».
В развитие темы: на MHES 2023 Андрей Шишло представил новую разработку для популярных магнитофонов STM 200/210/300/310/600/-610 — усилитель воспроизведения со встроеннымb VU индикаторами.
И, конечно, винил и аксессуары для ухода за ним. Традиционно для продавцов пластинок организаторы MHES предоставляют самый большой зал отеля, и там можно отыскать всё, что угодно — от новодела до самых лютых раритетов.
Комментарии [3]
Сергей
Flying Lemon Audio Drive — была на выставке MHES 2022 3х полосная, полочная, на 8 дюймовом НЧ динамике, в шпоне!
Flying Lemon Audio Drive 2 — это новая модель, она напольная, тоже 3х полосная, на 12 дюймовом НЧ динамике, она была на MHES 23. Черный рояльный лак.
Flying Lemon Audio Grand Scene не возили не на одну выставку. Она 5 полосная.
Flying Lemon Audio Grand Scene SE была на выставке MHES 22 и она 6 полосная, красного цвета. В настоящий момент есть новая версия Flying Lemon Audio Grand Scene SE-2 она черная, другие настройки и играет супер, звук просто огонь!
Николай ЕФРЕМОВ
Во, спасибо за уточнение. А то сплошная путаница — в пресс-релизах одно, на выставке другое, на сайт к вам не зайти.
AllB music
Тогда ещё одно уточнение, Николай. Эквивалентная площадь квадраксиала почти 21 дюйм. Т.е. форма диффузора помогла ещё и уменьшить физический размер самой АС.