Компания из Тосканы считает свой новый усилитель самым амбициозным проектом за всю почти 30-летнюю историю. Этот 52-килограммовый гигант способен работать как в классе А, так и в АВ, имеет бескомпромиссную конструкцию и собран вручную из лучших комплектующих.
Кроме того, при своих немалых габаритах ABsolute демонстрирует классическое итальянское изящество с безукоризненной работой по металлу.
Звучание? Это как раз тот аспект, который нам предстоит выяснить.
ОСНОВА ДОВЕРИЯ
Технику Audio Analogue никак не отнесёшь к нынешнему мейнстриму, изобилующему устройствами, соревнующиеся между собой не столько качеством звучания, сколько универсальностью, продвинутостью начинки и экономичностью.
В противоположность ему эта итальянская техника представляет собой истинный аудиофильский архетип, заточенный исключительно на музыкальность без оглядки на такие критерии, как масса, габариты и стоимость. Мастера создают особенные вещи для слушателей с особыми запросами.
Выход из мёртвой петли
Модель ABsolute, выпуск которой начался в сентябре прошлого года, представляет собой квинтэссенцию аудиофильской идеи, искусно воплощённую в металле. В ней нет ни встроенного цифроаналогового конвертора, ни Bluetooth, ни даже фонокорректора. И это понятно: в элитном классе, к которому относится усилитель, системы строятся по принципу «разделяй и властвуй», т.е. каждый компонент должен представлять собой законченное самостоятельное устройство и выполнять строго ограниченный круг задач. Но выполнять безукоризненно, на 100 процентов.
Интегральник ABsolute весит 52 килограмма, и большая их часть приходится на пару внушительных силовых трансформаторов, расположенных друг над другом под защитным кожухом. Так что архитектура усилителя — двойное моно безо всяких оговорок. Два этих тора в сочетании с конденсаторами фильтра общей ёмкостью 163 200 мкФ и двенадцатью мощными транзисторами в каждом канале обеспечивают способность усилителя работать не только в традиционном классе «АВ», но и в чистом «А», причём при практически любом сопротивлении нагрузки. В классе «A» усилитель выдаёт до 2 x 50 Вт на восьми омах и до 2 x 200 Вт на двух (!) омах, а в классе «AB» — ровно в три раза больше. Режим работы задаётся кнопкой на лицевой панели, что позволяет оперативно менять характер звучания в зависимости от музыкального жанра и условий прослушивания. Работа в классе «А» на столь низком импедансе — поистине уникальное свойство усилителя, требующее колоссального тока покоя для оконечных каскадов. Выделяемое тепло рассеивается двумя огромными радиаторами, которые фактически заменяют боковые стенки корпуса. Количество алюминия и качество его обработки действительно впечатляет.
Работа в классе «А» на столь низком импедансе — поистине уникальное свойство усилителя, требующее колоссального тока покоя для оконечных каскадов.
Как и в недавно испытанном нами интегральнике AACento, здесь реализована фирменная идеология Global Zero Feedback, т.е. общая обратная связь (ООС) отсутствует и в предварительной секции, и в каскадах усиления мощности. При таком подходе технические показатели обеспечить сложнее и дороже, но специалисты Audio Analogue вот уже почти 30 лет успешно решают эту задачу совместно с компанией AirTech, имеющей большой опыт в конструировании аудио компонентов. И прежде всего — за счёт особой схемотехники и применения отборных комплектующих. На фото «раздетого» усилителя можно увидеть плёночные конденсаторы Audin Cap и WIMA, а также дорогие высокоточные резисторы Dale.
Понятно, что в схемах с ООС получить высокие характеристики намного проще, но, как правило, ценой потери той самой музыкальности, которую так ценят продвинутые меломаны. ООС предусматривает подачу сигнала с выхода на вход, и по этой петле постоянно «гуляют» гармоники, которых в исходном спектре не было. Кроме того, противо-ЭДС, вырабатываемая динамиками при движении диффузоров, также попадает через цепь ООС на вход усилителя и подмешивается в полезный сигнал. Из-за чего и голоса, и звучание инструментов могут терять естественность, стать сухими и безжизненными. БезОСные усилители подобных проблем не имеют.
Здесь реализована фирменная идеология Global Zero Feedback, т.е. общая обратная связь (ООС) отсутствует и в предварительной секции, и в каскадах усиления мощности.
Управляется ABsolute предельно просто, с помощью центральной поворотной ручки. Это и выключатель Standby/On, и коммутатор входов, и регулятор громкости. Последний хотя и цифровой, но исключительно на дискрете, без операционных усилителей. Желаемую плавность регулировки можно задать через меню, для этого предусмотрено четыре разных «скорости». Уровень громкости показывается линейкой бело-голубых светодиодов справа от регулятора. Через меню их яркость можно менять или погасить вовсе. Справа ещё одна линейка из пяти точек, это входы — три линейных на RCA и два на XLR. Все разъёмы — позолоченные.
Ни линейных выходов, ни гнезда для наушников у этой модели нет.
Режимы усилителя контролируется процессором, который постоянно диагностирует различные участки схемы, поэтому при включении аппарат выходит на рабочий режим с небольшой задержкой. Во избежание повреждения акустических систем громкость при загрузке сбрасывается до нуля.
Пульт ДУ такой же, как у модели AACento — тяжёлый, солидный, выточенный из цельного куска алюминия, с полированными алюминиевыми кнопками.
Как и вся техника Audio Analogue, усилитель не только разработан, но и изготовлен в Италии с использованием самого современном оборудования. Корпус из качественного алюминиевого сплава с почти двухсантиметровой передней панелью имеет высокие антирезонансные свойства.
И в такую систему, где малейшее упущение будет сразу заметно, ABsolute вписывается идеально — он абсолютно прозрачен и прекрасно ладит с 80-килограммовыми напольниками.
Поставляется ABsolute в прочном ящике из многослойной фанеры с двумя ручками для переноски.
Энергия и синергия
Система для испытаний усилителя была составлена из компонентов столь же высокого класса. Источником служил комплект из CD/SACD-транспорта Métronome t|AQWO и внешнего цифроаналогового конвертера Métronome с|AQWO, каждого с собственным внешним блоком питания, т.е. всего в воспроизведении участвовали четыре компонента. Акустика тоже внушительная — Peak Sinfonia. Наш испытуемый располагался на отдельной низкой платформе — масса и габариты не позволили разместить его в стойке, да и конвекция для отвода тепла в любом случае весьма желательна. Все компоненты устанавливались на виброизоляторы Pillartech Isopoint.
Первой впечатление от звучания — идеальный музыкальный баланс и какое-то нереальное богатство тембров. Для чистоты эксперимента мы ставили, в основном, SACD с образцовым качеством записи, плюс в ЦАПе был включен апсемплинг до DSD 256. И всё это колоссальное разрешение было передано усилителем без малейших потерь или, наоборот, лишней сосредоточенности на мелочах. Причём эта точность не техническая, а именно музыкальная, наполняющая жизнью звучание вокала и самых разных инструментов. На концертном альбоме Нильса Лофгрена (Nils Lofgren) «Acoustic Live» рельефно передана каждая отдельная струна, улавливаются реверберации и фоновые шумы зала, заполненного совершенно реальной публикой. И мы сами переносимся в эту атмосферу, в которой ничего не отвлекает от музыки. Разумеется, в процессе воспроизведения участвуют не только усилитель, но его роль посредника между источником и акустическими системами очень важна. В точности донести до динамиков всё, что пришло на вход и заставить их воспроизвести это без малейших вольностей, задача не из лёгких. И в такую систему, где малейшее упущение будет сразу заметно, ABsolute вписывается идеально — он абсолютно прозрачен и прекрасно ладит с 80-килограммовыми напольниками.
Именно такое сочетание детальности, предельного внимания к нюансам и способности поразить низким, плотно собранным басом, и привлекает в звучании этого усилителя.
Описывая звучание AACento, я постоянно повторял слово «свобода». Оно и в самом деле ключевое для понимания характера звучания усилителей Audio Analogue, и в полной мере справедливо для ABsolute, но в несколько ином измерении. Энергетика этого тяжеловеса на порядок выше, удар ощущается всем телом, а удивительную скорость атаки он легко добивается от внушительных 10-дюймовых басовиков. Более того, даже в классе «А» ударной мощи достаточно, чтобы прострелить 100-метровую комнату. Именно такое сочетание детальности, предельного внимания к нюансам и способности поразить низким, плотно собранным басом, и привлекает в звучании этого усилителя.
А если брать шире, то ABsolute производит впечатление именно музыкальностью, стремлением показать красоту произведения совершенно независимо от его жанра или особенностей исполнения. Усилитель увлекает и оркестровой классикой, и блюзом, причём даже на «Раммштайне» и Noisia умудряется открыть и мелодическую, и смысловую составляющие. Вот почему систему невозможно слушать в фоновом режиме, она создаёт музыкальную постановку с самым настоящим действием. И что самое интересное, масштабная картина хотя и рисуется тонкими штрихами, тем не менее воспринимается цельными образами: вот струнная группа, вот ритм-секция с большой ударной установкой, а вот солист с бэк-вокалом на заднем плане. И всё это почти в натуральную величину и с абсолютно натуральной динамикой, с живыми тембрами и реально дышащим пространством. И такому музыкальному действию безоговорочно веришь — а в этой достоверности и заключается суть High End Audio.
СИСТЕМА
- CD/SACD-транспорт Métronome t | AQWO
- Цифроаналоговый конвертер Métronome с | AQWO
- Акустические системы Peak Sinfonia
- Стойка Pillartech Audio
- Виброизоляторы Isopoint
- Кабели:
- межблочные Clarus Crimson Mk II CCD XLR
- акустические Tributaries 8SP-12L
- силовые Tributaries Model 8P-IEC
Audio Analogue ABsolute
Производитель: AF Group SRL (Италия)
Выходная мощность 8/4/2 Ом: 2 х 150/2 x 300/2 x 600 Вт в классе АВ; 2 х 50/2 x 100/2 x 200 Вт в классе А || Диапазон усиливаемых частот: 1 Гц — 200 кГц (-3 дБ) || Номинальная чувствительность: 500 мВ || Входное сопротивление: 47 кОм (RCA), 25 кОм (XLR) || Отношение сигнал/шум: >100 дБ || Уровень искажений: <0,05% (AB, 150 Вт, 1 кГц) || Входы: 2 х XLR, 3 x RCA || Выходы: винтовые 4 шт. || Отделка: чёрная, серебристая || Потребляемая мощность в режиме Standby: < 1 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 450 x 221 x 428 мм || Масса: 52 кг || Цена: 3 141 000 руб.